ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НОДА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ОБУЧЕНИЯ.

0
0
Материал опубликован 10 October

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НОДА И

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

ДЛЯ ИХ ОБУЧЕНИЯ.




Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальные условия, необходимые для их обучения, так как именно нарушения ОДА за последние десятилетия стало встречаться значительно чаще, поэтому оно приобрело наибольшую актуальность. Количество таких детей за последние годы существенно возросло и имеется тенденция к их увеличению.

Ключевые слова: нарушения опорно-двигательного аппарата, двигательные расстройства, специальные условия, психолого-педагогическое сопровождение.


«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».
Л. И. Швецова

В последнее время медики отмечают тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате. 

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического или периферического типа.

Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7 % детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно делят на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства.

К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) - 89% от общего количества детей с НОДА. Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющее число в образовательных организациях.

Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением ОДА не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления.

Двигательные расстройства у детей с НОДА могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, и в помещении, и за его пределами. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, их движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки функциональных возможностей кистей и пальцев рук (мелкой моторики).

Как правило, детям с НОДА требуется не только особый уход и присмотр, но и особые условия для обучения. Включение ребенка с НОДА в образовательную организацию будет эффективным при наличии кадровых, материально-технических, учебно-методических условий. Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АОП, на основе которой выстраивается АОП для конкретного ребенка с НОДА.[2, 247 с.]

Важным условием для обучающихся с НОДА является возможность беспрепятственного доступа обучающихся ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации, поэтому в образовательной организации должны быть созданы надлежащие материально технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания. Рабочее место обучающегося с двигательной патологией должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией.

В штат специалистов образовательной организации для обучающихся с НОДА входят учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, тьюторы, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники, ассистенты, которые ведут комплексную работу по сопровождению и коррекционной работе, так как ребенок с НОДА имеет нарушенное физическое развитие и соматически не здоров.

Такая широкая сфера применения педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех, обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения [1, 34 с.]

В заключении хотелось бы отметить, что ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.


Список использованных источников:

Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.- 34 с .

Корекционная педагогика / В.С. Кукушин, Г.Г. Лорин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина и др.; Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование» - Ростов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2002. - 247 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации