Особенности общекультурного развития личности в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Статья
Особенности общекультурного развития личности в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Кузнецова Татьяна Дмитриевна
ГАПОУ СО НТПК №1, 4 курс
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
В данной статье вы сможете познакомиться с особенностями общекультурного развития личности в младшем школьном возрасте, а так же узнать, как поспособствовать его развитию во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: общекультурное развитие, младшие школьники, внеурочная деятельность, начальная школа.
В современном мире большую роль играет общекультурное развитие личности. От того, как будет развито будущее поколение, зависит дальнейшая судьба России и мира в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к личностным результатам младших школьников: «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России». Российская школа входит в XXI век с осознанием того, что обеспечение ею глубокого и прочного освоения обучающиеся содержания образования - не самоцель, а лишь средство формирования общекультурного развитой личности. Именно это выступает как сверхзадача современного образования.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. С точки зрения педагогики: личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. В период младшего школьного возраста личность терпит большое количество изменений, как физических, так и психологических. Это происходит потому, что человек, вступает в новую социальную роль – ученик, в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В младшем школьном возрасте у обучающегося происходит резкий переход от игровой деятельности, к учебной. Поэтому следует выделить некоторые особенность учебного процесса в этом возрасте: учебная деятельность способствует рефлексии своих действий у младших школьников, а так же контролю и подчинению своих действий определённым правилам, установленным школой. Эти особенности следует учитывать и при организации внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования появились изменения в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане с 1 сентября 2012 г. Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе [2]. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить его личностные способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В этот период ребенок пытается определить свои личностные интересы, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом – грамотно совместить общее и дополнительное образование, чтобы добиться желаемого результата.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, при которых осуществляется решение задач их воспитания и социализации. Для решения этих задач школа предоставляет следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность [1, с. 233)]. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов).
При разработке модели организации внеурочной деятельности необходимо следовать следующим принципам:
- принцип учета потребностей обучающихся и их родителей;
- принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе;
- принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности;
- принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения;
- принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности;
- принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности;
- принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;
- принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе [3].
Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [2]. Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Задачи: развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей; формирование коммуникативной общекультурной компетенции; овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности; овладение навыками межличностного общения; формирование интереса к творческим профессиям. Планируемые результаты представлены в таблице.
Уровни планируемых результатов внеурочной деятельности.
Уровень результата | Описание результат | Примеры реализации |
Результаты первого уровня | Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа; | участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас». |
Приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края; | Концерт, внутри классное или внутри школьное мероприятие. | |
Умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома. | Экскурсии, поход на природу. | |
Результаты второго уровня | Получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа; | Посещение музеев родного края. |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества. | Посещение кружков и секций, направленных на развитие художественного творчества («Юный художник»). | |
Результаты третьего уровня | Участие в акциях художественно-эстетического направления в окружающем школу социуме. | Принятие участия в различных акциях своего города. |
Деятельность обучающихся осуществляется в различных формах обучения. Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.). Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия. К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, семейное обучение, самообучение. Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. Индивидуально-коллективные занятия – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты. Необходимо знать, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство. Формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее. Однако, самые подходящими формами организации обучения во внеурочной деятельности по общекультурному направлению являются кружок, клуб, студия, театра, так как они позволяют сконцентрировать внимание детей и вызвать у них интерес и стремление развиваться в рамках общекультурного направления. А реализовать эти формы в процессе обучения помогают наглядные, дидактические и практические методы.
Таким образом, можно сделать вывод, что общекультурное направление во внеурочной деятельности имеет большое значение. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Начального Общего Образования устанавливает требования к личностным результатам младших школьников: «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России», т.е. нацелен на развитие общекультурного направления личности [2]. Так же следует учитывать, что процесс развития личности обучающихся в период младшего школьного возраста имеет большое количество особенностей. В большей степени это связано с возрастными особенностями личности в этот период. Поэтому при организации внеурочных занятий, в частности в рамках общекультурного направления, нужно учитывать ряд этих особенностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / Москва – в образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Еромал Т.В. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/29/osobennosti-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti