Формирование анализа и синтеза при решении первых текстовых задач у младших школьников
Формирование анализа и синтеза при решении первых текстовых задач у младших школьников
Автор: Богданова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №119 Санкт-Петербурга
Что меня волновало
Возвращаясь мысленно к началу своей педагогической деятельности, я вспоминаю, что часто наблюдала, как при решении текстовых задач учащиеся механически манипулировали числами, так как не уяснили в ней отношения между величинами, зависимость между данными и искомым. Желание помочь ребятам заставило меня искать новые приёмы и методы для обучения решению первых текстовых задач.
Где искала решение проблемы
Для начала я попыталась понять процесс решения задач человеком, обратившись за помощью к психологии. Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн характеризовал решение задач человеком, как процесс их переформулирования, в котором непрерывно производиться анализ условий и требований задачи через синтетический акт их соотношений. Из этого следует, что для решения текстовых задач обучающийся должен в совершенстве владеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез. При этом роль анализа сводиться к составлению плана решения задачи, задача же решается синтетическим методом.
На практике я убедилась, что очень результативен по развитию данных мыслительных операций метод сравнительного анализа задач с одинаковой фабулой, но разным математическим содержанием.
Данный метод:
- улучшает организацию первичного восприятия и анализа задач, усиливая внимание к данным и искомым каждой задачи;
- обеспечивает осознанный и доказательный выбор арифметических действий;
- ускоряет виденье взаимосвязей между данными и искомым;
- помогает увидеть много общего в большом количестве задач;
- обеспечивает каждому ребёнку посильный уровень обучения, создавая зону ближайшего развития для каждого;
- развивает умения рассуждать и аргументировать;
- воспитывает ученика, проявляющего культуру логических рассуждений;
- активизирует мыслительную деятельность учащихся;
- вызывает у учащихся интерес к решению задач.
Как решила проблему
Отсутствие данных заданий в учебнике и дополнительных учебных сборниках и пособиях привело меня к самостоятельному составлению групп задач с одинаковой фабулой, но разным содержанием. При составлении групп задач я использовала сборник задач О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой «2500 задач по математике», в котором задачи подобраны в группы только по одинаковому математическому содержанию и имеют разную фабулу. Взяв задачу из сборника, я изменяла её в более простую или сложную, где математическое содержание было другим, но фабула оставалась той же.
Ссылка на сборник О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой «2500 задач по математике»: http://galanina.ucoz.net/matematika/2500-zadach-po-matematike-S-otvetami-ko-vsem-zadac.pdf
При составлении группы задач я учитывала следующие дидактические принципы:
- доступность - каждый ребёнок мог самостоятельно провести сравнение задач и сделать соответствующие выводы;
- от простого к сложному - при решении составной задачи ребёнок опирается на более простую задачу;
- психологическая комфортность – в каждой группе задач обучающийся найдёт простую задачу, которую может решить самостоятельно, она же и поможет ему решить более сложную
Что у меня получилось
№1 "Простые и составные задачи на нахождение целого числа"
группа задач №1
PPTX / 108.71 Кб
№2 " Простые и составные задачи на нахождение части от целого числа"
группа задач №2
PPTX / 112.62 Кб
№3 "Задачи на разностное сравнение и нахождение суммы"
группа задач №3
PPTX / 104.07 Кб
№4 «Составные задачи на нахождение целого числа и части от целого числа; на разностное сравнение»
группа задач №4
PPTX / 118.77 Кб
№5 «Составные задачи на нахождение суммы, на разностное и кратное сравнение»
группа задач №5
PPTX / 99.94 Кб
№6 «Простые задачи на деление и составные задачи на деление числа на сумму»
группа задач №6
PPTX / 96.27 Кб
№7 «Простые задачи и составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого»
группа задач №7
PPTX / 94.18 Кб
№8 «Простые и составные задачи на нахождение уменьшаемого»
группа задач №8
PPTX / 96.82 Кб
№9 «Простые и составные задачи на нахождение вычитаемого»
группа задач №9
PPTX / 88.22 Кб
№10 «Простые и составные задачи на нахождение остатка»
группа задач №10
PPTX / 92.07 Кб
Когда использую
Название | Сроки использования |
№1 «Простые и составные задачи на нахождение целого числа» | После знакомства со составными задачами на нахождение целого числа на этапе их закрепления и развитии навыка решения простых задач на нахождение целого числа |
№2 «Простые и составные задачи на нахождение части от целого числа» | После знакомства со составными задачами на нахождение части от целого числа на этапе их закрепления и развитии навыка решения простых задач на нахождение части от целого числа |
№3 «Простые и составные задачи на разностное сравнение и нахождение суммы» | После знакомства с простыми и составными задачами на разностное сравнение на этапе их закрепления и развитии навыка решения задач на нахождение суммы |
№4 «Простые и составные задачи на нахождение целого числа и части от целого числа; на разностное сравнение» | При развитии навыка решения простых и составных задач на нахождение целого числа, части от целого числа, на разностное сравнение |
№5 «Составные задачи на нахождение суммы, на разностное и кратное сравнение» | После знакомства с задачами на кратное сравнение на этапе их закрепления и развитии навыка решения задач на нахождение суммы и разностное сравнение |
№6 «Простые задачи на деление и составные задачи на деление числа на сумму» | После знакомства со составными задачами на деление суммы на число и числа на сумму на этапе их закрепления и развитии навыка решения простых задач на деление |
№7 «Простые и составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого» | После знакомства с действием умножения на этапе развития умения решать составные задачами на нахождение неизвестного слагаемого |
№8 «Простые и составные задачи на нахождение уменьшаемого» | После знакомства с действием умножения на этапе развития умения решать составные задачи на нахождение уменьшаемого |
№9 «Простые и составные задачи на нахождение вычитаемого» | После знакомства с действием умножения на этапе развития умения решать составные задачи на нахождение вычитаемого |
№10 «Простые и составные задачи на нахождение остатка» | После знакомства с действием умножения на этапе развития умения решать составные задачи на нахождение остатка . |
Как организую работу на уроке
Разбирая задачи каждой группы, я придерживаюсь следующих этапов и вопросов:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-Познакомьтесь с заданием слайда. | Знакомятся с заданием слайда. |
-Чем похожи и чем отличаются задачи? | Называют похожее и отличное в задачах. |
-В какой задаче можете сразу ответить на вопрос задачи? | Называют задачу, где можно сразу ответить на вопрос задачи. |
-Решите эту задачу. | Решают задачу. |
-Объясните решение задачи. | Объясняют решение задачи. |
-Почему не можете сразу ответить на вопрос соседней задачи? | Объясняют, почему не могут ответить на вопрос задачи. |
-Составьте план решения этой задачи. | Озвучивают план решения задачи. |
-Решите задачу. | Решают задачу. |
-Объясните решение задачи. | Объясняют план решения задачи. |
-Сравните решения задач. Что изменилось? | Сравнивают решения задач, называют похожее и отличное. |
-С чем связаны изменения в решениях задач? | Объясняют изменения в решениях задач. |
-Какой вывод можете сделать? | Формулируют вывод. |
Например, работа может быть организована так:
«Задачи на нахождение части от целого числа» (слайд 5)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Познакомьтесь с заданием слайда. | Знакомятся с заданием на слайде. |
-Чем похожи и чем отличаются задачи? | Называют похожее и отличное в задачах. |
- В какой задаче можете сразу ответить на вопрос задачи? | - В первой задаче. |
-Решите задачу №1. | Решают в тетради задачу №1. |
-Как решили задачу? | 15 – 6 = 9 (г.) |
-Объясните решение задачи. | - Нам неизвестна часть от целого числа, чтобы найти часть, надо из целого числа вычесть известную часть. Поэтому, 15 – 6 = 9 |
-Почему не можете сразу ответить на вопрос в задаче№2? | - Нам неизвестно, сколько грибов росло на полянке или целое число. |
-Можно найти целое число? | - Да. |
-Составьте план решения задачи. | 1) Узнаем, сколько грибов росло на полянке. 2) Узнаем, сколько грибов унёс ёжик. |
-Решите задачу №2. | Решают задачу. |
-Проверьте решение задачи. | Проверяют решение задачи. |
-Сравните решения задач. Что изменилось? | Указывают на изменения в решении задач. |
-С чем связаны изменения в решении задач? | - Мы не знали, сколько грибов росло на полянке или целое число, но мы смогли его узнать. |
-Что одинакового в решении задач? | - Мы находили часть от целого числа. |
-Как найти часть от целого числа? | - Чтобы найти часть от целого числа, надо из целого числа вычесть известную часть или части. |
Сравнительный анализ содержания задач и их решения может быть как до решения задач детьми, так и после их решения в зависимости от особенностей класса.
Результаты
Применение данного дидактического материала на уроках математики и во внеурочное время позволяет мне:
- вызывать интерес учащихся к решению задач;
- воспитывать думающего ученика, проявляющего культуру логичных рассуждений при решении первых текстовых задач; умеющего рассуждать, аргументировать; владеющего умениями анализа и синтеза при решении первых текстовых задач для дальнейшего обучения решению задач в среднем звене.
Сейчас у меня есть материал, который поможет маленьким ребятам легко войти в огромный мир задач. Поможет им увидеть в большом количестве задач много общего. Станет их помощником на этом трудном, но интересном пути.
Черепанцева Людмила Юрьевна
Богданова Ольга Николаевна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кузнецова Виктория Владимировна