Особенности использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования

2
0
Материал опубликован 1 March 2020 в группе

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Байназарова Юлия Тагировна,

преподаватель информатики ГАПОУ СКОиПТ

Сегодняшнее образование должно учитывать индивидуальные особенности обучающихся и выстраивать в соответствии с этими особенностями индивидуальные образовательные траектории. Сложности появляются с той категорией студентов, которые «отклоняются» от общей, стандартной образовательной линии - это обучающиеся с физическими и психическими нарушениями (инвалиды). Некоторые из них, например, с нарушениями опорно-двигательной системы, вообще не способны учиться в режиме дневного обучения, они с трудом выезжают из дома, и поэтому, как правило, не имеют физической возможности получить то или иное образование. Другие, с глубокими нарушениями сенсорных органов, также не могут учиться вместе со всеми и также нуждаются в особых условиях обучения. Одним из способов решения этой проблемы является использование дистанционных образовательных технологий - таких форм организации учебного процесса, при которой преподаватель может работать с обучающимися, отделенными от него в пространстве и во времени. Они позволяют студенту взаимодействовать с компьютером, компенсируя имеющиеся у него физические или сенсорные дефекты.

Как же начался процесс внедрения дистанционных технологий в нашем колледже? Первым шагом на пути к организации обучения стала подготовка преподавательского состава. Было организовано прохождение коллегами курсов повышения квалификации по нескольким направлениям. Следующим шагом по организации дистанционного обучения стало проведение семинаров с педагогическим коллективом по разработке электронных учебно-методических материалов. Третьим немаловажным моментом на пути к успешному внедрению обучения с применением дистанционных образовательных технологий стало введение в штатное расписание колледжа должности «тьютор».

Исходя из нашего опыта, можно сказать, что только после обучения педагогического коллектива, разработки электронных учебных изданий, локальных актов, введения ответственного  лица за организацию обучения можно начать реализовывать обучение с применением дистанционных образовательных технологий. 

На сегодняшний день осуществляется реализация основной профессиональной образовательной программы по 8 специальностям/профессиям, а также по 6 программам переподготовки и 18 программам повышения квалификации. Преимущественно большую часть составляют маломобильные граждане населения и обучающиеся с нарушением слуха и речи.

Сегодня возможны разные модели дистанционного обучения, которые, в основном, определяются используемыми технологиями (электронная почта, общение в чате на сайте, потоковые лекции, видеоконференции). Рассмотрим специфику организации дистанционного обучения в нашем колледже.

Оболочкой сайта является одна из самых популярных систем дистанционного обучения  - Moodle. Разработанный сайт дистанционного обучения колледжа функционирует по  принципу трех кликов: набрав адрес образовательного ресурса, пользователь попадает на первую страницу, где приведен полный перечень направлений подготовки (специальностей). Выбрав направление – обучающийся переходит в личное учебное пространство, и уже оттуда получает доступ к собственно учебным материалам. Авторизация пользователей позволяет преподавателю вести учет студентов, статистику их работы с контентом и заданиями, выставлять оценки. С другой стороны – студент получает в личное пользование персональное пространство, в котором он может выполнять задания, просматривать свои оценки.

Наша электронная информационно-образовательная среда дистанционного обучения представляет собой учебно-методические материалы по каждой дисциплине, междисциплинарным курсам, которые включают в себя как возможность изучения теоретического материала, представленных в виде электронных лекций, презентаций, так и выполнение практических и лабораторных заданий.

Контрольно-оценочная деятельность сводится к тестам и самостоятельным работам. Прохождении тестов ограничены по времени и устанавливаются индивидуально под каждого студента. После их завершения есть возможность увидеть оценку, на какие вопросы ответили правильно, а на какие нет.

Промежуточная аттестация включает: экзамены, зачеты, курсовые работы (проекты). Итоговая аттестация проводится в сроки, установленные для выпускников колледжа, проводится государственной аттестационной комиссией и оформляется в установленном порядке.

Ежегодно, в начале учебного года, во время очного собрания тьютор знакомит студентов с выпиской из учебного плана; графиком учебного процесса, графиком on-line консультаций посредством Skype. Of-line консультации проводятся через электронную почту, чат в оболочке и WhatsApp. Консультации могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, очными. Для обеспечения консультаций используются все доступные колледжу и студентам современные информационные и коммуникационные технологии и технические средства.

При обучении студентов с инвалидностью возникают специфические трудности, связанные с их психофизическими особенностями, как правило, медленно осваивают новый материал, у них наблюдается малоподвижность, инертность мыслительных процессов, скованность, уход от первоначально найденных способов действия, заметные трудности они испытывают каждый раз при переключении от одной операции на другую. Поэтому учебно-методические комплексы для студентов инвалидов требуют дополнительной работы - адаптации учебного материала.

Можно выделить основные особенности дистанционного обучения студентов с инвалидностью, которыми следует руководствоваться при подготовке учебно-методических материалов и в учебном процессе:

1. Индивидуальный подход, посредством которого обеспечивается направленное педагогическое воздействие на студента с инвалидностью, основанное на знании и учете особенностей его развития, физических нарушений и структуры его личности

2. Дозирование учебных нагрузок. Оно заключается в регулировании времени и интенсивности обучения, когда студент с инвалидностью с помощью преподавателя или самостоятельно определяет темп изучения материала, время и продолжительность занятий.

3. Применение специальных приемов обучения, которые обеспечивают доступность учебной информации (жестовая речь для студентов с нарушениями слуха), логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогий по образцам), использование технических средств, специальных приборов и оборудования (применение аппаратов, усиливающих зрительную, тактильную, слуховую и др. информацию).

Эти приемы могут быть использованы в различных сочетаниях в зависимости от целей и задач обучения, содержания учебного материала и особенностей студентов с инвалидностью.

4. Использование технических средств обучения (компьютеров, тифлотехнических средств), посредством которых реализуются компенсаторные функции технических средств обучения, позволяющие либо усиливать чувствительность анализаторов, либо замещать их другими, сохранными анализаторами, расширив тем самым способы доступа к учебной информации.

Имея такой опыт в организации дистанционного обучения для людей с инвалидностью, мы хотим создать и разместить на образовательном портале учебные курсы, массовые открытые онлайн курсы, видеолекции для дистанционного обучения студентов с различными нозологиями и организовать дополнительное профессиональное образование педагогических кадров по вопросам организации инклюзивного профессионального образования.

Библиографический список

  1. Симановский А. Э. Использование дистанционных технологий для обучения студентов–инвалидов [Электронный ресурс] / М. Н. Гордеев // Педагогическое образование в России.- 2014.- №10. -.- URL: http:// vestnik.yspu.org/releases/2012_4pp/45.pdf
  2. Корниенко С. А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 175-182. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5759/.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации