Публикация «Особое внимание требует внеурочная деятельность»

1
0
Материал опубликован 5 April 2022

Н.А. Подхалюзина

natalipod@yandex.ru

Особое внимание требует внеурочная деятельность.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования .

Согласно Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту (ФГОС) нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС ООО нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы основного общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.

Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС ООО выступает то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ  —  деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Ещё в прошлом веке известный педагог А.С.Макаренко сказал: «Личность не воспитывается по частям, а создаётся синтетически всей суммой влияния, которым она подвластна . Воплощение данной мысли известного педагога позволяют обеспечить ФГОС второго поколения, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Ведь жизнь не заканчивается уроками. Компетентность выпускника должна проявляться не только в сфере познавательной, но и гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, бытовой. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов. К настоящему времени накоплен большой опыт в организации правового обучения и воспитания за рамками обычных школьных предметов. Такая деятельность обычно показывает неплохие результаты и, по мнению многих специалистов, может быть с успехом организована в любом образовательном учреждении или учреждении дополнительного образования. Рассмотрим позиции отдельных специалистов на проблемы и некоторые формы указанной деятельности .

Большую работу по систематизации внеурочной деятельности провели И.В. Уколова, И.Л. Друбачевская, А.П. Вакуленко, СИ. Володина, A.M. Полиевктова.

Вот некоторые результаты их исследований.

Авторы пришли к выводу, что:

1. Внеурочная деятельность не ограничена жесткими возрастными рамками, поэтому в занятие могут объединяться учащиеся, которые искренне желают более глубоко познать определенную дисциплину.

2.Педагог имеет дело только с заинтересованными детьми, поэтому он может не заботиться о проблеме мотивации. Однако мотивы, собравшие школьников вместе, могут быть различными.

3.Внеурочная деятельность динамична. Например, работа занятия, кружка связана с лимитом урочного времени, школьным расписанием, устройством классной комнаты с оценками. Появляется свобода для применения деловых и ролевых игр, акций и проектных технологий (в том числе — телекоммуникационных).

4.Вне урока дети приобретают больше возможностей для контактов с реальным взрослым миром.

5.Внеурочная деятельность, не связанная с требованиями программы, позволяет сосредоточиться на одном аспекте.

Виды школьников во внеурочной деятельности авторы предлагают подразделить с учетом:

- возраста;

- поставленных целей;

- степени открытости детского объединения.

Предварительно, при проведении уроков и факультативов, учитель имеет возможность выявить наиболее активных и заинтересованных детей и определить тематику внеурочного объединения».

Учителя-практики пришли к выводу, что наиболее результативными формами работы во внеурочной деятельности являются кружки, клубы и иные объединения тех, кто заинтересован в углублении, познании определенного материала .

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других

Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая

деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направле­ния внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное

Отличительная черта внеурочной деятельности состоит в том, что она проходит в свободной форме. Это могут быть всевозможные кружки, секции, КВН, олимпиады, соревнования и прочее.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений сов­падает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и

коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию .

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Таким образом, внеурочная деятельность требует особого внимания со стороны педагога : поможет развить у школьников всевозможные аспекты, такие как здоровье, развитие, поможет найти свое социальное место и раскрыть имеющийся талант и интерес к чему - либо. К тому же у школьника занимающегося внеурочной деятельностью всегда слаженный и четкий распорядок дня. Так же это общение со сверстниками, работа в коллективе и дружественной среде не только в пределах школы, но и за ней. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования и позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Особенности общекультурного направления развития личности внеурочной деятельности:

Общекультурное направление развития личности — направление развития личности, которое обеспечивается либо воспитанием, либо воспитанием и обучением, состоящее в усвоении основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др. основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания); усвоении основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоении основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).

 Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются:

- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

- становление активной жизненной позиции;

- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. 

Исходя из разных программ можно сделать вывод, что общекультурное направление реализуется через занятия кружка, например:

Общекультурное направление может быть представлено «Изостудией» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества, развития умения видеть жизнь глазами художника. По этому направлению работает педагог дополнительного образования, который осуществляет свою работу в форме групповых, индивидуальных, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок. Ежемесячно работы ребят представляют тематические выставки: «Осенние зарисовки», «Профессии моих родителей», «Удивительная природа», «Зимняя сказка», «Радость весны».

Общекультурное направление может быть представлено курсом  «Легоконструирование», который даёт возможность проявить ребёнку многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить в себе те задатки, которые даны ему природой. Конструировать предмет, выкладывая на плате геометрические фигуры, узоры, повторяя предметный алгоритм, дети во взаимодействии с учителем самостоятельно учатся оперировать пространственными понятиями, знакомятся с числами, цифрами, логическими закономерностями, с ними осваивают сенсорные эталоны - цвет, форму, размер, расстояние в пространстве. Диапазон использования Лего-технологий очень широк и разнообразен. Конструкторы Лего вводят детей в мир моделирования и конструирования. Первоклассники – активные участники школьных Лего-конкурсов.

Общекультурное направление может быть представлено курсом «Театрально - художественная мастерская» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Под руководством руководителя - опытного режиссера ребята представляли свое мастерство в школьных спектаклях и концертах.

Общекультурное направление может быть представлено курсом «Музыкальная студия».  В основе содержания и структуры курса Музыкальная студия лежит идея музыкально-эстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности. Критериями успешности для первоклассников является результативность участия в общешкольных и окружных фестивалях, концертах, конкурсах . 

Таким образом, общекультурное направление внеурочной деятельности способствует формированию культуры поведения в обществе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Реализуется через праздники, общешкольные мероприятия, занятия внеурочной деятельности.



Библиографический список

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М.: Вербум-М, 2004

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт, 2019





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.