Занятие «Особо охраняемые территории Свердловской области» (5 класс)
Конкурсная работа среди педагогов образовательных учреждений
Свердловской области на лучший урок, посвященный 100-летию заповедной системы России и году экологии
Выполнила Попова Екатерина Геннадьевна,
Учитель географии
МАОУ гимназия №205 «Театр»
Г. Екатеринбург
Тема урока «Особо охраняемые природные территории Свердловской области »
Возрастная группа 5 класс
Екатеринбург
План-конспект урока географии по теме
«Особо охраняемые территории Свердловской области »
систематизация и обобщение пройденного материала, урок – игра.
Класс: 5 «В», гимназия №205 «Театр», г. Екатеринбург.
Урок: № 3
Цель: Выявить особенности особо охраняемых территорий Свердловской области, в частности Висимского заповедника, как наиболее крупного природоохранного объекта.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особо охраняемые территории Свердловской области.
2. Дать представление об особо охраняемых природных территориях Свердловской области на примере Висимского заповедника.
3. Использовать полученные материалы для работы в школьном курсе географии, создать условия для развития практических умений - извлекать, накапливать, анализировать информацию из различных источников, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории.
Задачи:
образовательная:
способствовать формированию представлений о единстве природы, объяснению простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
выявить различие между заповедником и заказником как ООПТ;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования на территории Свердловской области;
развивающая:
познание сущности и динамики основных природных, экологических и других процессов, происходящих в географической среде;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории;
воспитательная:
продолжить развитие умения самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное;
выработка понимания общественной потребности в экологических и природоохранных знаниях, а также формирование отношения к природоохранной деятельности как возможной области будущей практической деятельности.
Тип урока: урок систематизации и обобщения пройденного материала, урок – игра.
Методы организации учебной деятельности обучающихся:
частично-поисковый, проблемный, метод стимулирования.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: информационно - коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
Базовый УМК:
Нездолий Т.П.Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области./Учебное пособие. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007.[125].
Оснащение урока: учебник, атлас «Свердловской области» под ред. Корнев И.Н., Капустин В.В., методическое пособие «Твой заповедный остров», «Всероссийский заповедный урок», мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.
Этап урока |
Деятельность педагога |
Время |
Деятельность учащихся |
1. Организационный |
1.Проверка готовности к уроку 2.Создание благоприятного психологического климата. Приветствие. 3. Распределение по 4 группам, выбор и назначение капитана команды |
1-2 мин |
1. Подготовка к уроку 2.Включение в деловой ритм 3. Рассаживаются за столы по группам. Приветствуют капитана, придумывают название командам |
2. Инструктаж проведения игры |
4. Объяснение правил игры: 1. Игра состоит из 5 туров; 2. Каждый тур оценивается максимальным количеством баллов 5; 3. Готовность ответа поднятые вверх руки 4. Капитан назначает учащегося отвечать на вопрос; 5. За дисциплину снимается 1 балл; 6. За дополнения прибавляется 1 балл соответствующей команде. |
3мин |
1. Слушают, дискутируют о названии команды. 2. Задают вопросы относительно отведенного времени на вопрос. |
Актуализация ранее полученых знаний 1 тур «Знатоки природных территорий» |
Оценивается 5 баллов. Задание: Определите, о каких природоохранных территориях идет речь? Каждой команде предлагается найти ответ на вопрос среди других похожих определений и с помощью разрезных карточек и сопоставить их с определением. 1 команда «Кварц» Особо охраняемые природные территории (ООПТ) отличаются наиболее строгим режимом охраны природы, который подразумевает полный запрет хозяйственной деятельности ради сохранения природных ландшафтов в нетронутом виде. России и на сегодняшний день их более ста. 2 команда «Леопарды» Особо охраняемые природные территории участки территорий и акваторий, где постоянно или временно запрещается использование отдельных видов растений и животных. Наиболее распространены охотничьи территории, где регулируется охота на промысловых животных. 3 команда «Уральцы» Особо охраняемые природные территории (ООПТ) занимают крупные природные территории с особой экологической, исторической, эстетической ценностью, которые могут использоваться для организованного туризма и отдыха. Их роль в России признана мировым сообществом. 4 команда «Аисты» Особо охраняемые природные территории — наиболее многочисленная и многообразная группа ООПТ. Это природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительское значение: геологические (пещеры), гидрологические (озёра), флористические (дендрарии). |
