Комплексный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Комплексный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
“Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя”. Элберт Грин Хаббарт
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться и должным образом усваивать полученные знания, которые просто необходимы для успешной интеграции в современное общество.
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. Альтернатива такой системы – совместное обучение детей с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике.
Основной задачей школы, при обучении детей с ОВЗ, является обеспечение доступности получения ими полного спектра знаний и социальных навыков наравне со сверстниками, посредством применения дифференциации и индивидуализации учебного процесса, создания комфортной среды, а так же применения технологий инклюзивного образования.
Данную учебную деятельность регламентирует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)"Об образовании в Российской Федерации", в частности статьи 48 и 79, а так же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.
Педагогические работники обязаны:
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Подобное образование должно помочь:
исключить любую дискриминацию детей;
обеспечить толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса;
обеспечить индивидуальный подход к обучающемуся;
позволить детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимые образовательные услуги и поддержку;
предоставить детям с ограниченными возможностями здоровья возможность учиться рядом с домом, жить в семье, быть вместе со своими сверстниками;
способствовать успешной социализации личности.
Исходя из специфики закона, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой сложную категорию учеников с различными типами нарушения здоровья:
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с девиацией поведения и общения;
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Для успешной реализации ФГОС на практике и соблюдения пунктов закона необходим комплексный подход, включающий применение как традиционных методов обучения, так и не стандартных приёмов, которые могут адаптировать ученика к наиболее рациональному и эффективному восприятию информации:
Применение здоровьесберегающих технологий;
Применение “мобильных электронных средств - МЭС” и ИКТ - технологий;
Обучение в форме игры;
Применение системы группировки по “идентичности”;
Внеурочная деятельность;
Совместная работа со школьным психологом;
Применение системы нормирования нагрузки с сильными и слабыми учениками;
Домашнее обучение;
Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс обычного класса влечёт за собой ряд трудностей, которые приходится преодолевать учителю.
Главная трудность состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Работая в таких классах, учителю необходимо разрабатывать поурочные планы для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.
Необходимо создание индивидуальных образовательных маршрутов, сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка и взаимодействие сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве школы.
Применение здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяет дозировать нагрузку, повышает работоспособность, выносливость детей, развивает двигательные умения и навыки, развивает общую и мелкую моторику и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Здоровьесберегающие педагогические технологии можно реализовать методами:
Дыхательная гимнастика. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Гимнастика для глаз. Способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения и активизации внимания.
Пальчиковая гимнастика. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме.
Релаксация. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная инструментальная музыка, звуки природы, антистресс игры.
Самомассаж. Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Технологии воздействия цветом. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Комплексные динамические паузы. Физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводятся во время занятий, самоподготовки 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.
Чередование видов деятельности. Чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления)
Выбор оптимальной посадки учащихся. От урока к уроку она может изменяться (ученик с ОВЗ + ученик - консультант, ученики с ОВЗ отдельной группой).
Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка с ОВЗ стойкую мотивацию к получению знаний, здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Применение “мобильных электронных средств - МЭС” и ИКТ - технологий.
Неоценимую помощь педагогу оказывают цифровые технологии, в том числе при организации личностно-ориентированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
При развитии и образовании ребенка с ОВЗ особенно важно применять правильные и грамотные методики, которые будут эффективно работать в направлении конкретных особенностей. Эффективные образовательные технологии, используемые с помощью мобильных (подвижных) электронных устройств - планшетов, создают условия для дифференцирования нагрузки во время проведения урока, т.к. у педагога появляется возможность донести максимум информации всем категориям учащихся.
Во время объяснения нового материала каждое действие и высказывание педагога демонстрируется удобным способом для каждого учащегося с ОВЗ, поскольку ведётся воздействие на все три канала восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический.
Данное приспособление в доступной форме помогает проводить уроки, а возможность подбора типа представления информации позволяет индивидуализировать процесс под особенности каждого конкретного ребенка.
