
Особенности подросткового периода
Родительское собрание
Подготовила классный руководитель Гаврилова Анна Сергеевна

Подростки – взрослые или дети?

Подростковый возраст
начало подросткового возраста приходится на 10−12 лет;
заканчивается он у всех по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет;
границы подросткового возраста
не устанавливаются чётко, у каждого подростка они индивидуальны

Чем подросток отличается от ребёнка?

Чем подросток отличается от ребёнка?
подросток в отличие от ребёнка более развит физически;
подросток более самостоятелен;
он способен сам принимать решение;
сам выбирает себе одежду и её стиль;
на многие вещи имеет собственную точку зрения;
больше внимания подросток начинает уделять своей внешности;
подростка интересуют темы общения, дружбы, влюблённости, выбора профессии. Ребёнок об этих вещах всерьёз не задумывается.

Что объединяет подростков?

Что отличает подростка от взрослого?

Что отличает подростка от взрослого?
взрослые люди в отличие от подростка развиты физически, процесс роста остановлен;
взрослые люди имеют реальный жизненный опыт, обладают профессиональными знаниями;
взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества;
взрослый человек вполне самостоятелен, он может принимать решения и менять свой образ жизни (подросток такой самостоятельности лишён – во многом он
зависит от взрослых)
взрослый человек несёт ответственность не только за себя, но и за других людей;
у подростка степень ответственности только формируется;



Подростковый возраст принято считать трудным. Согласны ли вы с этим?

Подростковый возраст считается трудным, потому что:
происходят резкие изменения в организме ребёнка: тело подростка претерпевает резкие изменения: формируется взрослый скелет, перестраивается вся эндокринная система, возрастает потребность в сне и пище;
подросток зачастую не понимает, что с ним происходит, и начинает испытывать комплексы по поводу собственной внешности


Подростковый возраст считается трудным, потому что:
новый образ может не нравиться, а новые ощущения − пугать;
появляется потребность в общении с противоположным полом, но в силу своей неопытности подростки ещё не знают, как правильно это делать;
из-за возникающих перемен у многих подростков появляется повышенная эмоциональная возбудимость;
происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится определить свои место и роль в обществе других людей;
появляются вопросы, связанные с выбором профессии

Свой образ глазами окружающих
Общительный – 1 ч/ 6%
Добрый – 6 ч/33%
Злой
Открытый – 2 ч /11%
Жизнерадостный 4 ч/22%
Искренний - 5ч. 28%
Сильный
Ленивый – 8 ч/45%
Вредный- 1 ч /6%
предатель
Уверенный в себе
Увлекающийся- 2 ч/11%
Смешной (прикольный)

Предпочтительность сферы общения:
Выполнить домашнее задание
17%
Пообщаться с друзьями
83%
Поговорить о какой-либо проблеме с мамой, папой
56%
Поделиться проблемой или возникшей трудностью с друзьями
44%
Почитать книгу, поухаживать за животными
44%
Послушать музыку, сходить на дискотеку
56%
Пойти с родителями в гости
56%
Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга, подругу домой
44%
Ты согласишься с мнением родителей, учителей, даже если у тебя совсем другое мнение
50%
Ты стараешься высказать свое мнение, так как ты достаточно взрослый
50%

Правило №1: выстраивайте взрослые отношения
Примите тот факт, что ваш ребенок взрослеет и становится личностью, пусть пока что не совсем зрелой. А это требует смены ориентиров в общении — старайтесь обойтись без длительных нравоучений и лекций, не требуйте беспрекословного послушания, не решайте за него его проблемы.
Позвольте своему сыну или дочери быть взрослыми не только в поступках, но и в ответственности за их последствия. Не паникуйте, если ребенок принимает неправильное или «не ваше» решение — пусть он сам поймет, насколько правильным оно является. Конечно, если это решение не касается жизненно важных или судьбоносных моментов.
Постарайтесь донести до него то, что быть взрослым — это не только манера поведения и снятие многих ограничений. Это еще и ответственность за все: за свои слова, поступки и своих близких. Советуйтесь с ним и умейте выслушать, не перебивая.

Правило №2: никаких сравнений с другими
Поставьте в перечень запретов привычку сравнивать своего ребенка с кем-либо не в его сторону.
Во-первых, в период пубертата его самооценка тоже претерпевает изменения, и не стоит своими руками снижать ее планку еще больше.
Во-вторых, ваш тинэйджер никогда не будет таким, как вы или другие ваши родственники в его возрасте. Тем более таким, как прочие дети.
Он — индивидуум, и поэтому априори не может быть похожим на кого-либо. Тактика сравнения с более послушными (успешными, приличными, добрыми, внимательными и т.д.) детьми только укоренит в подростке желание бунтовать

Правило №3: спокойствие, только спокойствие
Научитесь контролировать свои эмоции. Крик, истерики и упреки в повышенных тонах — мощный раздражитель для подростковой психики. Такое «громкое» общение может закончиться либо ответными криками, либо полным игнорированием. То есть о взаимопонимании и доверии в этом случае речи быть не может.
Один из вариантов, как найти общий язык с трудным подростком и не сорваться на крик — сдерживать порыв перед тирадой. Постарайтесь формулировать свои высказывания с упором на чувства, которые вызывают его поступки — они могут вас задеть, насторожить, обеспокоить.
Следите за языком своего тела: спокойное отношение к ситуации не может сопровождаться сверкающими глазами, скрещенными или упертыми в бока руками. Также при общении старайтесь не возвышаться над ребенком, лучше занять место сбоку на небольшом расстоянии.

Правило №4: интересуйтесь его делами
Проявление искреннего интереса к увлечениям подростка — еще один ключик к пониманию. Постарайтесь принять его любимые занятия, даже если они вам не нравятся или вы считаете их пустой тратой времени.
Возможно, ваша смена отношения к его любимым компьютерным играм, катанию на роликах, музыке или граффити поначалу вызовет сомнение. Поэтому искренность — ваше оружие.
Радуйтесь его успехам, расспрашивайте о нюансах, интересуйтесь новинками, поощряйте достижения. Со временем ваш «бунтарь» примет ваш интерес и уже сам будет делиться впечатлениями и гордиться вашей поддержкой.

Правило №5: общение в процессе
Подростка, который жаждет свободы, сложно привлечь к семейным вечерам с откровенными разговорами. Наоборот, он стремится к общению вне семьи — со сверстниками и в соцсетях. Однако оставлять его без общения с родными нельзя. Поэтому нужно немножко хитрить.
Как вариант, можно поддерживать так любимую подростками манеру общаться виртуально — сообщения в мобильном или социальных сетях воспринимаются ими более легко и активно.

Правило №6: будьте примером для подражания
Необходимость быть примером для своего ребенка с его взрослением становится все актуальнее. Поэтому глупо требовать от подростка не курить и не ругаться нецензурными словами, если сами этим грешите. Он взрослеет и, если не копирует ваше поведение, то, по крайней мере, считает, что ему можно все то, что и вам.
То же относится и к манере общения: если ребенок лжет, не высказывает должного уважения и скрывает от вас свои поступки, проанализируйте, не копирует ли он манеру поведения в вашей семье.
Горбачёва Марина Юрьевна
И
Гаврилова Анна Сергеевна