12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богданова Ольга Николаевна3674
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Формирование анализа и синтеза при решении первых текстовых задач у младших школьников


Автор: Богданова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №119 Санкт-Петербурга



Что меня волновало

Возвращаясь мысленно к началу своей педагогической деятельности, я вспоминаю, что часто наблюдала, как при решении текстовых задач учащиеся механически манипулировали числами, так как не уяснили в ней отношения между величинами, зависимость между данными и искомым. Желание помочь ребятам заставило меня искать новые приёмы и методы для обучения решению первых текстовых задач.


Где искала решение проблемы

Для начала я попыталась понять процесс решения задач человеком, обратившись за помощью к психологии. Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн характеризовал решение задач человеком, как процесс их переформулирования, в котором непрерывно производиться анализ условий и требований задачи через синтетический акт их соотношений. Из этого следует, что для решения текстовых задач обучающийся должен в совершенстве владеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез. При этом роль анализа сводиться к составлению плана решения задачи, задача же решается синтетическим методом.

На практике я убедилась, что очень результативен по развитию данных мыслительных операций метод сравнительного анализа задач с одинаковой фабулой, но разным математическим содержанием.

t1599679664aa.png

t1599679664ab.png

t1599679664ac.png

Данный метод:

  • улучшает организацию первичного восприятия и анализа задач, усиливая                    внимание к данным и искомым каждой задачи;
  • обеспечивает осознанный и доказательный выбор арифметических действий;
  • ускоряет виденье взаимосвязей между данными и искомым;
  • помогает увидеть много общего в большом количестве задач;
  • обеспечивает каждому ребёнку посильный уровень обучения, создавая зону ближайшего развития для каждого;
  • развивает умения рассуждать и аргументировать;
  • воспитывает ученика, проявляющего культуру логических рассуждений;
  • активизирует мыслительную деятельность учащихся;
  • вызывает у учащихся интерес к решению задач.



Как решила проблему

Отсутствие данных заданий в учебнике и дополнительных учебных сборниках и пособиях привело меня к самостоятельному составлению групп задач с одинаковой фабулой, но разным содержанием. При составлении групп задач я использовала сборник задач О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой «2500 задач по математике», в котором задачи подобраны в группы только по одинаковому математическому содержанию и имеют разную фабулу. Взяв задачу из сборника, я изменяла её в более простую или сложную, где математическое содержание было другим, но фабула оставалась той же.

Ссылка на сборник О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой «2500 задач по математике»: http://galanina.ucoz.net/matematika/2500-zadach-po-matematike-S-otvetami-ko-vsem-zadac.pdf

При составлении группы задач я учитывала следующие дидактические принципы:

- доступность - каждый ребёнок мог самостоятельно провести сравнение задач и сделать соответствующие выводы;

- от простого к сложному - при решении составной задачи ребёнок опирается на более простую задачу;

- психологическая комфортность – в каждой группе задач обучающийся найдёт простую задачу, которую может решить самостоятельно, она же и поможет ему решить более сложную


Что у меня получилось​​​​​​​

№1 "Простые и составные задачи на нахождение целого числа"
группа задач №1
PPTX / 108.71 Кб

№2 " Простые и составные задачи на нахождение части от целого числа"
группа задач №2
PPTX / 112.62 Кб

№3 "Задачи на разностное сравнение и нахождение суммы"
группа задач №3
PPTX / 104.07 Кб

№4 «Составные задачи на нахождение целого числа и части от целого числа; на разностное сравнение» 


группа задач №4
PPTX / 118.77 Кб

№5 «Составные задачи на нахождение суммы, на разностное и кратное сравнение»


группа задач №5
PPTX / 99.94 Кб

№6 «Простые задачи на деление и составные задачи на деление числа на сумму»


группа задач №6
PPTX / 96.27 Кб

№7 «Простые задачи и составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого» 


группа задач №7
PPTX / 94.18 Кб


№8  «Простые и составные задачи на нахождение уменьшаемого»


группа задач №8
PPTX / 96.82 Кб

№9 «Простые и составные задачи на нахождение вычитаемого»


группа задач №9
PPTX / 88.22 Кб

№10 «Простые и составные задачи на нахождение остатка»


группа задач №10
PPTX / 92.07 Кб


Когда использую

Название

Сроки использования

№1 «Простые и составные задачи на нахождение целого числа»


После знакомства со составными задачами на нахождение целого числа на этапе их закрепления и развитии навыка решения простых задач на нахождение целого числа

№2 «Простые и составные задачи на нахождение части от целого числа»


После знакомства со составными задачами на нахождение части от целого числа на этапе их закрепления и развитии навыка решения простых задач на нахождение части от целого числа

№3 «Простые и составные задачи на разностное сравнение и нахождение суммы»


После знакомства с простыми и составными задачами на разностное сравнение на этапе их закрепления и развитии навыка решения задач на нахождение суммы

№4 «Простые и составные задачи на нахождение целого числа и части от целого числа; на разностное сравнение»


При развитии навыка решения простых и составных задач на нахождение целого числа, части от целого числа, на разностное сравнение

№5 «Составные задачи на нахождение суммы, на разностное и кратное сравнение»


После знакомства с задачами на кратное сравнение на этапе их закрепления и развитии навыка решения задач на нахождение суммы и разностное сравнение

