Публикация «Способы развития произвольного внимания младших школьников» (1–4 класс)
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Малетина Мария Александровна,
студент, ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий»
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте [1]. Его можно развивать и тренировать. Это трудоемкий процесс, но все же он осуществим. Если заниматься развитием произвольного внимания регулярно, то результаты не заставят себя долго ждать.
На нынешний момент существует огромное количество различных методов и приёмов, направленных на развитие произвольного внимания у младших школьников. Все они направлены на совершенствование свойств внимания. Учителями начальных классов используются как методы и приемы, направленные на развитие одного конкретного свойства внимания, так и приемы и методы, направленные на развитие нескольких свойств внимания одновременно.
Развить внимание младших школьников проще для учителя и интереснее для самого школьника через игровые методы. Приведем несколько примеров таких приемов и игр.
Одним из наиболее часто используемых приемов является исправление текста. Суть этого приема заключается в том, что каждому учащемуся дается распечатанный на листочке текст и сообщается инструкция о том, что в тексте есть ошибки, и учащимся необходимо за определенное время их все найти и исправить. Тексты для этого приема могут быть самыми разными. Универсальность этого приема состоит в том, что его можно использовать абсолютно на любом уроке. Этот прием направлен одновременно на развитие сосредоточенности, устойчивости и распределения внимания.
Помимо исправлений ошибок в тексте, основным типом упражнений, в которых младший школьник может почувствовать, что значит быть внимательным являются корректурные задания. В таких заданиях школьнику предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
В корректурных заданиях нет ничего сложного, но несмотря на простоту выполнения этих заданий, они не становятся менее эффективными при развитии сосредоточенности и устойчивости внимания.
Преимущество данного задания заключается в том, что оно универсально, как и предыдущее, так как его также можно использовать на любом уроке, по мере овладения игрой правила могут усложняться, например, отыскивать и зачеркивать одновременно две буквы, одну из них можно обводить, другую подчеркивать.
Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев.
Такие упражнения, как: «Кто поточнее нарисует», «Разведчики», «Слушай звуки», «Города», «Сыщики», «Заметь все» направлены на развитие объема внимания [2]. Суть большого количества подобных упражнений заключается в том, что детям дается задание одновременно запоминать несколько вещей, или запомнить как можно больше деталей, а после этого рассказать, что именно он услышал или увидел. Их эффективность заключается в том, что они легко проводятся, работая фронтально, то есть со всем классом сразу, а также младшим школьникам будет интересно, так как все упражнения представлены в игровой форме.
«Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Счет с помехой», «Карлики, великаны», «Замри», «Выполни команду» [3] - все эти игры направлены на развитие переключения внимания. Суть большинства игр, направленных на развитие переключения внимания, заключается в том, что при озвучивании определенных слов или фраз, младшему школьнику необходимо с одного вида деятельности переключиться на другой.
Эти упражнения также можно проводить, работая фронтально. А игровая форма облегчает их выполнение младшими школьниками. По мере овладения этими упражнениями их правила могут усложняться, что даст еще большие результаты.
При развитии такого свойства внимания, как распределение внимания учитель может использовать следующие игры: «Сказка», «Хлопки», «Два дела одновременно», «Юлий Цезарь», «Восстанови текст», «Найди ошибку», «Продолжи ряд». Смысл игр заключается в том, что одновременно школьники выполняют несколько разных дел, например: слушать и писать, слушать и вычеркивать, запоминать и подписывать. Эффективность игр состоит в том, что со временем в них можно добавлять новые правила, внесение которых приведет к увеличению результативности этих игр.
«Пишущая машинка», «Дружный хлопок», «Запретное движение», «Не путай цвета», «Чтение текста до заданного выражения», «В магазине зеркал» - упражнения, направленные на развитие сосредоточенности внимания. Смысл большинства похожих упражнений в том, что младшим школьникам необходимо внимательно слушать учителя и выполнять его указания правильно. Без сосредоточения внимания верно выполнить указания сложно.
Эффективность заключается в том же, что и предыдущие упражнения, и игры. Помимо этого, данные упражнения способствуют формированию у младшего школьника умения подчиниться требованиям другого человека.
Для развития устойчивости внимания могут быть применены такие упражнения, как «Ладошки», «Шифровальщик», «Перепутанные линии», при выполнении которых необходимо длительное время удерживать внимание на задании. Кроме развития устойчивости, эти задания способствуют расширению кругозора детей. Их можно проводить в разных классах начальной школы, так как они актуальны в любом возрасте младших школьников.
Да, игровые методы – это наиболее эффективный способ развития произвольного внимания, но, говоря о методах развития данной психической функции, нельзя не упомянуть наглядность обучения. Учитывая то, что младшие школьники могут быть внимательными не более 20 минут, на любом уроке необходимо использовать наглядные средства. Учитель в своей практике может применять различные схемы, таблицы, презентации, видеофильмы, аудиофрагменты и многое другое [4]. Значение наглядности на уроке заключается в том, что она вызывает интерес со стороны учащихся, снижает утомление, которое появляется очень быстро, особенно, когда школьник долго был сосредоточен на одной деятельности. Наглядность мобилизует психическую активность ученика и способствует развитию внимания, воображения.
Подводя итог, необходимо сказать о том, что игровая форма проведения упражнений и методов для развития произвольного внимания наиболее интересна для младших школьников. В такой ненапряженной обстановке учащимся легче понять задание и выполнить его. Существует огромное количество методов, упражнений, игр для развития этого вида внимания. Способы развития произвольного внимания настолько разнообразны, что практически все приведенные упражнения можно использовать на любом уроке, на перемене, в любом возрасте младших школьников. Помимо этого, учитель может подобрать такие игры, которые будут направлены на развитие нескольких свойств внимания, что поспособствует достижению больших результатов при выполнении одной игры или упражнения. Стоит также упомянуть важность наглядности при обучении младших школьников. Понятно, что ученикам легче сосредоточить свое внимание на том материале, который их привлекает, поэтому наглядность может послужить тем фактором, вносящим эмоциональную насыщенность в урок и вызывающим внимание со стороны учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 464с.
2. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – Москва: АРКТИ, 2008. – 72с.
3. Развитие основных свойств произвольного внимания у младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Материал подготовили: Е.А. Краева. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/moi-piedaghoghichieskii-opyt-po-tiemie-samoobrazov.html
4. Столинская, Е.В. Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности / Е. В. Столинская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Сер. 5-2. – Москва: Издательство: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук", 2015 – С.123-126