Особенности проявления дисграфии у младших школьников
Особенности проявления дисграфии у младших школьников
В логопедии частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в письме называют дисграфией.
(Р.И. Лалаева, 1997г.)
В 1984 году С.Ф. Иваненко предложила 4 группы нарушения письма с учётом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушения и специфики их проявлений.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Представляет отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.
Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью.
Акустическая дисграфия
Специфический вид дисграфии. Проявляется заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам.
-Замена и смешение парных звонких и глухих согласных.
-Замена и смешение свистящих и шипящих.
-Замена и смешение аффрикатов и их компонентов.
-Замена и смешение гласных первого – второго ряда.
-Пропуски, замена и смешение мягкого знака.
-Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.
Наиболее характерна при ОНР 3 – 4 уровня, реже при ФФН
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Проявляется на уровне слова и на уровне предложения.
-Пропуски гласных букв; согласных
-Пропуски согласных без стечения (при ЗПР).
-Слитное написание предлогов.
-Раздельное написание приставок.
-Раздельное написание слов (чаще при ЗПР и умственной отсталости).
Стойкие показатели ФФН и ОНР.
Аграмматическая дисграфия
Обусловлена недостаточностью лексико – грамматических и синтаксических обобщений.
-Искажение морфологической структуры слова.
-Изменение падежных окончаний имён существительных.
-Нарушение предложно – падежных отношений.
-Изменение падежа местоимений
-Нарушение согласования и управления.
Оптическая
Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв.
(о-а, п-т, и-у, с-э, м-н, м-л, б-д и т.д.) Обусловлена нарушениями оптико – пространственного гнозиса и конструктивного мышления
Неспецефические виды дисграфии
Идеаторная дисграфия
Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением. Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок. При преобладании возбуждения ребёнок с трудом высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно. При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем.
Дисграфия на почве истерии
Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения. Характеризуется следующими типами ошибок:
-Пропуск гласных и согласных букв.
-Большое количество орфографических ошибок.
К сожалению, в течение последних лет моей практики в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, зачастую обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка
У детей с ФФН речи может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:
1)пропуск букв, слогов, предлогов;
2)замена и перестановка букв, слогов;
3)«застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
4)недочитывание окончаний слов;
5)искажение слов;
6)добавление лишних букв, слогов и даже слов;
7)«угадывание» слов.
Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.
Чтобы профилактика дисграфии у младших школьников была успешной и результативной, нужно обследовать детей и своевременно выявить наличествующие у них предпосылки нарушения письменной речи. Контроль навыков письма в первом классе общеобразовательной школы проводится после проведенного традиционного обследования звукопроизношения, фонематического развития, лексико-грамматического строя речи, чтения. В ходе логопедического обследования обращается внимание на то, как развит навык слуховой дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство; насколько сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, как ребенок дифференцирует буквы, смешиваемые по кинетическому сходству; как развито звукопроизношение, есть ли звуковые замены, какие; обследуется также навык элементарного фонематического анализа, уровень словарного запаса и грамматического строя речи. Обследование проводится в несколько этапов, учитывая психофизические возможности ребенка , объем изученного на уроках материала, сроки завершения букварного периода. Также в конце первого полугодия проводится диктант, который показывает наличие нарушений письменной речи. К группе риска в первую очередь, относятся дети с речевыми нарушениями (ФФН, ФН, НВОНР), с двуязычием в семье, а также дети с задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Возникает острая необходимость организации с ними логопедической работы по профилактике дисграфии.