№6 «Простые задачи на деление и составные задачи на деление числа на сумму»


После знакомства со составными задачами на деление суммы на число и числа на сумму на этапе их закрепления и развитии навыка решения простых задач на деление

№7 «Простые и составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого»


После знакомства с действием умножения на этапе развития умения решать составные задачами на нахождение неизвестного слагаемого

№8 «Простые и составные задачи на нахождение уменьшаемого»



После знакомства с действием умножения на этапе развития умения решать составные задачи на нахождение уменьшаемого

№9 «Простые и составные задачи на нахождение вычитаемого»



После знакомства с действием умножения на этапе развития умения решать составные задачи на нахождение вычитаемого

№10 «Простые и составные задачи на нахождение остатка»


После знакомства с действием умножения на этапе развития умения решать составные задачи на нахождение остатка

.



Как организую работу на уроке

Разбирая задачи каждой группы, я придерживаюсь следующих этапов и вопросов:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Познакомьтесь с заданием слайда.

Знакомятся с заданием слайда.


-Чем похожи и чем отличаются задачи?

Называют похожее и отличное в задачах.


-В какой задаче можете сразу ответить на вопрос задачи?

Называют задачу, где можно сразу ответить на вопрос задачи.


-Решите эту задачу.

Решают задачу.


-Объясните решение задачи.

Объясняют решение задачи.

-Почему не можете сразу ответить на вопрос соседней задачи?


Объясняют, почему не могут ответить на вопрос задачи.

-Составьте план решения этой задачи.

Озвучивают план решения задачи.

-Решите задачу.

Решают задачу.

-Объясните решение задачи.

Объясняют план решения задачи.

-Сравните решения задач. Что изменилось?

Сравнивают решения задач, называют похожее и отличное.

-С чем связаны изменения в решениях задач?

Объясняют изменения в решениях задач.

-Какой вывод можете сделать?

Формулируют вывод.



Например, работа может быть организована так:

«Задачи на нахождение части от целого числа» (слайд 5)

t1599679664ad.png


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Познакомьтесь с заданием слайда.

Знакомятся с заданием на слайде.

-Чем похожи и чем отличаются задачи?

Называют похожее и отличное в задачах.


- В какой задаче можете сразу ответить на вопрос задачи?

- В первой задаче.



-Решите задачу №1.

Решают в тетради задачу №1.


-Как решили задачу?

15 – 6 = 9 (г.)


-Объясните решение задачи.

- Нам неизвестна часть от целого числа, чтобы найти часть, надо из целого числа вычесть известную часть. Поэтому, 15 – 6 = 9


-Почему не можете сразу ответить на вопрос в задаче№2?


- Нам неизвестно, сколько грибов росло на полянке или целое число.

-Можно найти целое число?


- Да.

-Составьте план решения задачи.

1) Узнаем, сколько грибов росло на полянке.

2) Узнаем, сколько грибов унёс ёжик.



-Решите задачу №2.

Решают задачу.


-Проверьте решение задачи.

Проверяют решение задачи.


-Сравните решения задач. Что изменилось?

Указывают на изменения в решении задач.


-С чем связаны изменения в решении задач?

- Мы не знали, сколько грибов росло на полянке или целое число, но мы смогли его узнать.


-Что одинакового в решении задач?

- Мы находили часть от целого числа.


-Как найти часть от целого числа?

- Чтобы найти часть от целого числа, надо из целого числа вычесть известную часть или части.

Сравнительный анализ содержания задач и их решения может быть как до решения задач детьми, так и после их решения в зависимости от особенностей класса.


Результаты

Применение данного дидактического материала на уроках математики и во внеурочное время позволяет мне:

  • вызывать интерес учащихся к решению задач;
  • воспитывать думающего ученика, проявляющего культуру логичных рассуждений при решении первых текстовых задач; умеющего рассуждать, аргументировать; владеющего умениями анализа и синтеза при решении первых текстовых задач для дальнейшего обучения решению задач в среднем звене.


Сейчас у меня есть материал, который поможет маленьким ребятам легко войти в огромный мир задач. Поможет им увидеть в большом количестве задач много общего. Станет их помощником на этом трудном, но интересном пути.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Черепанцева Людмила Юрьевна, 14.09.20 в 20:15 2Ответить Пожаловаться
Может, вы уже применяете, но на всякий случай посоветую: мы всегда используем цв.карандаши: известное - зел., неизвест. - красн. ( предлог обводим, меньше, больше - подчёркиваем),ключ. слово в вопросе - синим. Сейчас 4 класс - простым карандашом,но должны обязательно выделить.
р.с. потом ластиком убирают.
Богданова Ольга Николаевна, 14.09.20 в 20:25 1Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, мы тоже выделяем цветными карандашами, но в краткой записи. В 4 классе знаки вопроса подчёркиваем чёрточками: первое действие - одна чёрточка, второе действие - две чёрточки и т. д. Спасибо!
Черепанцева Людмила Юрьевна, 14.09.20 в 20:54 2Ответить Пожаловаться
А мы прямо в тексте))) После нас учебники на списание идут. Правда,стирать всё равно заставляю)))
Горбачёва Марина Юрьевна, 27.09.20 в 11:37 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Кузнецова Виктория Владимировна, 30.11.21 в 18:50 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.