Использование ИКТ в работе открывает возможности:
представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;
расширить зону индивидуальной активности ребенка;
активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе;
оптимально использовать время на занятии.
Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами (желательно наличие трех компьютеров в классе), для работы в индивидуальном и групповом формате.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – один из способов социализации и успешного усвоения школьной программы.
В сети “Интернет” представлено большое количество материалов: презентации, интерактивные игры на разнообразные темы для детей с ОВЗ, однако необходимо тщательно подбирать их и адаптировать под преподаваемые предметы. При подборе материалов необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, наличие аудио сопровождения и доступность представленной информации.
На уроках информатики и других предметов имеется возможность:
настроить интерфейс прикладных программ под нужды обучающихся с ОВЗ;
использовать интерактивную доску. Весь класс работает по карточкам, а ребенок с ОВЗ выходит к доске. Учитель корректирует ход решения, и обучающийся при необходимости устраняет недочеты;
давать ребенку с ОВЗ облегченный вариант индивидуальной работы (меньше заданий, более простые формулировки);
использовать развивающие компьютерные игры;
предлагать учащимся разноуровневые по сложности домашние задания.
Практика работы показывает, что дозированное использование программных компьютерных продуктов на занятиях в соответствии с нормами СанПина делает процесс обучения детей с ОВЗ более индивидуализированным и адресным, способствует формированию успеваемости и в целом повышает эффективность коррекционно – развивающей работы.
Обучение в форме игры.
Большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей детей с ОВЗ представляет обучение в форме игры, т.к. в игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игры способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения.
Для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо пробудить их интерес к занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные, спортивные и др.).
Именно поэтому целью педагогической работы является - создание условий для успешной адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе, для коррекции и развития личности.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
Развитие эмоционально - волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Поскольку игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны:
Обучающая функция. Позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
Развивающая функция. Заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
Воспитательная функция. Помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих учеников.
Коммуникативная функция. Состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Развлекательная функция. Способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
Психологическая функция. Состоит в развитии творческих способностей детей.
Релаксационная функция. Заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Игра дает каждому ребенку пережить волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает детей, даже обычно пассивных. Дети испытывают радость оттого, что они что-то умеют, знают.
Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей с ОВЗ положительных форм поведения: дисциплинированности, самостоятельности, инициативности.
Применение системы группировки по “идентичности”.
В условиях современной школы состав классов строится на неоднородной структуре, так среди 30 обычных учеников могут быть от 3 до 7 детей с ОВЗ.
При проведении проверочных работ, коллективных занятий можно объединять учащихся с ОВЗ в группы для развития коммуникативных способностей и умения работать в парах.
Для детей с ОВЗ внутри школы создаются ресурсные классы, и в настоящее время отрабатывается три модели обучения:
Ребенок с ОВЗ находится в обычном классе, но в сопровождении тьюторов или других специалистов.
Ребенок с ОВЗ учится в ресурсном классе, где для него созданы особые условия, но есть предметы, которые он изучает вместе с обычными детьми (музыка, ИЗО, физкультура, технология, «Окружающий мир»), а также участвует во внешкольных мероприятиях.
Ребенок с ОВЗ учится в автономном ресурсном классе, но в стенах обычной школы, с выходом на общие мероприятия, с большими возможностями для социализации в среде сверстников.
Образовательный маршрут детей с ОВЗ должен быть очень гибким. Учет индивидуальных особенностей ребенка – это база, на которой строится деятельность любого учителя.
Внеурочная деятельность.
При составлении планов мероприятий необходимо отталкиваться от положений Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ОВЗ позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности для учащихся с ОВЗ можно представить следующие:
обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении;
обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ОВЗ;
создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;
создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ОВЗ;
развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ОВЗ во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;
развитие опыта неформального общения обучающихся с ОВЗ с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.
В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления: тематические лагерные смены, летние школы, создаваемых на базе школ и организаций дополнительного образования.
