Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте

3
0
Материал опубликован 16 November 2019 в группе

 Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте

Основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение процесса обучения и учения разносторонней деятельностью, способной обеспечивать и социальную детерминация разви­тия учащихся, и реализацию индивидуальных возможностей каждого из них. При этом следует иметь в виду, что включение школьника в разностороннюю деятельность на уроке непременно должно предусматривать обязательное взаимодействие с основными видами деятельности: трудом - познанием - общением, способными обеспечить благополучное течение жизнедеятельности младшего школьника, подготовку его к жизни, формирование и развитие его личности.

Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности; реализовывать ин­дивидуальные склонности - важнейший фактор развития личности, формиро­вания ее интересов, познавательной активности.

Познание в его социальном значении рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.

«Каждый индивид вместе со своим поколением включается в этот процесс и, прежде всего «усваивает» продукты общественного развития: опреде­ленные духовные ценности класса и эпохи, образующие путем интериоризации его внутренний мир»

Этот сложный процесс, обеспечиваемый деятельностью познания, осуществляется в процессе обучения.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процес­сов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладе­ние знаниями требует не только запоминания, но и их переосмысления, мно­жества операций, чтобы приобретенные знания обрели необходимый для лич­ности смысл. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствуют апробированию знаний, совершенствуя их усвоение.

Познавательной деятельностью младшего школьника всегда руководит учитель. В совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является школьник. Это укоренившееся суждение о постоянстве расстановки сил в познавательной деятель­ности чрезвычайно снижает роль этой деятельности для ученика.

В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на ос­нове межсубъектных отношений учителя и учащихся, то всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Решение ее в значительной мере обусловлено познавательным интересом.

Эмоция интереса тесным образом связана с познавательной деятельностью ребенка. Интеллектуальный успех невозможен, если ребенок активно не переживает эту эмоцию.

Интерес рассматривается К. Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении ин­тереса для развития познавательной сферы, С. Томкинс подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено.

Ксензова Г.Ю. выделяет 6 уровней сформированности учебно-познавательного интереса:

1. Отсутствие интереса. Интерес практически не обнаруживается (ис­ключение - положительные реакции на яркий и забавный материал). Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняют привычные действия, чем осваива­ются новые.

2. Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Ученик оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается вы выполнение задания, связанного с ним, однако дли­тельной устойчивой активности не проявляет.

3. Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения). Ученик оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение зада­ний, но интерес быстро пропадает.

4. Ситуативный учебный интерес. Интерес возникает к способам решений новой частной единичной задачи (но не к системам задач). Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес. Интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемо­го материала). Ученик охотно включается в выполнение заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти но­вые применения найденному способу.

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес. Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки уже изучае­мого материала. Непременно ориентирован на общие способы реше­ния системы задач. Интерес - постоянная характеристика ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему спо­собу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов. Фундаментальной деятельностью человека является общение, обра­зующее взаимосвязь людей. Признается одним из необходимых ус­ловий формирования и развития активной личности. Общение в на­чальной школе имеет познавательную ценность: позволяет всматри­ваться в другого школьника и при помощи этого оценивать собственные мотивы стремления, качества.

Полностью признавая значение в учебном процессе единства труда, познания, общения их влияния на формирование активной личности школьника. Мы в то же время считаем, что совместная учебная деятельность учителя и учащихся может обогащаться и за счет включе­ния в учебный процесс иных видов деятельности, имеющих свои возможности. Художественная деятельность, например, создает воз­можности широкого общения с искусством, отражающим действи­тельность, проникающим в глубокие сферы познания природы, чело­века; дидактические, ролевые, театрализованные, свободные, спор­тивные игры создают особую атмосферу радости и активности школьника в познании. Общественно полезная деятельность школь­ников содействует обогащению учения социальной мотивацией, ос­мыслению ценности практической деятельности на пользу людям, ее нравственного смысла. Элементы гимнастики в учебной деятельно­сти способствуют разрядке умственного напряжения, физической разминке. Физкультминутки на уроке в начальной школе снимают утомление, повышают работоспособность.

Познавательная деятельность младших школьников, по нашему мнению, является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель - формирование отношения к познанию, науке, учению.

Таким образом, основными факторами формирования познавательной активности младших школьников являются участие школьников в трудовой деятельности, активном познании, общении, игре. Искусство педагога проявляется, прежде всего, в умелом возбуждении и удовлетворении интересов младших школьников, основанном на знании мотивов учебной деятельности каждого ученика, его интересов и склонностей.

При этом следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов и интересов, не даны ученику от рождения, Социальные и духовные по­требности, которые определяют формирование личности, возникают и разви­ваются в процессе жизни человека.


Список литературы

Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1987.

Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании [Текст] / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2011.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991.

Волина, В.В. Воспитание игрой [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2012.

Гогун, Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка [Текст] /Е.А. Гогун // Начальная школа. – 2013. - №7. – С.48 - 53.

Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Наука, 2002.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации