Публикация «Особое внимание требует внеурочная деятельность»
Н.А. Подхалюзина
Особое внимание требует внеурочная деятельность.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования .
Согласно Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту (ФГОС) нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:
укрепления российской государственности;
развития в России гражданского общества;
повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.
В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС ООО нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы основного общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.
Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС ООО выступает то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Ещё в прошлом веке известный педагог А.С.Макаренко сказал: «Личность не воспитывается по частям, а создаётся синтетически всей суммой влияния, которым она подвластна . Воплощение данной мысли известного педагога позволяют обеспечить ФГОС второго поколения, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Ведь жизнь не заканчивается уроками. Компетентность выпускника должна проявляться не только в сфере познавательной, но и гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, бытовой. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов. К настоящему времени накоплен большой опыт в организации правового обучения и воспитания за рамками обычных школьных предметов. Такая деятельность обычно показывает неплохие результаты и, по мнению многих специалистов, может быть с успехом организована в любом образовательном учреждении или учреждении дополнительного образования. Рассмотрим позиции отдельных специалистов на проблемы и некоторые формы указанной деятельности .
Большую работу по систематизации внеурочной деятельности провели И.В. Уколова, И.Л. Друбачевская, А.П. Вакуленко, СИ. Володина, A.M. Полиевктова.
Вот некоторые результаты их исследований.
Авторы пришли к выводу, что:
1. Внеурочная деятельность не ограничена жесткими возрастными рамками, поэтому в занятие могут объединяться учащиеся, которые искренне желают более глубоко познать определенную дисциплину.
2.Педагог имеет дело только с заинтересованными детьми, поэтому он может не заботиться о проблеме мотивации. Однако мотивы, собравшие школьников вместе, могут быть различными.
3.Внеурочная деятельность динамична. Например, работа занятия, кружка связана с лимитом урочного времени, школьным расписанием, устройством классной комнаты с оценками. Появляется свобода для применения деловых и ролевых игр, акций и проектных технологий (в том числе — телекоммуникационных).
4.Вне урока дети приобретают больше возможностей для контактов с реальным взрослым миром.
5.Внеурочная деятельность, не связанная с требованиями программы, позволяет сосредоточиться на одном аспекте.
Виды школьников во внеурочной деятельности авторы предлагают подразделить с учетом:
- возраста;
- поставленных целей;
- степени открытости детского объединения.
Предварительно, при проведении уроков и факультативов, учитель имеет возможность выявить наиболее активных и заинтересованных детей и определить тематику внеурочного объединения».
Учителя-практики пришли к выводу, что наиболее результативными формами работы во внеурочной деятельности являются кружки, клубы и иные объединения тех, кто заинтересован в углублении, познании определенного материала .
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая
деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное
Отличительная черта внеурочной деятельности состоит в том, что она проходит в свободной форме. Это могут быть всевозможные кружки, секции, КВН, олимпиады, соревнования и прочее.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и
коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию .
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Таким образом, внеурочная деятельность требует особого внимания со стороны педагога : поможет развить у школьников всевозможные аспекты, такие как здоровье, развитие, поможет найти свое социальное место и раскрыть имеющийся талант и интерес к чему - либо. К тому же у школьника занимающегося внеурочной деятельностью всегда слаженный и четкий распорядок дня. Так же это общение со сверстниками, работа в коллективе и дружественной среде не только в пределах школы, но и за ней. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования и позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Особенности общекультурного направления развития личности внеурочной деятельности:
Общекультурное направление развития личности — направление развития личности, которое обеспечивается либо воспитанием, либо воспитанием и обучением, состоящее в усвоении основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др. основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания); усвоении основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоении основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Исходя из разных программ можно сделать вывод, что общекультурное направление реализуется через занятия кружка, например:
Общекультурное направление может быть представлено «Изостудией» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества, развития умения видеть жизнь глазами художника. По этому направлению работает педагог дополнительного образования, который осуществляет свою работу в форме групповых, индивидуальных, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок. Ежемесячно работы ребят представляют тематические выставки: «Осенние зарисовки», «Профессии моих родителей», «Удивительная природа», «Зимняя сказка», «Радость весны».
Общекультурное направление может быть представлено курсом «Легоконструирование», который даёт возможность проявить ребёнку многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить в себе те задатки, которые даны ему природой. Конструировать предмет, выкладывая на плате геометрические фигуры, узоры, повторяя предметный алгоритм, дети во взаимодействии с учителем самостоятельно учатся оперировать пространственными понятиями, знакомятся с числами, цифрами, логическими закономерностями, с ними осваивают сенсорные эталоны - цвет, форму, размер, расстояние в пространстве. Диапазон использования Лего-технологий очень широк и разнообразен. Конструкторы Лего вводят детей в мир моделирования и конструирования. Первоклассники – активные участники школьных Лего-конкурсов.
Общекультурное направление может быть представлено курсом «Театрально - художественная мастерская» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Под руководством руководителя - опытного режиссера ребята представляли свое мастерство в школьных спектаклях и концертах.
Общекультурное направление может быть представлено курсом «Музыкальная студия». В основе содержания и структуры курса Музыкальная студия лежит идея музыкально-эстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности. Критериями успешности для первоклассников является результативность участия в общешкольных и окружных фестивалях, концертах, конкурсах .
Таким образом, общекультурное направление внеурочной деятельности способствует формированию культуры поведения в обществе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Реализуется через праздники, общешкольные мероприятия, занятия внеурочной деятельности.
Библиографический список
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М.: Вербум-М, 2004
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт, 2019