12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Номоконова Полина Олеговна17
1

Статья "Комплексное обследование детей с УУО на ПМПК, определение специальных условий получения образования".

 Номоконова П.О учитель-дефектолог
ПМПК ГУ ЦППМСП «ДАР»
Забайкальского края  
Комплексное обследование детей с УУО на ПМПК, определение специальных           условий получения образования

     Для реализации дифференцированного обучения разных по уровню развития детей, выбора     наиболее адекватных соответствующих психофизическим  возможностям ребенка учебных программ и педагогических условий обучения требуется и совершенствование  методов психолого-педагогической дифференциальной диагностики.
    Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. Запас знаний и представлений о внешнем мире ограничен.
  Для выявления необходимых сведений ведется тщательное психолого-педагогическое изучение детей.Большое значение имеет соблюдение принципа всестороннего и целостного изучения ребенка. Следует выявлять не только своеобразие его познавательной деятельности, но и особенности всех сторон его личности: эмоционально-волевой сферы, поведения, физического развития. 
Основной задачей обследования ребенка на ПМПК является определение образовательного маршрута и специальных условий получения образования.
   Обследование начинается с тщательного изучения личного дела ребенка (всей имеющейся медицинской и педагогической документации). Порядок и характер обследования ребенка зависят от его состояния. В тех случаях, когда дети достаточно контактны, спокойны, обследование начинает врач, затем продолжает педагог-дефектолог. Если ребенок не вступает в контакт, ему нужно прежде всего дать возможность освоиться в новой обстановке, а затем переходить к обследованию.При обследовании ребенка важно выявить не только имеющийся у него уровень знаний, но и его возможности к обучению, степень его обучаемости. Для этого при выполнении им предъявленных заданий педагог оказывает помощь ребенку в различной дозировке — от самой незначительной до прямого обучения, фиксируя при этом характер деятельности ребенка и восприятия им помощи.
Ход обследования детей ПМПК обязательно протоколируется: фиксируются вопросы и ответы ребенка, характер выполнения им заданий, поведение в период обследования и пр. Протоколы сохраняются в личном деле ребенка и служат точкой отсчета, позволяющей судить о ходе его развития в последующие годы.
Остановимся на содержании и методике индивидуального психолого-медико-педагогического обследования детей.
Фиксируются следующие сведения:
1. Формальные данные и сведения о ребенке.
Отмечаются дата обследования, номер протокола, фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, домашний адрес и телефон.
Выясняется, обучался ли ребенок где-либо до настоящего обследования: поступил из семьи, детского сада (массового или специального), детского дома (также — какого), специальной (коррекционной) школы, сколько лет учился.
Отмечаются данные о родителях: их возраст, специальность, место работы.
2.Данные медицинского обследования (проводится врачом). Медицинские данные необходимы для выявления различных неблагоприятных факторов в анамнезе и статусе ребенка, влияющих на его развитие, и для учета их в дальнейшей работе. Подробно фиксируется история развития ребенка.
3. Данные психолого-педагогического и логопедического обследования.
Ребенок может бояться незнакомых людей, чувствовать себя стесненно в новой обстановке. Поэтому в начале обследования надо предоставить ему возможность поиграть с имеющимися в кабинете игрушками, при этом дефектолог наблюдает за его действиями: обращает внимание на его внешний вид, отмечает состояние общей и мелкой моторики, координированность  движений, ведущую руку. 
В самостоятельных действиях ребенка с игрушками фиксируется его реакция на них, характер его действий. Если ребенок не играет или обращается с игрушками неадекватно, педагог включается в его действия, стимулируя игру ребенка: предлагает покатать мяч друг другу, покачать куклу и др. Отмечает, меняется ли игровая деятельность ребенка при таких элементах обучения, использует ли он предлагаемую помощь.
Когда ребенок несколько освоился в новой обстановке и вступил в контакт, можно приступить к беседе с ним (если он не говорит, то вопросы ставятся так, чтобы он мог ответить жестом).
Исследование представлений ребенка о себе и ближайшем  окружении.
Беседу начинают с вопросов: Как тебя зовут? С кем ты пришел? На чем приехал в школу? Сколько тебе лет? С кем ты живешь дома? 
Проверяют, имеет ли ребенок понятие о частях тела и лица, для чего его просят назвать, показать их (глаза, уши, голова, руки, ноги, живот и т.д.), различает ли он правую и левую сторону тела. 
Для выявления понимания речи смотрят, может ли ребенок выполнить речевую инструкцию, сначала односложную (простую): «Покажи стол; часы», затем двусложную «Дай книгу».Объем активного и пассивного словаря выявляется сначала по предметным картинкам. Перед ребенком раскладывают 4—6 картинок (например, кукла, чашка, платье, мяч, собака, машина). Ребенка просят сначала назвать, что изображено на них, если же он затрудняется это сделать или называет предметы неверно, то педагог просит: «Покажи, где собака; где мяч» и т.д. Для выяснения, понимает ли ребенок назначение предметов, изображенных на картинках, знает ли их характерные признаки, ему задают такие вопросы, как: «Покажи, из чего ты пьешь чай?», «Что девочки надевают на себя?», «Кто лает?» и т.д.
Более трудная ступень, когда ребенку предлагается назвать несколько картинок одним словом (категориальное обобщение): «Пальто, рубашка, платье — как это можно назвать одним словом?». Для тяжело умственно отсталых детей младшего возраста это задание, как правило, непосильно, они не справляются с ним. Тогда можно предложить им несколько более легкую задачу — выделить необходимые предметы по обобщающему слову: «Дай картинки, где нарисована одежда». 
