Статья «Особенности обучения английскому языку школьников в младших классах»

2
0
Материал опубликован 19 October 2021


Особенности обучения английскому языку школьников в младших классах

Ни у кого уже нет сомнений, что учить иностранные языки важно и нужно, только нет понимания, когда именно это необходимо, в раннем детстве или все же, когда ребенок подрастёт немного.

Многие родители помнят себя в школе и говорят, что учили с пятого класса и это было лучше, онипонимали, что учат и зачем, хотя думаю, лукавят, четкого понимания для чего не было, скорее всего было больше внимательности и усидчивости.

Изучать иностранные языки нужно в раннем детстве, когда мозг и все структуры организма стремительно развиваются. Главное знать, как учить!  Ребенок 5 лет и ребенок 8 лет воспринимают информацию по-разному: разное время концентрации, разное время включения в работу, разное время обработки информации, разный темп.

Обучение английскому языку начинается со второго класса, но  несомненно, чем раньше начать этот процесс, тем больше возможностей для достижения высоких результатов.

Современные исследования говорят, что в раннем возрасте закладывается практическое владение языком.  У детей постарше возникают трудности именно в непонимании зачем им знание языка, часто они так и говорят, а зачем мне учить,  у детей более младшего возраста таких сомнений нет, они легко запоминают, хорошо воспроизводят то, что запомнили, даже не понимая, что они учатся, просто играют, поют, рассказывают, танцуют.  Но поддержать у малышей это желание заниматься, даже в игровой форме, дело нелегкое, и большая ответственность для учителя иностранного языка.

Работая с детьми младшего возраста, необходимо учитывать их развитие: они еще не достаточно внимательны, не умеют концентрировать взгляд на странице, строчке, слове, от возраста ребенка также зависит  умение держать карандаш, ручку. Руки нуждаются в постоянной тренировке. Детям скучно долго сидеть за партой, мышцы требуют движения.   Нужны задания, которые бы позволяли ребенку двигаться. Физическая активность помогает не только снять напряжение, но и делает процесс обучения более эффективным, часто говорят у вас так шумно на уроке, шумно, как раз из-за того, что все вовлечены в процесс.

         В начале обучения мы прослушиваем тексты и песни, используем различные виды деятельности, но ориентируемся, в первую очередь, на пассивную обработку полученной информации. Освоение языка базируется на принципах, сходных с тем, как все учат родной язык - многократная практика языка в ситуациях , которые ребенок понимает со временем. Дети все разные, кому-то на обработку информации нужен один урок, кому-то два, а кому-то и одного раза на уроке будет достаточно, есть и такие дети. Нет ничего удивительного в том, что ученик, вызвавшись спеть песню, выйти к доске, выходит, молчит и улыбается, и мне приходится говорить за него. В этот момент мозг ребенка интенсивно работает, ребенок как бы настраивается и через некоторое время он эту работу проделывает шепотом, потом вслух. Важно не торопить его. Обычно я говорю вместо ученика, потом вместе с ним, и потом ученик начинает говорить сам. В младшем возрасте английский – это просто много новых слов, приоритет на этом этапе отдаётся изучению лексики, грамматика изучается также, как и лексика, то есть фразы учатся целиком.

Учитель не объясняет, почему нужно говорить I am tired, angry, sleepy, просто учим всю фразу и её используем.  Объяснения появляются постепенно “говорим только I am или He is,  a не He am".  И это нормально на первом этапе обучения языку. Лучше уметь уверенно говорить в Present Simple, чем пройти все времена и не знать, что с ними делать.

Важно: чем больше лексики знает ребенок, тем легче ему с грамматикой. Поэтому чем больше ребенок читает и слушает, тем лучше. Очень важно, чтобы учитель разговаривал на иностранном языке, но фразы и информация должна быть понятна ребенку, если учитель ведёт урок на русском, можно ли ждать, что ребенок заговорит на языке! Учитель должен побуждать учащегося к общению на иностранном языке.  Важно, чтобы дети слышали речь, чтобы они понимали, чтобы могли разговаривать, хотя бы простыми предложениями на первом этапе.

Британские учебники, в отличии от российских учебников, не перегружены грамматикой, большое внимание там отдается именно коммуникативной задаче обучения. Некоторые родители часто спрашивают, могут ли они как-то «дополнить» дома школьный английский с помощью мультфильмов, приложений и других ресурсов. На мой взгляд, эти меры могут помочь лишь частично, без полноценного курса результат будет небольшим. Ребенку обязательно нужен учитель.

Адаптационный период пройдет, для всех он разный и наступит отдача, ученик начнет воспроизводить иностранные слова и фразы, станет увереннее, наберет темп речи.  Я за естественное освоение языка. Задача учителя вовлечь ребенка в процесс обучения через песни, упражнения- движения, рифмовки, скороговорки, стишки. 

Как же учат язык дети? Они много слушают и затем воспроизводят то, что слышали, чаще имитируя не только слова, но и интонацию, ударения. Правильное произношение формируется как раз , за счет многократного прослушивания фраз, слов, предложений.  Очень важно не пропускать задания на аудирование, много слушать, смотреть. Успех ребенка также зависит и от общего развития, чем правильнее ребенок говорит на русском языке, тем легче ему усвоить правила произношения.

        В младших классах урок иностранного языка начинается с фонетической зарядки: стихи, рифмовки, скороговорки, песенки.

Большое внимание уделяется лексики, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для общения и взаимодействия.  Речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся. Дети должны видеть и слышать, как использовать слова, а не просто их заучивать. Речевые образцы сразу дают представление о том, каким образом может быть использовано данное слово или словосочетание. Важно, учитель должен разговаривать на иностранном языке!!! Погружение в язык - процесс, требующий времени. 

         Важно использовать игры. Игры – это не просто стимуляция интереса к урокам, это прежде всего вовлеченность в процесс, задействовано и внимание, и воображение, и мышление.

Результат обучения во многом зависит от позиции самого ребенка, его активности. А объединение в этом процессе активности педагога и ребенка является наиболее целесообразным, это очень сложная работа, и здесь акцент должен делаться на индивидуальный подход к каждому ребенку.

Не всем детям изучение английского языка дается легко, требуется концентрация внимания, нужно задействовать все мыслительные процессы. Много учеников с трудом осваиваивающих произношение, интонацию, не запоминают слова, не могут составить даже простые предложения. Это вызывает неудовлетворенность, неверие в свои силы, ведет к ослаблению интереса к изучению иностранного языка. Интерес же при обучении любому предмету является основной движущей силой, обеспечивающей и высокое качество, и прочность освоения необходимых умений и навыков.

В период карантина возникла необходимость вести   онлайн-занятия, но не всем детям такие занятия подходят. Часто из-за неустойчивого внимания, ребенок ничего не усваивает с таких занятий.  Могут быть и другие особенности. Часто дети неуверенны в своих силах и просто не могут говорить в силу своего характера, помочь им заговорить на он-лайн занятиях, без личного контакта очень сложно.

Такие занятия эффективны только если ребенок достаточно дисциплинирован, вниматен и общителен.

Задача учителя разнообразить задания, и построить их так, чтобы учащиеся с разным уровнем подготовки чувствовали себя комфортно и увлеченно.

Важно, что именно в младшем возрасте формируется база для дальнейшего обучения иностранным языкам, поэтому очень важно, чтобы ребенок не потерял интерес и мотивацию к изучению языка.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.