12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья953
Работаю учителем-логопедом в школе. Занимаюсь коррекцией нарушений речи, письма и чтения у детей с ОВЗ.
Россия, Ярославская обл., Ярославль
2

Статья «Проблемы учебной мотивации младших школьников с лёгкими интеллектуальными нарушениями и пути их решения»

Проблемы учебной мотивации младших школьников с лёгкими интеллектуальными нарушениями и пути их решения.

 

Как научить школьника с интеллектуальной недостаточностью учиться с желанием? Этот вопрос волнует не только их родителей, а также учителей и специалистов, работающих с этими детьми.

Изучением проблемы повышения эффективности обучения умственно отсталых детей занималось много исследователей (Н.Н. Кузьмина, С.Я. Рубинштейн, И.П.Ушакова, В.В. Воронкова, С.В. Кудрина и др.), ими также рассматривались вопросы развития и активации мотивации учебной деятельности. Но выбор способов повышения уровня учебной мотивации является актуальным и сейчас, так как нет единого комплексного подхода в решении этой проблемы.

В работе С.В Кудриной [1] указаны следующие особенности учебной мотивации умственно отсталых школьников:

- преобладание мотивов, связанных с операционной стороной учебной деятельности, а не с её содержанием;

- незрелость мотивации учебной деятельности, которая является следствием несформированности познавательного интереса к учебному процессу и его участникам (ученикам, учителям);

- неумение поставить и осознать цель деятельности;

- доминирование игровых интересов.

Мотивы у детей с нарушением интеллекта недостаточно опосредованы, плохо осознаются[2]. В процессе обучения часто происходит замена мотива на другой, более комфортный. Ребёнок независимо от условий задания делает то, что у него лучше получается и не вызывает негативных эмоций.

По наблюдениям, ученики 1 и 2 классов положительно относятся к школе, но не к процессу учения. Им нравится школьная обстановка, школьные принадлежности, игры с одноклассниками. К третьему классу, в результате проведённой коррекции, обучения и развития их психики появляются более сложные мотивы. Ученики задумываются о будущей жизни, работе. Но у большинства стимулирующей стороной в учёбе остаются требования учителя, родителей.

Без комплексной психокоррекционной работы по формированию учебной мотивации умственно отсталых школьников невозможно добиться положительного результата в их обучении. Только при грамотно проведённой коррекции, направленной на повышение качества структурных компонентов мотивации учебной деятельности и включении всех участников коррекционно-образовательного процесса, включая родителей, возможна положительная динамика мотивации в учёбе.

Таким образом, необходимо при организации учебного процесса использовать игровую мотивацию деятельности на занятиях, организовать помощь учащимся в преодолении трудностей в обучении на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Построение конструктивных межличностных отношений участников образовательного процесса также является необходимым компонентом для роста учебной мотивации учеников.

При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо так построить учебный процесс, чтобы обеспечивалось осознанное усвоение детьми знаний, раскрывался их личный потенциал, формировалось положительное отношение к процессу учения.

Использованная литература:

1. Кудрина С.В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис… канд. пед. наук. СПб, 2000. 24с.

2. Кузьмина Н.Н. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения её продуктивности: автореф. дис... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 11с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.