12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Иванова Виктория Алексеевна17

Статья на тему: «Особенности музыкального воспитания во внеклассное время детей с нарушением слуха»

 

Когда-то давно великий Аристотель сказал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

Каждый учитель в современной школе сталкивается с проблемами обучения и воспитания детей с ОВЗ, если такие дети попадают в класс. Они требуют большего внимания, сил, методической подкованности учителя. Несмотря на все трудности работы с такими детьми, работа эта очень интересна и насыщенна. Она позволяет раскрыть себя с другой стороны. Побывав на одном из мероприятий в школе, где учатся дети с нарушением слуха, я задумалась над вопросом: «Как помочь таким детям развиваться и достигать в своем развитии уровня здоровых, слышащих сверстников?». Имея музыкальное образование, коррекционное образование и опыт работы с детьми, имеющими нарушения слуха, я разработала серию музыкальных занятий, а так же провела обследование учащихся школы-интерната для глухих детей.

Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О. Апраксина.

Однако все перечисленные изучения музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания детей. Подобных исследований применительно к музыкальному образованию в школе глухих существует очень мало. Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение особенностей музыкального воспитания детей в школе глухих, так как давно известно, что музыка используется не только в целях эстетического и нравственного воспитания, но и в коррекционных целях.

Целью нашего исследования является изучение особенностей музыкального воспитания детей во внеклассное время в школе глухих.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Изучить исторический аспект использования музыки в коррекционных целях.

2. Раскрыть физиологические особенности и возможности восприятия музыки глухими детьми.

3. Определить влияние музыки на развитие детей с нарушениями слуха.

4. Выделить виды музыкальных занятий во внеурочное время в школе глухих.

5. Выявить возможности коррекционного воздействия на глухих учащихся при помощи музыкальных занятий.

Объектом нашего исследования является музыка как способ культурного, нравственного и эстетического воспитания глухих школьников, а главное - как метод коррекционной работы в школе глухих.

Предметом исследования определены особенности музыкального воспитания в школе глухих.

В ходе работы применялись теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкальной литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта. Кроме того, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты на базе специальной коррекционной школы-интерната №31 1 вида.

Наше исследование состояло из двух этапов.

1 этап. Изучение литературы и педагогического опыта по данной проблеме.

На данном этапе исследования мы решили первые четыре задачи:

  1. Мы изучили исторический аспект музыкального воспитания глухих детей;

  2. определили, какое влияние оказывает музыкальное искусство на развитие детей;

  3. выявили особенности восприятия музыки детьми с нарушениями слуха,

  4. а также выделили виды внеклассных музыкальных занятий, их задачи и особенности проведения.

Корме того, при изучении педагогического опыта мы узнали о внешкольных музыкальных мероприятиях, которые проводятся в нашей стране и за рубежом:

  • Обучение «речевому пению».

  • межрегиональный фестиваль жестовой песни "Поющие руки"

  • Проект экспериментального обучения глухих детей игре на фортепиано по авторской методике Л.В. Гущиной «А музыка звучит».

  • Обучение игре на музыкальных инструментах в группе. Примером такой группы может служить очень известный в Японии ансамбль глухих барабанщиков.

Также мы выяснили, какое влияние оказывают музыкальные занятия на развитие школьников:

  • Эстетическое развитие глухих детей.

  • Формирование у детей чувства красоты.

  • Нравственное развитие учащихся.

  • Расширение кругозора школьников.

  • Расширение словарного запаса, пополнение его новой лексикой.

  • Эмоциональное развитие учащихся.

  • Развитие воображения и творчества детей.

  • Активизируются умственные способности глухих учащихся.

  • Физическое развитие глухих детей.

  • Также происходит совершенствование произношения учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмической структуры речи, речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями

Именно последняя особенность музыкальных занятий, т.е. коррекция речи, и послужила основой для проведения практического исследования, которое является вторым этапом нашей работы.

2 этап. Эксперимент.

Идея эксперимента состоит в том, чтобы выяснить, возможно ли проведение работы по коррекции определенных характеристик устной речи (а именно: постановки словесного ударения, темпа речи, слитности, внятности, речевого дыхания) с помощью музыкальных занятий, и насколько эффективна окажется такая работа.

Результатом эксперимента стала разработанная серия занятий по обучению глухих младших школьников: а) элементам музыкальной грамоты (музыкальным длительностям, ритмам); б) игре на элементарных музыкальных инструментах (барабане, бубне, ложках, маракасах, металлофоне, треугольнике). Кроме того, проводилась коррекция речевого дыхания, темпа, слитности и ритма речи; работа по формированию навыков правильной постановки словесного ударения.

Исследование проходило на базе специальной коррекционной школы-интерната I вида №31. В эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 классов в возрасте 9-10 лет (всего 9 детей).

Эксперимент состоит из трех этапов:

  1. Констатирующий эксперимент – обследование различных характеристик устной речи детей: произношения, темпа речи, слитности, речевого дыхания, постановки словесного ударения, а также обследование уровня восприятия и воспроизведения ритмической структуры устной речи.

Обследование проводилось в разных видах речевой деятельности: при чтении и при самостоятельной речи.

В ходе эксперимента были составлены таблицы результатов обследования по каждому ученику. Кроме того, были составлены диаграммы, которые включали в себя оценку состояния устной речи по пятибалльной шкале. Затем была составлена общая диаграмма (средние показатели) по всей группе учеников.

  1. Формирующий эксперимент заключался в проведении серии занятий «Музыкальный час», на которых проводилось обучение детей элементам нотной грамоты, игре на элементарных музыкальных инструментах, а также проводилась работа по коррекции устной речи.

Особенностью данных занятий являлось то, что изучение нового материала и закрепление пройденного проводилось в форме игр, в движениях. Каждый ученик участвовал в игре. Все ученики общались между собой, каждый мог попробовать себя в разной роли (играть на разных музыкальных инструментах, быть ведущим в какой-либо игре, помогать учителю). В результате новый материал запоминался быстрее, а его изучение не было скучным, однообразным и монотонным.

  1. Контрольный эксперимент представлял собой обследование устной речи испытуемых по тем же методикам и с помощью того же методического материала, который использовался в констатирующем эксперименте.

Результаты обследования в виде диаграмм представлены в приложении.

Затем была составлена сравнительная диаграмма по итогам обследования. Результаты обследования в начале эксперимента сравнивались с результатами обследования в конце эксперимента.

Экспериментальные данные показали, что после проведения серии музыкальных занятий во внеурочное время, у учеников возросло качество устной речи при чтении и произнесении знакомых слов и фраз. Важно обратить внимание на то, что улучшение качества устной речи учеников в целом не являлось целью данного эксперимента. В ходе эксперимента было предъявлено определенное количество слов и фраз, которые отрабатывались в течение нескольких занятий, а затем предъявлялись в процессе контрольного эксперимента. Именно на основании этого материала и делались выводы. Результаты эксперимента доказывают необходимость систематического проведения подобных занятий во внеклассное время для проведения воспитательной и коррекционной работы с учащимися школы 1 вида.

Результаты проведенного теоретического и практического исследования послужили основой для следующих выводов.

Любой вид музыкальной деятельности, каждый раздел урока музыки способствует коррекции речи учащихся, развитию мышления, внимания, музыкальной культуры учеников. Но необходима постоянная, глубокая взаимосвязь уроков музыки, общеобразовательных и специальных уроков.

Причем, на внеклассных музыкальных занятиях можно проводить не менее эффективную работу по коррекции речевых нарушений, чем на индивидуальных занятиях в слуховом кабинете. Кроме того, при творческом подходе к организации занятий и разработке методических материалов такие занятия будут интересными и привлекательными для детей, вследствие чего увеличится интенсивность и эффективность работы, проводимой с учениками.

Приложение.

Общая диаграмма по результатам обследования речи учащихся (констатирующий эксперимент).

hello_html_m6639b765.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая диаграмма по результатам обследования речи учеников (контрольный эксперимент).

hello_html_m6bbbb55c.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная диаграмма результатов обследования учеников в начале эксперимента и в конце.

hello_html_4d68ad09.gif

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.