Особенности реализации особых образовательных потребностей обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

0
0
Материал опубликован 12 October

Особенности реализации особых образовательных потребностей обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Кроме это выделяется категория детей со сложным дефектом, а именно глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). К данной категории относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха  и/или нарушениями зрения. Кроме того этот печальный список дополняется детьми глухими с серьезными нарушениями зрения, здесь же и слепоглухонемые дети. В нашей школе тоже есть класс детей со сложным дефектом.

У таких детей отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей с г.у.о. отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Кроме того, характерными свойствами детей этой группы является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения проявлялись при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.


Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Для активизации деятельности учащихся с г.у.о. можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

4. Активные методы рефлексии.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

На уроках рисования учитель может использовать в своей работе такие методы, как нетрадиционные техники рисования. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Например, аппликация из макарон, монотипия, рванная аппликация из газет и журналов и т.д., использование шаблонов и трафаретов.

Среди различных форм и методов обучения на уроках рисования весьма эффективно использовать педагогический рисунок. Ребята много рисуют вместе с учителем. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у детей с ОВЗ, как правило, получается очень успешно.

Во время урока необходимо проводить обходы: иногда хвалить, иногда помочь ученику. В конце урока организовать выставку работы учащихся у доски, здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать работы. Любые задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

Таким образом, для успешной деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями учитель должен грамотно использовать все методы и приёмы обучения.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации