12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Поспелова Наталья Юрьевна294
учитель-дефектолог (сурдопедагог), стаж 20 лет
Россия, Архангельская обл., Архангельск
1

Статья «Организация специальных образовательных условий для включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения»

6

 

Организация специальных образовательных условий для включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения

Поспелова Н. Ю.,

учитель-дефектолог (сурдопедагог)

МБОУ СШ № 5 Архангельск;

Наход С. Г.,

учитель-дефектолог (сурдопедагог)

МБОУ СШ № 5 Архангельск

 

 

Работа со школьниками с нарушенным слухом строится с учётом тех проблем, которые вызывают ограничения слуховой функции. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность психолого-педагогического воздействия для выполнения ими образовательных задач наравне со слышащими сверстниками, вместе с которыми они обучаются.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Кроме того, развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных классах, – одна из важнейших составляющих успешности их обучения.

Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухозрительного восприятия речи учащихся с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на уроках и полноценного общения со слышащими сверстниками. В связи с этим сурдопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения, которые предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов:

- слухового восприятия школьников как основы для совершенствования слухозрительного;

- слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях;

- слухозрительного восприятия как основного способа получения информации;

- речи и мышления;

- навыков коммуникации и межличностного взаимодействия;

- контроля и самоконтроля за произношением.

Специфика коррекционной слуховой работы состоит в развитии слухоречевых способностей и навыков, которыми школьники с нарушенным слухом смогут воспользоваться в определенных условиях.


 

Базис сопровождения учащихся

t1679560604aa.gif

Взаимодействие и консультирование

Центр сурдологии и слухопротезирования

проведение открытых занятий и посещение уроков

работа проблемной группы

ребёнок с нарушенным слухом в семье

работа с другими специалистами

внеурочная деятельность


 

Комплексное обследование слуха и речи

(оценка состояния слуховой функции и речевых возможностей)

результаты тональной аудиометрии

работа на «голое ухо»

восприятие речи с индивидуальными слуховыми аппаратами (ИСА)

слуховые возможности с реабилитационным оборудованием

звукопроизношение

произносительная сторона речи

осознанность чтения

 


 


 


 


 


 


 


 

• педиатр

• психиатр

• врач по лечебной физкультуре


 

 

 

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с учащимися, их родителями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.

Организационная деятельность

В рамках этой деятельности учитель-дефектолог организует занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.

Диагностическая и коррекционная деятельность

Диагностическая деятельность

Диагностика включает оценку таких параметров, как:

- адекватность настройки слуховых аппаратов/кохлеарного импланта (слуховая работа в общеобразовательном учреждении ведется только при использовании детьми с нарушениями слуха качественных цифровых, адекватно настроенных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта);

- возможности слухового и слухозрительного восприятия учащихся;

- уровень речевого развития.

Диагностика проводится в течение двух недель в начале и в конце учебного года по традиционной методике с использованием списков слов, фраз и текстов. Обследование

проводится только в индивидуальной форме. Протоколы обследования заполняются на

каждого ученика.

 

Коррекционная деятельность

Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса (эффекты реверберации), большая количественная наполняемость класса (в условиях инклюзивной практики), постоянная работа на уроке в режиме полилога и значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.

Таким образом, учет вышеуказанных факторов определил особенности коррекционной работы сурдопедагога и подходы к отбору речевого материала.

Развитие слухового восприятия на специально организованных индивидуальных занятиях

Развитие слухового восприятия у школьников с особым слухом, обучающихся в общеобразовательной школе – один из важнейших элементов специального коррекционного сопровождения. Развитие слухового восприятия предполагает обучение учащихся различению знакомого по звучанию, неоднократно воспринимаемого речевого материала в ситуации выбора предмета, картинки или таблички. Второй составляющей является опознавание – восприятие знакомого по звучанию речевого материала на слух без наглядного выбора. И третьим этапом развития слуха служит распознавание – это восприятие речевого материала незнакомого по звучанию на слух. Восприятие речи служит для максимального развития остаточного слуха, для создания на этой базе качественно новой слухозрительной основы для восприятия устной речи. Речевой материал всегда отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаем слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом. Развивающееся, по мере накопления речевого запаса слуховое восприятие ребёнка с недостатками слуха всё в большей степени становится источником накопления новых речевых знаний и навыков.

На индивидуальных занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухозрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). При этом такая работа проводится в различных условиях:

- в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ученика, «лицом к лицу»;

- в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);

- в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей, то есть в условии полилога.

Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях полилога.

Необходимо отметить, что по содержанию речевой материал, предъявляемый на слух, направлен на развитие речи и мыслительных операций детей. Например, в речевой материал могут быть включены задания на подбор синонимов, антонимов, морфологический анализ структуры слова, подбор к родовому понятию видовых, определение понятий, объяснение незнакомого слова по контексту и т.д. Успешное обучение школьника с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от «багажа знаний», но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определёнными целями и задачами, ориентироваться на партнёра, последовательно излагать свои мысли. Одной из задач, которая также реализуется на индивидуальных занятиях сурдопедагога, является формирование и совершенствование навыков коммуникации школьников. В процессе таких упражнений, как диалоги, мини-диалоги, речевые игры, отрабатываются правила, приёмы и средства общения, построение и реализация моделей межличностного взаимодействия.

Слухоречевая реабилитация осуществляется с использованием в работе реабилитационного оборудования - электроакустической аппаратуры на основе верботональной системы. Высокие возможности этого оборудования позволяют осуществлять адекватную коррекцию при больших потерях слуха, подбирать режим работы в соответствии с состоянием слуховой функции каждого учащегося, его индивидуальными особенностями. Процесс реабилитации происходит гораздо быстрее: школьники учатся слушать, слышать и говорить в очень комфортных условиях. Результаты хорошо закрепляются («слуховая картинка формируется в коре головного мозга»). Ученик получает возможность почувствовать ритм, темп, а главное интонацию. После каникул верботональная система позволяет быстро восстановить ранее приобретенные навыки.

Центральное место в работе по развитию слухового восприятия занимает работа с текстом. Она предполагает поэтапное выполнения целого комплекса заданий, которые усложняются от класса к классу как по форме, так и по содержанию. Сначала ученик воспринимает текст, кратко передаёт его содержание, т.о. выясняется понимание текста. Далее во время восприятия и воспроизведения по фразам развивается качественное слуховое восприятие, уточняется и расширяется словарь; идёт работа над выразительностью речи, словесным ударением, слитностью и интонацией. После всего тема текста углубляется на другом материале.

В процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи проводится специальная работа по активизации устной коммуникации учеников при широком использовании диалогов, т.к. в процессе диалогической речи происходит развитие желания и умения общаться на основе устной речи, формирование речевого поведения. Большое внимание уделяется развитию мыслительной деятельности на основе различного дидактического материала, причинно-следственных отношений.

В процессе занятий сурдопедагог формирует и автоматизирует у учащихся навыки самоконтроля произношения и контроля за речью товарищей. Работа проводится по индивидуальной программе, учитывающей особенности школьника, речевой материал занятий/предметных уроков. Программа носит развивающий и опережающий характер, позволяет отработать материал по общеобразовательным предметам.

Особое внимание уделяется восприятию речевого материала школьниками во время учебной деятельности, подбирается материал для речевых зарядок на общеобразовательных уроках. Основная задача речевой зарядки – закрепление в устной речи учащихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Не менее важно закрепление вновь приобретённых навыков. Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией. Конкретное содержание определяется программным содержанием. Обязательно проводится зарядка на первом уроке в течение 5 минут, а также необходимо организовывать речевые упражнения на всех уроках в течение 2-3 минут. У учащихся с особым слухом страдает произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, поэтому упор в содержании зарядок делается на эти звуки.

Опыт показывает, что систематическое проведение речевых зарядок, написание диктантов с предварительным проговариванием слов, усиленная работа над пониманием читаемого текста, формирование грамматического строя речи, а именно, употребление приставок, окончаний, местоимений, предлогов, позволяет ученикам успешно овладевать словесной речью, управлять своими слуховыми возможностями, использовать слух и речь и в школе, и в быту, и в различных жизненных ситуациях.

Консультативно-просветительская деятельность

Этот вид деятельности реализуется сурдопедагогом в процессе взаимодействия с родителями и предполагает:

- проведение открытых индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия школьников для родителей и педагогов;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций о ходе, содержании и итогах коррекционного процесса и создании благоприятных условий во внешкольное время для закрепления и автоматизации полученных в образовательном учреждении слухоречевых навыков;

Методическая деятельность

Эта деятельность направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзии. Сурдопедагог проводит для учителей индивидуальные и групповые консультации и семинары, на которых знакомит педагогов с особенностями развития детей с нарушениями слуха, а также со специальными приемами, способствующими повышению эффективности их обучения.

 

Таким образом, создание и внедрение педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом позволяет развивать слуховые и речевые возможности каждого ребёнка и тем самым обеспечивает адаптацию и социализацию детей в коллектив слышащих людей, взаимообучение и взаимоуважение.

 

Литература:

1. Клаус Мангольд. Тезисы из практики: Пути школьной поддержки детей с нарушениями слуха. Шлезвиг (Германия), 2013.

2. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. М.: ВЛАДОС, 2004.

3. Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2008.

4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М. 2001.

5. Святоха Н. В., Яншина Т. М. Материалы для проверки состояния речи детей с нарушениями слуха //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. - №4.

 

Интернет-ресурсы:

1. Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс].

URL: www.ikprao.ru

2. Интернет-журнал Отоскоп [Электронный ресурс]. URL: http://www.otoskop.ru/rus/


 


 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.