У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта значительно чаще, чем в норме, отмечаются органические аномалии артикуляционного аппарата: дефекты гортани, неправильное строение зубов, увеличенный язык, недостаточная подвижность языка, аномалии в строении и функциях мягкого и твердого нёба, нёбной занавески и др.
Все эти речевые особенности детей обследуются логопедом специальными методами.
Безречевой ребенок обследуется по невербальным (предметно-практическим и игровым) методикам; ему предъявляются задания, в которых с использованием игрушек икартинок проверяется понимание речи (пассивный словарь): ребенок должен показать называемое педагогом (вербального ответа не требуется).
Особое значение при изучении детей с тяжелой умственной отсталостью имеет обследование уровня их сенсорного развития, предметно-игровой деятельности, восприятия, наглядного мышления — того, что является фундаментом и предпосылками умственного развития ребенка.
В процессе обследования названных психических функций фиксируются общие показатели уровня деятельности и интеллекта: принятие и понимание условий задания, характер деятельности и способы выполнения; обучаемость в ходе диагностического обследования.
    В своей практике для обследования детей c УУО  мы используем  следующие диагностические задания:
-Исследование восприятия цвета.
-Исследование восприятия формы и величины предметов.                                                                  
-Элементарные постройки из двух-трех форм детского строительного материала. Пирамиды. 
-«Доска Сегена» и «Почтовый ящик»
-Разрезная картинка. 
-Конструирование из палочек. Детям предлагается выполнить простейшие постройки, изображающие тот или иной предмет (молоток, ворота, домик) 
Исследование наглядно-действенного мышления.
  Выявление уровня развития наглядно-действенного мышления детей может быть проведено на заданиях, где требуется достать игрушку, для чего ребенок должен догадаться встать на стульчик либо воспользоваться имеющейся поблизости палкой. Как правило, действия детей обнаруживают непонимание ситуации. Убедившись, что не могут достать игрушку руками, поскольку она находится высоко, от дальнейших попыток они отказываются.
Оценка личностного развития ребенка, его эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности.
   В ходе всего обследования специалисты наблюдают за поведением и характером деятельности ребенка. 
В первую очередь отмечается его контактность: контакт легко устанавливается; ребенок входит в контакт не сразу, наблюдается избирательный контакт; капризность; агрессивность. 
Необходимо отметить отношение к обследованию: заинтересованное, безразличное, отрицательное; 
поведение во время обследования: адекватность поведения, активность, двигательная расторможенность или, наоборот, пассивность, замкнутость.
Фиксируется состояние внимания: чем можно привлечь внимание ребенка, устойчивость внимания, его переключаемость.
Особенности деятельности ребенка проявляются при выполнении им предложенных заданий. 
  Выявляется целенаправленность действий либо ее отсутствие (хаотичность действий, соскальзывание, потеря задания). Отмечается также работоспособность ребенка: темп выполнения заданий, утомляемость, истощаемость.
   Часто ведущим и специфическим при изучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является метод наблюдения. 
содержание наблюдения входит:
-оценка эмоционального реагирования ребенка на ситуацию;
-способность и особенности вступления в контакт с незнакомыми взрослыми
-особенности взаимодействия с взрослым (активность,   длительность, интерес, волевое напряжение);
-проявление интереса к окружающей обстановке;
-двигательные особенности.
Отмечается принятие помощи ребенком и степень его обучаемости. Результаты обследования фиксируются в протоколе заключения специалистов ПМПК. Врач пишет развернутый диагноз на основе данных проведенного обследования. 
На основании всех материалов и наблюдений, полученных при индивидуальном обследовании ребенка в ПМПК, составляется заключение о состоянии его развития и имеющихся у него отклонениях. Даются рекомендации родителям о том, как правильно организовать жизнь ребенка в семье, как строить взаимоотношения с ним, учитывая его особенности и возможности развития.
   По итогам комплексного обследования ребенка ПМПК определяет образовательный маршрут и специальные условия получения образования.
   Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье. 
Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений.
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, (Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; коррекционные курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметно-практических  действий и др.) 
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.).
Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды. 
Продолжительность образования.Общее образование детей с умеренной, тяжелой по СИПР происходит в течение 13 лет. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.

ЛИТЕРАТУРА
1.Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960.
2.Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1990.
3.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.
4.Забрамная С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. — М., 1979.
5.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». — М., 2002.
6.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М.Семаго. — М., 1999.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.