Особенности системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе в рамках ФГОС

4
4
Материал опубликован 13 April в группе

 Особенности системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе в рамках ФГОС .

(Из опыта работы учителя начальных классов 

МБОУ СОШ № 138 г.Новосибирска Михальской Светланы Демьяновны)

 За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать, быть готовыми к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний.

По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над проблемами с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями. Сегодня наиболее перспективным путём признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

 В соответствии со статьёй 43, пунктом 5 Конституции РФ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями.

 В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования установлены новые требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу начального общего образования. Это, в свою очередь, требует нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использования новых форм и технологий оценки.

 Учитывая возрастные особенности младшего школьника, основной акцент в деятельности детей должен быть сделан на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики будут активно овладевать предметным содержанием. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий, т.е. формированию умения учиться.

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта  к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин.

 В соответствии с новыми программными требованиями к содержанию предъявляются и новые требования к оценке. Система оценки представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения Общей Образовательной Программы Начального Общего Образования. Новая система оценки достижения планируемых результатов выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения Общей Образовательной Программы Начального Общего Образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, это оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

Поскольку мы, как правило, оцениваем знания ученика по конкретному предмету, хорошо знаем требования к системе оценивания, могу добавить, что необходимо включить новые способы и организационные механизмы контроля и оценки учебных и внеучебных достижений учащихся таких как, оценка знаний и умений в форме тестирования, оценка умений преобразовывать и применять полученные знания, оценка опыта творческой деятельности посредством вовлечения в проектную деятельность.

Что касается оценки личностных результатов, то в начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность, выраженная в сформированности внутренней позиции школьника принять новую социальную роль ученика, предполагает высокую учебно-познавательную мотивацию. Решающую роль для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребёнка, а именно интерес к собственным познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями.

 Свою цель вижу в побуждении и развитии интереса к учению через новые формы организации деятельности учащихся. Пытаюсь выяснить пришёл ли первоклассник получать передаваемые ему знания, или же он хочет добывать эти знания сам, а, следовательно, готов ли он овладеть умением учиться.

Формирование и достижение личностных результатов - ответственная задача, которую можно решить успешно при тесном сотрудничестве семьи и школы, одинаково ответственных за личностное развитие ребёнка. Трудности в оценке личностных результатов состоят в том, что в соответствии с требованиями Стандарта они не подлежат итоговой оценке. Поэтому оценку этих результатов осуществляю в ходе мониторинговых исследований в сотрудничестве с психологической службой школы. Личностные качества оцениваем, заполняя диагностическую карту успешности по следующим разделам: управление саморазвитием, взаимоотношениями,  отношение к себе. Данную карту заполняет ребенок, родители, учителя, выводится средний балл, планируется работа по самовоспитанию.

 Содержание оценки метапредметных результатов на ступени НОО строится вокруг умения учиться, что, собственно, и обеспечивает способность ребёнка к самостоятельному усвоению новых знаний и умений и дальнейшему успешному его обучению. Метапредметные результаты оцениваются по уровню сформированности таких учебных действий (УУД), как регулятивные – умение планировать, реализовывать, контролировать и оценивать свою работу; познавательные – умение самостоятельно находить нужную информацию в огромном информационном потоке; коммуникативные – умение сотрудничать, работать в команде, принимать ответственные решения.

Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где я «режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно со мной ставят и решают учебную предметную проблему (задачу). На уроках включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формулировать учебную проблему,  высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. Уже с первого месяца учу детей искать ошибки, информацию в предложенных источниках, организую совместную деятельность, учебное сотрудничество.  Внеурочная деятельность так же предусматривает формирование регулятивных действий через разучивание игр, введения правил, через организацию продуктивных видов деятельности, сотрудничества.

Развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве) на уроках - это, прежде всего, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации, на формирование умения добывать новые знания:  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Во внеурочную деятельность включены задания на поиск лишнего, сравнение, анализ, синтез, работа со словарями, развивающими заданиями. Работа по  научно-познавательному направлению  включает в себя ежедневные экскурсии, работу в детской районной библиотеке, изучение «вежливых» наук через анализ прочитанных произведений, инсценирование сказок, ситуаций, разрешение проблем…

 Формирование коммуникативных учебных действий спланировала и через систему заданий на уроках и внеурочной деятельности, и через совместные мероприятия с родителями

В сентябре я провела диагностическое (стартовое) оценивание (была выявлена готовность детей к обучению в 1 классе, текущее (декабрь) и  итоговое оценивание. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Комплексная письменная работа позволила выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Систему оценивания я выстраивала таким образом, что учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.  При проведении итоговой работы дети сами выбирали выполнение заданий повышенной сложности. Дети были готовы к такой форме работы. Задачи комплексной работы – установить  уровень овладения ключевыми умениями:

сформированность навыков чтения-30 человек 100%;

умение работать с текстом- 93%;

понимать и выполнять инструкции- 87%.

Слайд №24 На родительском собрании решили создать для учащихся портфолио. Мои дети – активные участники мероприятий школьного, районного уровня. Они стремятся к самосовершенствованию, к познанию нового. Родители – постоянные участники  и организаторы различных праздников, акций, торжеств. Все проблемы для нас решаемы – мы вместе, мы – успешны! 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где же презентация??? Вы все время ссылаетесь на слайды...

13 April

Хотелось бы увидеть презентацию!

13 April

Призывный красный цвет с нумерацией слайдов, а по итогу - их то и нет)

13 April

А где же слайды?

13 April

Похожие публикации