Статья «Особенности изучения степеней сравнения прилагательных в коррекционной школе для детей с нарушением слуха»

0
0
Материал опубликован 1 October 2017

Особенности изучения степеней сравнения прилагательных в коррекционной школе для детей с нарушением слуха (из опыта работы учителя русского языка и литературы С(К)ОШ№88 (1 вида)

г. Набережные Челны Лоншаковой Э.Ш)

Слышащие дети, не имеющие существенных отклонений в развитии, в 3-4 года уже свободно употребляют в речи сравнительную и превосходную степени прилагательных. У глухих детей такой языковой практики нет. Если они и употребляют сравнительную степень, то, как правило, в большинстве случаев неправильно. Учителю русского языка при изучении степеней сравнения прилагательных в 6 классе приходится начинать работу практически с нуля.

Каковы же основные этапы работы учителя при работе с глухими и слабослышащими детьми при изучении степеней сравнения прилагательных?

Как и при любой работе с учениками здесь необходим путь от простого к сложному. Но в случае с глухими детьми этот путь более тернист.

Важную роль при изучении степей сравнения играет наглядность. Одним из видов наглядности в нашей школе является «карта островов». Вся морфологическая система на ней представлена в виде архипелага. Это совокупность отдельных островов, на каждом из которых базируется определённая часть речи. Эта своеобразная карта создаётся и используется учителем совместно с учениками на протяжении всего обучения: от начальной школы до выпускных классов. Каждая изученная тема дополняет острова «новыми жителями» - морфологическими формами.

Важно, чтобы при усвоении степеней сравнения прилагательных дети под контролем учителя записывали на остров под названием «Прилагательное» формы сравнительной и превосходной степени. Эти формы и станут «новыми жителями» этого острова.

Опыт работы с глухими и слабослышащими детьми показывает, что в дальнейшем подобная наглядность, созданная самими учениками, очень помогает при повторении тем и автоматизации навыков. Кроме того, на уроке учитель должен иметь множество картинок и однородных предметов, которые следует сравнить друг с другом по высоте, цвету, назначению, размеру и т.д..

Начинать изучение сравнительной степени необходимо с теоретического обоснования темы. Но способы образования форм сравнительной степени должны сразу же подкрепляться языковой практикой. Начинать нужно с самого простого: сравнивая два предмета.

Для этого используются подобные упражнения:

Сравните, используя простую сравнительную степень.

Образец: Дерево выше, чем цветок. – Цветок ниже, чем дерево.

Дерево и цветок. Жирафа и лошадь.

Дорогу и тропинку. Слона и медведя.

Юношу и старика. Голубая и зелёная ленты.

Гирю и пушинку. Стул и кресло и т.д.

Следующим этапом является образование сравнительной степени прилагательного с формой родительного падежа существительного. Лучше всего это сделать на уже разобранных примерах. Например, дерево выше цветка. Цветок ниже дерева. Здесь у глухих детей приобретается и навык подбора антонимов.

В дальнейшем можно сравнивать два однородных предмета, незначительно отличающихся друг от друга. Эта книга интереснее, чем та. Этот стол больше, чем тот. Это полотенце более мягкое, чем то. Эти стаканы чище, чем те. И соответственно, эта книга интереснее той. Этот стол больше того. Это полотенце мягче того. Эти стаканы чище тех. Составление предложений подобной структуры существенно «подтягивает» и грамматику у глухих детей.

Также важно отметить, что прилагательные в сравнительной и превосходной степенях, в которых происходит чередование согласных (сладкий – слаще - сладчайший, громкий – громче), следует заучивать наизусть, чтобы избежать неправильного «словотворчества».

Супплетивные формы образования сравнительной степени представляют некоторую сложность для понимания у глухих детей (хорошо – лучше, плохо – хуже). Используя подобные формы степеней сравнения дети с нарушениями слуха не всегда могут проследить их логическую связь с основной формой. Задача учителя – чётко провести логические связи и довести их до детей.

При этом учитель постоянно должен возвращать учеников к теоретической базе. Все формообразующие суффиксы на протяжении изучения всей темы должны выделяться как устно, так и графически на письме. Если речь идёт о предложении, то обязательно ученики должны определить синтаксическую роль прилагательного сравнительной степени в простой и составной форме.

В заключение учеников следует научить отличать сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия.

Следующий этап – изучение превосходной степени прилагательных.

Лучшим способом изучения превосходной степени детьми с нарушениями слуха является решение логических задач, в которых сравниваются уже три предмета. Вот несколько примеров подобных задач.

Федя старше Андрея. Игорь моложе Толи, но старше Феди. Кто из мальчиков самый старший? Кто из мальчиков самый младший? Кто старше: Федя или Андрей?

Зина ниже, чем Лена. Катя более высокая, чем Зина. Кто самый высокий?

Волосы у Кати более тёмные, чем у Зины. Волосы у Зины темнее, чем у Ани, Кто светлее всех?

Лиса смелее волка. Лиса трусливее петуха. Кто самый трусливый?

Лента длиннее иголки. Нитка длиннее иголки. Что короче всех?

При решении подобных задач обязательно их графическое оформление с включением знаков < (меньше), > (больше) В конечном итоге нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся могли не только решать задачи такого типа в уме, но и сами составлять логические задачи, что весьма непросто для глухих детей. При составлении задач нужно обязательное включение возможных форм степеней сравнения прилагательных. Ученик должен понять возможности вариативности и уместности их употребления. Придуманную учеником задачу необходимо решить, обсудить и по возможности продраматизировать.

Большинство логических задач можно представить в виде небольших историй и разыграть их в классе. Драматизация, ролевая игра – один из важнейших и обязательных элементов работы с глухими и слабослышащими детьми. Решение логических задач в форме игры способствует лучшему усвоению материала. Сравнительная и превосходная степени прилагательных по своей речевой специфике дают широкие возможности для ролевых игр и драматизации. Это в свою очередь расширяет речевую практику учеников при изучении данной темы.

Вот виды упражнений для образования превосходной степени в простой и составной форме.

Образец: Способный ученик – способнейший ученик, самый способный ученик

Опасное приключение, красивый пейзаж, талантливые учёные, милый человек, сильный мужчина, счастливая женщина, простые задачи, интересный рассказ, богатый человек, высокие горы, лёгкий вес, строгий порядок, тонкое полотно, великий писатель.

Образец: Волга – прекраснейшая река России.

Волга – (прекрасный) река России.

Туристы шли (краткий) путём.

По территории нашей Родины течёт (большой) река в Европе - Волга.

Ключевская сопка – (высокий) вулкан в Азии.

Среднесибирское плоскогорье – одно из (крупный) в мире.

Таким образом, правильное образование и употребление сравнительной и превосходной степени прилагательных глухими детьми способствует развитию их грамотной речи и пониманию морфологических закономерностей языка в целом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации