ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«Каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие»
А.С. Макаренко
В последние годы в России возросло количество детей с отклонениями в здоровье. Нет ничего удивительного в том, что дети с ОВЗ есть в каждой школе. У педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Организация обучения детей с ОВЗ в школе вызывает множество вопросов, как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?
В 2020 году, я сама начала работу с такими детьми. В моём классе обучаются 27 учеников. Из них четыре ребёнка - трое с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по результатам ПМПК и ребенок с ДЦП).
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют термин «инклюзия».
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Самой главной проблемой для меня стало отсутствие достаточной информации о методах психологического изучения детей с ОВЗ.
Я поставила перед собой цель: изучить методы психологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
А также следующие задачи:
1. Познакомиться с особенностями методики работы с детьми с ОВЗ.
2. Выявить наиболее успешные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ.
3. Составить индивидуальный план работы с данными учениками.
Для достижения цели были пройдены курсы, вебинары, а так же получение второго образования в Енисейском педагогическом училище.
К своей работе подключила психолога школы, логопеда, родителей детей.Очень важен для ребенка с ОВЗ и контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии.
Как классный руководитель, я,прежде всего, веду совместную работу со специалистами нашей школы: педагогом-психологом и учителем-логопедом. Представляю им реестр затруднений детей с указанием проблем, над которыми нужно работать. Изучив медицинскую документацию каждого ученика, рекомендации психолого-педагогической комиссии (ПМПК), составляем план дальнейшей коррекционной работы, карту педагогического сопровождения,определяем индивидуальный маршрут на учебный год.
В основе моей работы стоит главная цель – дифференцированный коррекционно-развивающий образовательный процесс, учитывающий специальные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как же, учить ребёнка с ОВЗ в условиях обычного класса? Ответ и прост и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и др. Например, объяснить задание или тему ещё раз. Объяснить ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент по силу (например, на карточках).
В работе использую систему организационной помощи ученикам данной категории. Учащиеся с нарушениями сидят за первой партой первого и второго ряда по рекомендации врача. Приучаю детей готовить к каждому уроку только необходимые вещи, лишнего на парте быть не должно. Требую наличие закладок в учебниках и рабочих тетрадях. Ежедневно проверяю запись домашнего задания в дневнике. Дополнительную информацию пишу в дневник сама.
Уроки разрабатываю с учётом особенностей учащихся, продумывая деятельность всего класса и учеников данной категории. Строю урок в соответствии с дозировкой нагрузки, нахождении заданий с темпом деятельности и мерах помощи при их выполнении, смене видов деятельности, учёте утомляемости, способах переключения учащихся.
На занятиях при работе с детьми часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным считаю обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающие детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
У учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
В своей работе мной используются методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для всех видов заданий.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование упражнений с пропущенными словами или предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
-Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Детей с ОВЗ отдельно приглашаю на дополнительные занятия для подготовки к контрольным и проверочным работам. Отрабатываю подобные упражнения на уроке. Задаю индивидуальные похожие упражнения на дом. По итогам контрольных работ провожу анализ работ, учитываю количество ошибок, их характер и т.п. Планирую с ребёнком индивидуальную работу над ошибками.
В течение рабочего дня учитываю утомление, пресыщение, деятельностью учащихся, меняя вид деятельности, устраиваю паузы для активного отдыха и релаксации. Стараюсь создавать для этих учеников ситуацию успеха, в которой они смогут проявить свои сильные стороны.
Важным направлением моей деятельности как классного руководителя является работа с родителями. Работа с таким ребенком требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараться учить и родителей. Дать им понять, что они ответственны за успешное образование своего ребенка. Привлекать родителей к решению школьных проблем. В работе с родителями формировать у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.
Формы работы с родителями:
посещение семьи, при котором происходит знакомство с условиями жизни ученика. Провожу беседу с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка;
индивидуальные тематические консультации, в ходе которых родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, а также помощь при решении возникающих проблем;
родительское собрание - знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсуждение возможных путей реализации.
В практической работе с родителями учащихся я использую разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные (живой разговор; телефонный звонок; родительские собрания; помощь в организации досуговой деятельности; совместное творчество; индивидуальные консультации; посещение детей на дому.
Дети ОВЗ активно принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Конкурс помогает ребёнку отвлечься от повседневных забот, работы, наполняет жизнь приятным волнением, ожиданием, разнообразием. Отмечу, насколько надоедает ребёнку однообразие! Участие в конкурсе вносит в его жизнь что-то новое, новые эмоции, переживания, что очень благоприятно сказывается на его развитии. В ребёнке начинает зарождаться дух соперничества, который живёт в каждом человеке и участие в конкурсе – это доступный и мирный способ для соревнования с другими. Появляется мотивация: «Я хочу быть лучше других». Конкурс даёт возможность ребёнку показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы.
В копилке достижений класса благодарности, грамоты, сертификаты и дипломы. (Учи.ру , Краевой конкурс копилок «Копейка рубль бережет», конкурс рисунка "Леонардо" всероссийский конкурс .
Деятельность обучающихся не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни. Должен пополняться социальный опыт и расширяться круг общения детей.
С этой целью проводятся различные мероприятия, проходящие вне стен учебного заведения, культурно-массовые мероприятия. Были организованы экскурсии по городу, посещение театров и кинотеатров, музеев, библиотек. Ребята поддерживают своих одноклассников на разных спортивных и творческих мероприятиях.
Такая деятельность имеет практическую значимость, так как позволяет обучающимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужным другим людям. Быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории.
Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости. Свою работу считаю ещё не завершённой, но,то, что уже сделано, оцениваю на должном уровне. Дальнейшее сотрудничество с педагогом-психологом, учителем-логопедом, родителями, позволит корректировать новые формы и приёмы работы направленные на развитие детей с ОВЗ в классе. Внимательное отношение к ребёнку с ОВЗ, приветливая улыбка, доброе слово творят порой чудеса.
У каждого из нас есть то, что мы можем дать другим! Каждый из нас может изменить мир!