Буклет «Заикание у детей»
Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно различать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.
Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, порой целых слов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Иными словами, заикание — это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении.
Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек.
Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, с длительными паузами, когда слово как бы «застревает» в горле, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда малыш внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить.
В таком случае необходимо срочно обратиться к логопеду. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.
В зависимости от причин на сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания: невротическое и неврозоподобное.
Невротическое заикание возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.
Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие - спазмы мускулатуры и заикание.
Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.
Неврозоподобное заикание - логоневроз возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Может проявиться после психологической травмы, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.
Признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:
при пении, прочтении стихов нараспев;
при разговоре шепотом;
при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
в случае, когда пациент себя не слышит;
в разговоре с близкими людьми;
при разговоре в одиночестве.
Логоневроз усиливается, когда детям
приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.
Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.
Что делать?
Необходим четкий режим дня, обеспечивающий определенный режим жизни.
Рекомендуется закаливание (воздушные ванны, игры на свежем воздухе, водные процедуры: обтирание, душ, купание).
Сон ребенка должен быть долгим и спокойным (10-11 часов ночью и 2 часа днем у дошкольников и у школьников 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем). Перед сном должен быть исключен просмотр телевизора.
Нельзя травмировать ребенка постоянными одергиваниями и замечаниями, передразнивать ребенка.
Ссоры в семье в присутствии ребенка должны быть исключены, особенно опасно шумное и пьяное поведение взрослых.
Необходимо, чтобы ребенок всегда слушал правильную речь. Никогда нельзя в разговоре с детьми неправильно произносить слова, подражая детскому языку.
С заикающимся ребенком нужно говорить медленно, ласково и спокойно (ребенок быстро начинает подражать такому темпу речи и усваивает её), при выраженном заикании следует говорить с ребенком нараспев.
Нельзя заставлять ребенка по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
Не показывать ребенку свои опасения по поводу его речи.
Кто поможет?В первую очередь нужно как можно раньше обратиться к логопеду. В его
профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.
Если же причиной заикания является психическая травма, то логопед может направить ребенка к психоневрологу.
Также рекомендуется обратиться к психологу. Детский психолог в игровой форме поможет пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.
Составитель: учитель-логопед Петухова О.И.
МБДОУ «Детский сад № 11 «Чебурашка»
г. Кудымкара
Заикание у детей
2019