Внеурочная деятельность в школе должна обеспечивать индивидуализацию потребностей ребенка с ОВЗ. С этой целью в школе могут быть организованы различные курсы и внеурочная деятельность.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для:
проведения общественно полезных практик;
исследовательской деятельности;
реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Совместная работа со школьным психологом.
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на создание психолого – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а так же формирование устойчивых психологических и практических навыков при работе у доски, работы в классе, работы в группах и индивидуальной деятельности;
Консультативная деятельность школьного психолога должна быть четкой и своевременной, а так же должна отвечать требованиям:
Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся с ОВЗ;
консультирование педагогов по выбору индивидуально - ориентированных методов и приёмов работы с учащимся с ОВЗ;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Основными направлениями коррекционной работы с детьми с ОВЗ являются:
диагностическая работа;
коррекционно - развивающая работа;
профилактическая и консультативная работа с детьми и родителями;
кризисная работа.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
своевременно выявить детей с ОВЗ;
выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребёнка;
определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.
Применение системы нормирования нагрузки с сильными и слабыми учениками.
На каждом уроке к детям с ОВЗ должен быть осуществлён индивидуальный подход на всех этапах обучения: при опросе, индивидуальных домашних заданиях, посильной работе на уроке, обязательной оценке положительных результатов даже небольшого вида деятельности.
Необходимо применять максимальное количество наглядности: опорные схемы, конспекты, рисунки, таблицы, карты, использовать компьютер и интерактивную доску.
Ход урока будет зависеть от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему.
Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала лучше вести фронтально, чтобы дети получили знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для учеников (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, тексты на доске, на слайдах презентации).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок можно сконструировать следующим образом:
Дети с ОВЗ работают по карточкам на закрепление предыдущей темы. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Затем можно предложить практические примеры, которые сопровождаются пошаговой инструкцией, решением по образцу. В это время учитель работает с обычными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям.
Пока «обычные» учащиеся выполняют письменные работы на закрепление предыдущей темы из учебника или дидактического материала, педагог отрабатывает с «особенными» детьми основные понятия, касающихся темы предыдущего урока. Далее можно объяснить новый материал всем учащимся. После этого предложить для выполнения практическое задание дифференцированного характера
Сильные ученики решают задания самостоятельно, а ученики с ОВЗ консультируются. На последующих уроках проводится зачет по теории, ученикам даются задания трех уровней. Выполнение заданий проверяется и выставляются оценки. Обязательно проводится анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ решают задания на доске.
Как правило, они успешно справляются с заданиями, и это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
На уроке следует обращать особое внимание на формирование речи учащегося с ОВЗ, на умение работать с учебником и справочной литературой. Например, в качестве домашнего задания можно дать «особенным» детям задание - составить вопросы по теме параграфа или пройденной темы. На следующем уроке учащиеся зачитывают свои вопросы, а остальные учащиеся класса отвечают. При выполнении данного домашнего задания «особенные» учащиеся еще раз повторяют теоретический материал, учатся формулировать вопрос. Как правило, они успешно справляются с заданием, и это придает им уверенности.
Во время урока необходимо создать такую атмосферу, чтобы каждый ребенок не стеснялся высказываться, задавать вопросы. Дать возможность на возникший вопрос ответить учащимся, лишь слегка корректируя ответы.
Домашнее обучение.
В основе такого положения лежит Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Исходя из его положений, родитель имеет право сам выбирать форму обучения и учебное заведения для ребенка. Но при этом, он обязан обеспечить получение среднего образования для своего ребенка, так как оно обязательно по всей стране.
Дети с ограниченными возможностями здоровья изначально испытывают эмоциональное давление. При этом следует заметить, что психологи и психиатры рекомендует абсолютно всем детям, независимо от их особенностей, учиться в коллективе. Так как это позволяет приобрести не только заданный по предмету багаж знаний, но и получить социальные и коммуникационные навыки, которые пригодятся им в жизни. Но бывают ситуации, в которых польза от общения в социуме меньше, чем вред от посещения ребенком коллектива:
Большое расстояние до школы. Все школы обязаны принять ребенка на инклюзивное обучение, но не все имеют возможности для этого. Если ребенку каждый день придется преодолевать большое расстояние в дороге, он будет уставать, весь учебный процесс будет проходить изначально в состоянии эмоциональной усталости. То же будет касаться обратного пути домой и выполнения домашних заданий. Постоянное опоздание или ранний подъем, большой марш-бросок с утра будут отнимать много сил, что приведет к физическому и моральному истощению.
Серьезные физиологические отклонения, ведущие за собой излишнее внимание окружающих. Современное общество учит подрастающее поколение толерантности, но в случае с подростками и детьми это не всегда удается. Иногда, чтобы избежать психологического прессинга, ребенку с серьезными отклонениями в физиологии лучше ограничить общение со сверстниками, не проявляющими понимание.
Психологический прессинг. Как и в причине выше, окружение может неправильно воспринимать физиологические или психические особенности ребенка. Это приводит не только к некорректным вопросам и психологическому дискомфорту, но и травле, оскорблениям. В таком случае родителям немедленно надо менять школу или переходить на более комфортную форму обучения.
Нетипичное восприятие информации. «Особенные» дети обычно нетипично воспринимают информацию, поэтому возможны две крайности – гений и отстающий. В обоих случаях ребенку будет скучно, и он будет отвлекаться от учебы, социальная польза будет меньше, он не будет сосредотачиваться на учебе. Попытки передвигать его на класс больше или меньше, может привести к непринятию коллективом детей, имеющих возрастную и интеллектуальную разницу. В случае сильной разницы между ребенком и учениками класса, лучше выбрать домашнее обучение по индивидуальной программе.
Желание и возможность родителей дать больше. Эта причина иногда играет первостепенную роль. Дети с особыми потребностями, нуждаются в большем внимании со стороны родителей. Иногда они имеют возможность дать больше, нанимая репетиторов, специальный персонал. В таком случае они смогут восполнить и общение в социуме, поэтому имея желание, родитель может инициировать перевод на домашнее обучение, даже если он не имеет никаких ограничений в здоровье, вот только в таком случае это будет семейное образование, по немного отличной форме.
Серьезные проблемы со здоровьем, не дающие возможность учиться в коллективе. Иногда из-за проблем со здоровьем, родители просто не могут отправить школьника в обычную общеобразовательную школу. Они вынуждены выбирать между специализированным интернатом и домашним обучением. И в большинстве своем, если есть возможность, лучше выбрать общение в семье, чем круглосуточное проживание в специальном учреждении.
Элементы образовательного процесса:
Занятия на дому с преподавателями лично или с помощью медиаустройств. В том числе дается задание на несколько дней, оно выполняется с родителями и репетитором;
Итоговая аттестация;
По желанию ребенок периодически посещает занятия в школе, также родители самостоятельно организовывают общение в социуме, посещая кружки и мастер-классы;
Школа предоставляет возможность участия во всех мероприятиях, если это физически возможно и удобно для ученика;
Возможность бесплатно пользоваться школьной библиотекой.
В настоящий момент Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение: Проект приказа Минздрава России «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
Именно родители выбирают форму обучения и решают, как их детям будет лучше. Перед тем как прейти на домашнее образование, необходимо проконсультироваться со специалистами и выслушать их рекомендации. Профильный лечащий врач, психолог или невропатолог помогут найти верное решение.
Формирование личности ребенка с ОВЗ — это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения: совместной работы и сотрудничества всех пед. служб, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей. Только в этом случае, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный план для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, позволит обеспечить личное развитие каждого школьника.
Список литературы:
Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006
Материалы XVII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» «ИTO-Ростов-2017». Секция «Информационные технологии в специальном коррекционном и инклюзивном образовании»
Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Никольская И. А. - М. : Академия, 2011. –137с
Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5;
Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год
Лильина Е. Т. Особый ребенок / проблемы и решения – М., 2002.
Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014 г.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ:
https://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf
https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf
https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf
https://minobr.gov-murman.ru/files/Recom.pdf