Доклад «Особенности форм самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию»
ОСОБЕННОСТИ ФОРМ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Произошелпереход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальнойжизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решатьжизненные задачи. На законодательном уровне, исходя из концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, образовательный процесс направлен на гармоничное развитие личностимладших школьников, основу которого составляет умение самостоятельноучиться, т.е. познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими [6]. Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальныеучебные действия. Термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельноеусвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этогопроцесса [2]. В составе основных видов универсальных учебных действий,соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыреблока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
Особое место занимает регулятивный блок, имеющий специфическиефункции: они направлены на организацию и становление ученика в ролисубъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки.
В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения,представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, анализ выполнения хода действий и результатовсвоей учебной деятельности. Самоконтроль предполагает наличие образца ивозможности получения сведений о контролируемых действиях. Под образцом понимается порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций [4]. Действие контроля напрямую связано сдействием оценки и коррекции. Л. Леонтьев отмечает, что контроль и оценкапредставляют часть целостной учебной деятельности, значит надо формировать учебные действия в комплексе, включая формирование действий самоконтроля и самооценки [7].
Практика показывает низкий уровень развития самоконтроля и самооценки у большинства младших школьников. При анализе контрольных работ по предмету «Окружающий мир», наблюдение за учебной деятельностьюучащихся начальных школ нами было выявлено:
совершаемые действия и операции никак не контролируются, допущенные ошибки не исправляются младшими школьниками (32 % учеников);
младшие школьники часто допускают ошибки даже при выполнениихорошо знакомых учебных заданий (28 % учеников);
школьники не могут исправить ошибку по просьбе учителя (24 % учеников);
младшие школьники некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в томчисле, и когда оно тут же меняется на противоположное (16 % учеников).
Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонентучебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается отнеобходимости самостоятельно контролировать и оценивать её в силу недостаточности мотивации. Анализ методической литературы показал, что формированием самоконтроля и самооценки учебных действий у младшихшкольников преимущественно занимаются на предметах математики и филологического цикла. Формирование самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников не может происходить эпизодически, обучениев начальной школе предполагает единые требования для всех уроков. Согласно ФГОС начального общего образования самоконтроль и самооценкадолжны формироваться как универсальные учебные действия. Предметом нашего исследования являлось формирование самоконтроляи самооценки учебных действий у младших школьников при обучении естествознанию. Современное естественнонаучное образование в начальной школе входит в состав интегрированного курса «Окружающий мир», блок «Человек и природа». Одной из задач естественнонаучного образования начальнойшколы является развитие познавательной активности и самостоятельности вполучении знаний об окружающем мире, развитие регулятивных универсальных учебных действий. Естествознание в начальной школе выполняет пропедевтическую функцию, готовит учащихся к изучению учебных курсов даннойобразовательной области в основной и старшей школе. Поэтому учителюнеобходимо обеспечить устойчивое качество результатов обучения естествознанию на начальном этапе, а это зависит от уровня сформированности умладших школьников самоконтроля и самооценки учебных действий. Различные аспекты формирования учебной деятельности и проблемысамоконтроля и самооценки учебных действий в процессе обучения начальному естествознанию рассматриваются в исследованиях педагогов и методистов: Н.Ф. Виноградовой, А.А. Вахрушевым, О.Т. Поглазовой, А.Б. Воронцовым. В исследованиях ученых отражены отдельные аспекты самоконтроля исамооценки учебной деятельности: технология оценивания образовательныхдостижений (Д.Д. Данилов, А. А. Вахрушев); формирование самоконтроля исамооценки при изучении курса «Окружающий мир», через аппарат организации усвоения учебника (З.А. Клепинина, А.А. Плешаков, О.Т. Поглазова,Н.Ф. Виноградова, А.А. Вахрушев); педагогическая диагностика, выявляющая уровень самоконтроля и самооценки учеников (Н.Ф. Виноградова и др.).
Вместе с тем целостная система методики формирования самоконтроля исамооценки учебных действий у младших школьников при обучении естествознанию не освещена, не выявлены методы, формы, условия самоконтроля исамооценки учебных действий, не разработан инструментарий по их формированию на уроках окружающего мира.
Анализ теоретических исследований и учебно-методических комплектов показал, что начальное естественнонаучное образование имеет богатыйпотенциал содержания, методов, форм организации учебного процесса для формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младшихшкольников. Существенное место в содержании естественнонаучного образования отводится формированию знаний о способах познания природы,приемам учебного наблюдения и эксперименту, что предполагает широкоеполе для самоконтроля и самооценки учебных действий школьников. Следование технологическому подходу в обучении младших школьников естествознанию предполагает проектирование образовательного процесса, исходя изконкретных условий и заданного идеального результата, четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся, т.е. в рамках «субъектносубъектного» подхода в понимании учебного процесса меняется статус учителя – организатор самостоятельной активной познавательной деятельностиучащихся. Выше перечисленное, несомненно, является одним их условий в
формировании действий самоконтроля и самооценки учащихся при обученииестествознанию. В настоящее время в свете естественнонаучного образованияприменяются технологии обучения в малых группах сотрудничества, коллективного способа учебной работы (В.К. Дьяченко, А.С. Соколов), исследовательские (метод проектов), игровые технологии. Данные технологии в полноймере дают возможность учителю формировать самоконтроль и самооценкуучебных действий младших школьников.
Наиболее важным условием организации процесса формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию является эффективный выбор форм самоконтроля и самооценки.Под формой мы, следуя Н.М. Верзилину [3], понимаем внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующееразличным условиям ее проведения и осуществляемое в определенном порядке и режиме.
В психолого-педагогической и методической литературе выделяют следующие формы самоконтроля и самооценки: фронтальная; групповая; индивидуальная; парная; комбинированная [1,4,7].При фронтальном самоконтроле и самооценке учащиеся выполняют упражнение, затем контролируют его выполнение сообща, всем классом. Данная форма может быть организована тогда, когда весь класс слушает ответученика и под руководством учителя проводится анализ ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением. Предлагаем пример упражнения для учащихся 3 класса:
– Узнай птицу по описанию. Она мельче грача, шейка у нее не черная, асерая, глаза светлые. Гнезда строит в дуплах старых деревьев, на чердаках, впоселках. Кормится тем, что найдет.
– Проверь себя: галка.
– Опиши птицу, которую ты встречал в природе. Опиши так, чтобы еемогли узнать твои одноклассники. Воспользуйся образцом и планом:
1. Как ее можно узнать?
2. Ее среда обитания.
3. Чем питается?
Контроль и оценка выполнения упражнения школьником может проводиться классом по алгоритму, под руководством учителя:
1. Последовательность описания.
2. Полнота описания.
3. Достоинства.
4. Недостатки.
При групповом способе организации самоконтроля и самооценки даетсяупражнение группе учащихся. Выполненное упражнение им необходимосоотнести с требуемым результатом. Учащиеся исправляют ошибки сначалакаждый у себя, а затем при совместном обсуждении. При групповой организации класс можно разделить на подвижные группы учащихся,с относительно равными учебными возможностями.
Например, упражнение для группы учащихся 3 класса.
- Сколько ярусов образуют растения леса?
- Какие деревья образуют верхний ярус?
- Какие растения образуют второй и третий ярусы леса?
Заполнитаблицу:
I ярус
|
II ярус |
III ярус
|
деревья |
кустарники |
травы
|
– Проверьте правильность выполнения задания в группе. При затруднении воспользуйтесь материалом учебника».
Индивидуальная организация самоконтроля предполагает выполнениеучащимися упражнений по одной программе, контроль и оценка каждымсвоего задания по единому плану и образцу.
Приведем пример упражнениядля учащихся 2 класса.
– Из предложенного перечня выбери признаки земноводных:
кожа голая, слизкая;
перьевой покров;
6 ног; две пары ног;
дышат легкими; дышат легкими и влажной кожей.
– Как ты думаешь, правильно ли выполнил упражнение? Подчеркни вариант ответа: уверен, правильно;
сомневаюсь;
думаю, что есть ошибки.
– Проверь себя: кожа голая, слизкая; две пары ног; дышат легкими ивлажной кожей.
– Оцени себя:
выполнил упражнение без ошибок – 5 баллов,
допустил 1 ошибку – 4 балла,
допустил 2 ошибки – 3 балла,
допустил 3–4 ошибки – 2 балла.
При обучении естествознанию, эффективно различное сочетание форморганизации самоконтроля и самооценки. Например, индивидуальный самоконтроль в сочетании с фронтальным можно организовать следующим образом: один учащийся выполняет задание на самоконтроль и самооценку у доски, действуя перед всем классом, остальные делают ту же работу на местах.Учитель организовывает помощь учащемуся у доски, последующее детальноеобсуждение самоконтроля. Учитель оценивает деятельность самоконтроля. Такая работа очень важна для объективности контроля, его оценки и правильной организации. Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем и оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой учащихся.
Как показывает практика, коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его признаки и более углубленно их усвоить; выявить допущенные ошибки и установить их причины. Систематическое использование форм самоконтроля и самооценки учебных действий, при обучениимладших школьников естествознанию, помогает им самим регулировать свойучебный труд, обеспечивает сознательность и продуктивность действийшкольников, и их саморазвитие.
Библиографический список
1. Берцифаи Л.В. Специфика учебного действия контроля // Вопросыпсихологии. – 1979. – № 4. – С. 55-61.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальнойшколе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010. – 152 с.
3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Академия, 2008. – 494 с.
4. Педагогика: Учеб.пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: 2008. – 168 с.
5. http://standart.edu.ru
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
ДовжикЖ.А.
г. Новый Уренгой,