Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте
Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте
Основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение процесса обучения и учения разносторонней деятельностью, способной обеспечивать и социальную детерминация развития учащихся, и реализацию индивидуальных возможностей каждого из них. При этом следует иметь в виду, что включение школьника в разностороннюю деятельность на уроке непременно должно предусматривать обязательное взаимодействие с основными видами деятельности: трудом - познанием - общением, способными обеспечить благополучное течение жизнедеятельности младшего школьника, подготовку его к жизни, формирование и развитие его личности.
Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности; реализовывать индивидуальные склонности - важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов, познавательной активности.
Познание в его социальном значении рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.
«Каждый индивид вместе со своим поколением включается в этот процесс и, прежде всего «усваивает» продукты общественного развития: определенные духовные ценности класса и эпохи, образующие путем интериоризации его внутренний мир»
Этот сложный процесс, обеспечиваемый деятельностью познания, осуществляется в процессе обучения.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями требует не только запоминания, но и их переосмысления, множества операций, чтобы приобретенные знания обрели необходимый для личности смысл. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствуют апробированию знаний, совершенствуя их усвоение.
Познавательной деятельностью младшего школьника всегда руководит учитель. В совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является школьник. Это укоренившееся суждение о постоянстве расстановки сил в познавательной деятельности чрезвычайно снижает роль этой деятельности для ученика.
В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, то всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Решение ее в значительной мере обусловлено познавательным интересом.
Эмоция интереса тесным образом связана с познавательной деятельностью ребенка. Интеллектуальный успех невозможен, если ребенок активно не переживает эту эмоцию.
Интерес рассматривается К. Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении интереса для развития познавательной сферы, С. Томкинс подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено.
Ксензова Г.Ю. выделяет 6 уровней сформированности учебно-познавательного интереса:
1. Отсутствие интереса. Интерес практически не обнаруживается (исключение - положительные реакции на яркий и забавный материал). Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняют привычные действия, чем осваиваются новые.
2. Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Ученик оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается вы выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.
3. Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения). Ученик оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий, но интерес быстро пропадает.
4. Ситуативный учебный интерес. Интерес возникает к способам решений новой частной единичной задачи (но не к системам задач). Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес. Интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). Ученик охотно включается в выполнение заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес. Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки уже изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Интерес - постоянная характеристика ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов. Фундаментальной деятельностью человека является общение, образующее взаимосвязь людей. Признается одним из необходимых условий формирования и развития активной личности. Общение в начальной школе имеет познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого школьника и при помощи этого оценивать собственные мотивы стремления, качества.
Полностью признавая значение в учебном процессе единства труда, познания, общения их влияния на формирование активной личности школьника. Мы в то же время считаем, что совместная учебная деятельность учителя и учащихся может обогащаться и за счет включения в учебный процесс иных видов деятельности, имеющих свои возможности. Художественная деятельность, например, создает возможности широкого общения с искусством, отражающим действительность, проникающим в глубокие сферы познания природы, человека; дидактические, ролевые, театрализованные, свободные, спортивные игры создают особую атмосферу радости и активности школьника в познании. Общественно полезная деятельность школьников содействует обогащению учения социальной мотивацией, осмыслению ценности практической деятельности на пользу людям, ее нравственного смысла. Элементы гимнастики в учебной деятельности способствуют разрядке умственного напряжения, физической разминке. Физкультминутки на уроке в начальной школе снимают утомление, повышают работоспособность.
Познавательная деятельность младших школьников, по нашему мнению, является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель - формирование отношения к познанию, науке, учению.
Таким образом, основными факторами формирования познавательной активности младших школьников являются участие школьников в трудовой деятельности, активном познании, общении, игре. Искусство педагога проявляется, прежде всего, в умелом возбуждении и удовлетворении интересов младших школьников, основанном на знании мотивов учебной деятельности каждого ученика, его интересов и склонностей.
При этом следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов и интересов, не даны ученику от рождения, Социальные и духовные потребности, которые определяют формирование личности, возникают и развиваются в процессе жизни человека.
Список литературы
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1987.
Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании [Текст] / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2011.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991.
Волина, В.В. Воспитание игрой [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2012.
Гогун, Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка [Текст] /Е.А. Гогун // Начальная школа. – 2013. - №7. – С.48 - 53.
Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Наука, 2002.