Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
ФИО: Конькова Алена Андреевна
Место работы: МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое» Саратовская область ( учитель начальных классов)
Эл. Почта: perevozchikova1999@bk.ru
Название работы: Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время проблема развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения данной проблемы в значительной степени зависит эффективность самого учебного процесса, так как интерес является основным мотивом и средством познавательной деятельности учащихся.
Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.
Несмотря на то, что познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно, до сих пор остается нерешенным вопрос – как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.
Объект исследования: познавательный интерес в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников через использование проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте и исследовать возможности проектной деятельности для развития познавательного интереса у младших школьников.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблемы развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
Описать и провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
Организовать работу по развитию познавательного интереса у младших школьников через проектную деятельность.
Гипотеза исследования: использование проектной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста позволит повысить уровень познавательных интересов у детей.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы начальной школы по развитию познавательного интереса у младших школьников.
Основное содержание
1. Развитие познавательного интереса у младших школьников как педагогическая проблема
Познавательные интересы у детей появляются относительно в раннем возрасте и удовлетворяются самыми различными способами. Таким образом, ребенок идет в школу с достаточно широким кругом сведений, которые приобретаются по мере встреч с теми или иными явлениями действительности. Но эти сведения и знания еще не систематизированы .
Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства и любознательности с включением внимания.
По мнению В.К. Буряк устойчивость познавательного интереса представляет собой залог положительного и активного отношения младших школьников к обучению в школе, основу полноценного усвоения знаний .
По уровню устойчивости познавательный интерес может быть: ситуативным, относительно устойчивым, достаточно устойчивым.
Стоит отметить, что глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается крайне редко, чаще такой интерес сочетается с ранним развитием специальных способностей.
Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Интересы младших школьников чаще поверхностные, фрагментарные, ситуативные, связанные с переживанием своего отношения к предмету в данный момент .
Таким образом, познавательный интерес – это один из самых значимых мотивов познания. Он проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые сведения о мире, поэтому хорошо продуманный и отобранный учебный материал, будет поражать воображение обучающихся новым, неизвестным, будет заставлять их удивляться. Материал урока должен обязательно содержать новые достижения науки, научные поиски и открытия – все это будет важным звеном формирования интереса к учению.
Влияние личности учителя составляет ту живительную силу, которая дает толчок к любознательности и глубокому познанию младших школьников.
Учитель, который знает и любит свой предмет, обладает педагогической культурой, понимает возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, как правило, добивается наибольших успехов в развитии детской любознательности и формировании у школьников глубокого интереса к знаниям.
2. Понятие проектной деятельности и особенности ее использования в младшем школьном возрасте
Наиболее лаконичным, на мой взгляд, является определение проекта как «целенаправленного, фиксированного по времени, управляемого педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей».
Проектная деятельность – специфическая деятельность (совокупность разных видов деятельности) субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания .
Преимущества проектной деятельности: является одним из методов развивающего обучения; повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов.
Возможности проектной деятельности, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Практическая часть
3. Выявление уровня развития познавательного интереса у младших школьников
Исследование проходило на базе МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое» Саратовской области среди учащихся 1 «А» класса, в исследовании приняло участие 15 человек.
Исследование проходило в период с декабря 2021г. по апрель 2022г. в три этапа.
На первом этапе – констатирующем – провелась диагностика уровня развития познавательного интереса у младших школьников. Этот этап проходил в декабре 2021г.
Для диагностики уровня познавательного интереса у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент с применением анкетирования.
Оценка имеющегося уровня развития познавательного интереса у младших школьников проводилась с помощью трёх методик. Целью этих методик является выявление уровня развития познавательного интереса младших школьников. Основой для нашего исследования послужили следующие методики:
методика «Мозаика»; методика «Оценка; метод наблюдения.
Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности развития познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.
Таким образом, по данным констатирующего эксперимента, можно предположить, что для большинства испытуемых характерна познавательная инертность, мнимая самостоятельность действий и полная бездеятельность при затруднениях.
2.2 Организация работы по развитию познавательного интереса через создание проекта
На втором этапе – формирующем – в 1 «А» классе мы подобрали тему проекта: «Этот загадочный космос».
Цель данного проекта – систематизировать знания детей о космосе и космонавтах. Создать стенгазеты и викторину.
Задачи:
1. Образовательные – Расширять представление детей о Космосе, космонавтах, о космических полётах, об особенностях жизни космонавтов во время полета в Космос.
2. Развивающие – способствовать развитию познавательных интересов, развивать связную речь, внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.
3. Воспитательные – воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности.
Этот этап длился 2 месяца – март-апрель 2022г.
Тема проекта – «Этот загадочный космос».
Планируемые результаты:
Метапредметные (УУД):
регулятивные-управление познавательной и учебной деятельности на основе поставленной цели.
познавательные-умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов.
коммуникативные-умение оформлять свою мысль в устной форме, уметь слышать и слушать.
Период реализации проекта – 2 месяца.
В проекте «Космос» мы выделяем следующие этапы:
Погружение в проект.
Организационный этап.
Осуществление деятельности.
Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
Работа над проектом осуществлялась как в урочное время на уроках окружающего мира и технологии, так и на внеурочных занятиях.
Подробнее о каждом этапе можно ознакомиться в таблице 1 – Ход работы над проектом. Приложение В.
На третьем этапе – контрольном вновь исследовался уровень познавательного интереса детей в двух классах, используя те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
По данным контрольного эксперимента, можно сказать, что уровень низкого познавательного интереса снизился на 27%, а высокого увеличился на 20%. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Мы смогли зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно и продуктивно работать. Познавательный интерес и проектная деятельность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Они обеспечивают целостное восприятие окружающего мира, дают толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждают их личностный рост.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем экспериментальном исследовании я провела анкетирование с целью изучения уровня познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у младших школьников показала, что: низкий уровень познавательного интереса диагностирован у большинства испытуемых – 53%. Для большинства испытуемых характерна познавательная инертность, мнимая самостоятельность действий и полная бездеятельность при затруднениях. После проведения эксперимента мы увидели, что познавательный интерес обучающихся увеличился на 20%.
Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования. Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных проектов. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы начальной школы по развитию познавательного интереса у младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, все задачи исследования были решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf
Книги, печатная периодика
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2007. 34 с.
Ахмедбекова Р.Р. Познавательная активность как условие формирования личности младшего школьника // Психолого-педагогические науки. – 2009. - № 3. – С. 29-31.
Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. – Ярославль: Академия развития, 2004. 272 с.
Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. – М.: Просвещение, 2003. 413 с.
Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Психология обучения. 2008. - № 3. – С. 118-119.
Электронные ресурсы
Развитие познавательных интересов младших школьников [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/21/razvitie-poznavatelnykh-interesov-mladshikh-shkolnikov
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Стимульный материал методики
1.Тебе нравится в школе?
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9.У тебя в классе много друзей?
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Интерпретация результатов
Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Проект 1
Название: «Этот загадочный космос»
Возраст: 7-8 лет, 1 класс.
Направление: общекультурное.
Проблема: приближается День Космонавтики, но у детей недостаточно знаний об этом празднике
Цель: систематизировать знания о космосе и космонавтах.
Задачи:
1.Изучить литературные источники по данному вопросу.
2.Определить вид и форму конечного результата (плакат, викторина)
3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.
4. Распределить обязанности в группах.
5.Наметить план, последовательность деятельности (найти информацию, подготовить схему-рисунок)
6. Изготовить проектный продукт
7. Провести презентацию проектов
Приложение В
Таблица 1 – Ход работы над проектом.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Погружение в этап | Ставит перед учащимися проблемы, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. | Происходит распределение тем проектов на добровольных началах, что усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме |
Организационный этап | При работе помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе. | Находят источники информации, консультируются с учителем. |
Осуществление деятельности | Консультирует, фасилитирует. Осуществляет промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносит изменения в процесс проектной деятельности, корректирует последовательность операций. | В процессе выполнения практических операций учащиеся при совместной деятельности с учителем подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач. При поиске и сборе информации учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Учащиеся выбирают способ сбора информации: наблюдение, социологический опрос, проведение экспериментов. |
Отработка и оформление результатов проекта | Учителю необходимо наблюдать за анализом информации, советовать возможное представление результатов исследования. Когда проекты выполнены, учитель предоставляет учащимся возможность оформить проекты быстро и качественно,: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. | Структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. В основе этого этапа: анализ информации; формулирование выводов. Учащимся необходимо систематизировать полученные данные, подвести итог работы, оформить результаты исследования, выстроив общую схему, сделать выводы. Подготовка речи выступления. |
Обсуждение полученных результатов | Оценить усилия учащихся, креативность, использование источников. | Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу. |
16