12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петухова Ольга Ивановна583
Россия, Пермский край, Кудымкар

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно различать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, порой целых слов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Иными словами, заикание — это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении.

Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек.

Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, с длительными паузами, когда слово как бы «застревает» в горле, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда малыш внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить.

В таком случае необходимо срочно обратиться к логопеду. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

В зависимости от причин на сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания: невротическое и неврозоподобное.

Невротическое заикание возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие - спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание - логоневроз возникает у детей с изначально здоровой нервной системой.  Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Может проявиться после психологической травмы, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

    при пении, прочтении стихов нараспев;

    при разговоре шепотом;

    при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;

    в случае, когда пациент себя не слышит;

    в разговоре с близкими людьми;

    при разговоре в одиночестве.

Логоневроз усиливается, когда детям 

приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

Что делать?

Необходим четкий режим дня, обеспечивающий определенный режим жизни.

Рекомендуется закаливание (воздушные ванны, игры на свежем воздухе, водные процедуры: обтирание, душ, купание).

Сон ребенка должен быть долгим и спокойным (10-11 часов ночью и 2 часа днем у дошкольников и у школьников 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем). Перед сном должен быть исключен просмотр телевизора.

Нельзя травмировать ребенка постоянными одергиваниями и замечаниями, передразнивать ребенка.

Ссоры в семье в присутствии ребенка должны быть исключены, особенно опасно шумное и пьяное поведение взрослых.

Необходимо, чтобы ребенок всегда слушал правильную речь. Никогда нельзя в разговоре с детьми неправильно произносить слова, подражая детскому языку.

С заикающимся ребенком нужно говорить медленно, ласково и спокойно (ребенок быстро начинает подражать такому темпу речи и усваивает её), при выраженном заикании следует говорить с ребенком нараспев.

Нельзя заставлять ребенка по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.

Не показывать ребенку свои опасения по поводу его речи.

Кто поможет?

В первую очередь нужно как можно раньше обратиться к логопеду. В его

профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.

Если же причиной заикания является психическая травма, то логопед может направить ребенка к психоневрологу.

Также рекомендуется обратиться к психологу. Детский психолог в игровой форме поможет пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.

Составитель: учитель-логопед Петухова О.И.

МБДОУ «Детский сад № 11 «Чебурашка»

г. Кудымкара







Заикание у детей





2019

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.