3-4 мин |
1 команда «Кварц» Отвечают на вопросы, сопоставляют, обсуждают варианты ответа, высказывают предположения, выкладывают разрезные карточки «Заповедный статус» на столах (Заповедники) 2 команда «Леопарды» Отвечают на вопросы, сопоставляют, обсуждают варианты ответа, высказывают предположения, выкладывают разрезные карточки «Заповедный статус» на столах. (Заказники) 3 команда «Уральцы» Отвечают на вопросы, сопоставляют, обсуждают варианты ответа, высказывают предположения, выкладывают разрезные карточки «Заповедный статус» на столах (Национальные парки) 4 команда «Аисты» Отвечают на вопросы, сопоставляют, обсуждают варианты ответа, высказывают предположения, выкладывают разрезные карточки «Заповедный статус» на столах (Памятники природы) |
2 тур «Живые символы» |
Оценивается 5 баллов Демонстрация видеосюжета «Живые символы» (из цикла «Заповедные острова») Каждой команде заранее подготовлен дидактический материал с изображением животных («символов заповедников») и название заповедника. Задание: Найди пару 1 команда «Кварц» (Баргузинский, Кроноцкий, Остров Врангеля) 2 команда «Леопарды» (Воронежский, Катунский, Сихотэ-Алинский) 3 команда «Уральцы» (Курильский, Костомукшский, Земля Леопарда ) 4 команда «Аисты» (Шульган-Таш, Брянский лес, Дарвинский) |
Каждая команда выкладывает соответствие изображения животных «живых символов» и названия наиболее известных заповедников (по 3) |
|
3 тур Изучение нового материала «Картограф» |
Оценивается 5 баллов Работа с атласом, картой природоохранных территорий [27 ]Свердловской области. Задание: 1 команда Найдите на карте и показать территорию Свердловской области 2 команда Найдите на карте Свердловской области ООПТ, назвать их. 3 команда Найти на карте заповедники, назвать и показать их. 4 команда Найти на карте заказники, назвать и показать их. |
5 мин |
Капитан назначает, кто из команды будет отвечать у доски. Работают с картой по одному человеку от команды у доски. Другие команды дополняют, исправляют. |
4 тур домашнее задание Представление и демонстрация слайдов презентации «Твой заповедный остров – Висимский заповедник» |
Оценивается 5 баллов Каждой команде заранее выданы темы, по которым они должны найти материал и подготовить слайды презентации. Презентацию должна быть составлена по следующему плану: 1). Географическое положение 2).Время и цель создания 3).Что охраняется 4).Особенности природы (рельеф, климат, растительность, животный мир) 5).Правила поведения Оценивание происходит за точность материала, представление. |
10 мин |
Представляют по 5 заранее приготовленных слайдов презентации, по одному человеку от команды демонстрируют свои слайды Оценивают презентации В тетради отмечают наиболее значимые и интересные факты |
Динамическая пауза |
Музыкальное сопровождение |
2 мин |
Выполняют разминку самостоятельно или под руководством учителя |
5 тур «Капитанов» |
Оценивается 5 баллов Задание одинаковое каждой команде: Вы сотрудник или директор Висимского заповедника, какие правила, изменения вы бы добавили к существующим уже? 1 команда 2 команда 3 команда 4 команда |
5 мин |
Составляют правила поведения в заповеднике, добавляют новые, аргументируют (5 правил наиболее важных). Выступления капитанов, обсуждение. |
Подведение итогов игры |
Подводит итоги игры. Подсчет баллов. Объявляет победителей |
3 мин |
Аплодисменты |
Подведение итогов урока, оценивание |
Организация рефлексии. На доске капитаны отмечают яркие фрагменты урока Комментирование отметок. Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». Спасибо! Урок окончен. |
3 мин |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности по критериям, выявляют степень соответствия результатов деятельности поставленной цели На доске капитаны записывают самые яркие и значимые фрагменты урока |
Информация о домашнем задании |
Проведение инструктажа по выполнению д/з о заповеднике «Денежкин Камень» с учетом индивидуального развития обучающегося. |
2 мин |
Осуществляют соответствующие записи в дневнике |
Использованные литература и материалы:
-
-
-
Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. – 160 с.
Беляева Н.В., Терентьева Е.Ю., Клепиков О.Н. Календарь природы Висимского заповедника [103].Материалы Всероссийской научно-практической конференции «География и современные проблемы естественнонаучного познания». Екатеринбург, 3-4 декабря 2009.
Нездолий Т.П.Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области./Учебное пособие. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007.[125].
-
-