12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тимошенко Римма Владимировна32
Учитель ГОКУ СКШ №2 Г. Ангарск
Россия, Иркутская обл., Ангарск
0

Особенности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

​​​​​​​Особенности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Автор Устинская Римма Владимировна

ГОКУ СКШ № 2 г. Ангарск

Аннотация: статья посвящена представлениям о ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: учащиеся; младший школьный возраст; интеллектуальные нарушения; представления; здоровый образ жизни.

Тематическая рубрика: коррекционная школа.


Представления о ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальными нарушениями являются важным компонентом систематизированных знаний и представлений детей об окружающем мире, требуют относительно высокого уровня аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения, умозаключения. Качественный анализ представлений младших школьников с интеллектуальными нарушениями о здоровом образе жизни может свидетельствовать об уровне их осведомленности об окружающем мире, умении устанавливать логические связи между событиями, особенностях формирования активной жизненной позиции, указывают И.М. Чернова, С.К. Молчанов .

Специальная педагогика уделяет большое значение вопросам формирования представлений о здоровом образе жизни, поскольку их формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями затруднено, мотивационно-волевая сфера недостаточно сформирована, здоровье ослаблено. А.Н. Гамаюнова, Н.Ю. Гомзякова указывают на то, что педагогический коллектив специальной (коррекционной) школы через организацию условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом решает задачи по формированию ЗОЖ обучающихся .

Авторы в своих работах указывали на то, что представления о ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальными нарушениями сформированы крайне недостаточно. Это проявляется в том, что дети испытывают трудности при характеристике основных валеологических терминов, при описании некоторых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья .

О.В. Фомина отмечает, что в понимании понятия здоровья и ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальными нарушениями отсутствует целостность. Представления о факторах ЗОЖ не полны. Знаниями о средствах сохранения и укрепления здоровья дети обладают недостаточно. Не определяют приоритетности здоровья в общечеловеческих и личностных ценностях. У них недостаточно развиты желание, потребность и интерес к вопросам здоровья и ЗОЖ. Дети не осуждают сверстников, которые имеют негативное поведение, вредные привычки. Правил личной гигиены и здорового образа жизни придерживаются недостаточно, посещают уроки физкультуры и занимаются в спортивных секциях, но отношение к этим занятиям у них безразличное. Школьники не имеют последовательности в действиях по сохранению и укреплению здоровья .

Среди младших школьников с интеллектуальными нарушениями автор выделяет группу школьников, которые не ориентируются в понятиях здоровья и здорового образа жизни. Факторы здорового образа жизни не называют. В иерархии общечеловеческих и личностных ценностей здоровью отводит одно из последних мест. У них не сформированы желание и интерес к изучению вопросов здоровья и здорового образа жизни. Не соблюдают правила личной гигиены. Не занимаются спортом, не участвует в спортивно-оздоровительной деятельности.

С.В. Летуновская в своем исследовании выделяет следующие особенности сформированности представлений о ЗОЖ у школьников с интеллектуальными нарушениями: личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ; в свободное время велика доля пассивных видов отдыха. Анализ уровней представлений и понятий младших школьников о культуре здоровья и здоровом образе жизни, позволил установить следующее: представления младших школьников с интеллектуальными нарушениями о своем теле, его функциях и строении недостаточно полны и основаны в основном на собственных наблюдениях и чувствах; нет системы, по которой младший школьник с интеллектуальными нарушениями получает и применяет навыки здорового образа жизни на практике; не всегда и не у всех есть положительные примеры для подражания в сфере здоровьесбережения; уровень представленных знаний у младшего школьника с интеллектуальными нарушениями по проблеме сохранения здоровья недостаточен для самостоятельного формирования и охраны собственного здоровья .

Обучающиеся специальных (коррекционных) школ фрагментарно овладевают практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, их понимание важности этих мероприятий недостаточное, как и готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах здоровьесбережения (Л.Ф.Тихомирова). Система знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивация к заботе о собственном здоровье зачастую отсутствует, наблюдения автора показали, что обучающимися часто не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры .

Наблюдения Е.Н. Денисовой показали, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями пассивны в мероприятиях по здоровьесбережению, у них отсутствует в должной мере мотивация к ведению здорового образа жизни.

Н.Ю. Гомзякова указывает, что элементарные знания о здоровье, здоровом образе жизни у школьников с интеллектуальными нарушениями крайне скудны. Достаточно часто у них наблюдаются вредные привычки, хронические заболевания, что способствует развитию различных болезней, отсутствует сотрудничество со взрослыми на предмет участия в мероприятиях, пропагандирующих ЗОЖ .

Обобщая сказанное, отметим, что представления о ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальными нарушениями отличаются количественным и качественным своеобразием. Их представления о ЗОЖ являются фрагментарными, неполными и неточными. Характерно отсутствие взаимосвязанного комплекса знаний о здоровье и здоровом образе жизни.


Гамаюнова, А.Н. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта / А.Н. Гамаюнова // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 6. – С. 34–38.

Гомзякова, Н.Ю. Педагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.03 / Н.Ю. Гомзякова. – Московская открытая соц. академия.

Летуновская, С.В. О необходимости проведения специальной работы с умственно отсталыми детьми по формированию у них здоровьесберегающего поведения/С.В. Летуновская [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/55476/Basilova_Sbornik_Letunovskaya.

Денисова, Е.Н. Педагогические условия формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью обучающихся с умственной отсталостью / Е.Н. Денисова // Символ науки.– 2017.–№5.– С. 155–158


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.