Публикация «Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть воспитательного процесса в школе»
Внеурочная деятельность- неотъемлемая часть воспитательного процесса в школе.
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, умеющего быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным в мире конкуренции, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. ФГОС обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива». Процесс воспитания в школьном пространстве, безусловно, непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений. Внеурочная деятельность в школе проводится с целью: расширения общих и углубления специальных знаний обучающихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. При этом учитываются интересы детей и родителей, возможности школы. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся:- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Каждому направлению духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников соответствуют и базовые национальные ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине. Служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, свободы совести и вероисповедования; нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; равноправие. Ответственность и чувство долга. Мораль, честность. Щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога; стремление к познанию и истине; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие; жизнь; эволюция; родная земля; заповедная природа; планета Земля, экологическое сознание; красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие; этическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное. Внеурочная деятельность может организовываться через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования ,общественно полезные практики. В своем классе я провожу факультативы « Краеведение», «Уроки здоровья», « Проектная деятельность». Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России. Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Учебная программа « Краеведение» сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и
применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе. Структура программы курса " Краеведение" включает разделы с определённой направленностью по каждому
году обучения.
1 класс направление – «Родной дом»;
2 класс направление – «Памятники старины»;
3 класс направление «Город Никитина и Кольцова»;
4 класс направление «История родного города».
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Цель программы « Уроки здоровья»: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья. Например, конечный результат 1-го года работы научного клуба представлен творческими конкурсами:
Конкурс рисунков по темам программы («Мы здоровье бережом» «Будущие олимпийцы», «Если хочешь быть здоров»);
конкурс песен;
фотовыставки («Семья на отдыхе», «Тропинки здоровья», «Солнце, воздух и вода», «Подвижные игры»);
конкурс поделок;
подготовка и защита проекта «Здоровая и вредная пища»;
конкурс пословиц и поговорок о здоровье человека. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс: воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.
Задачи:
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.
предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
В чём достоинства метода проектов?
Учащиеся видят перед собой конечный результат . Проектная деятельность позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Приведу перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник. Так в 1 классе году результатом проектной деятельности стали творческие дела , презентация которых прошла в форме праздника: « Числа первого десятка», «Прощай, Азбука», « Прощай 1-ый класс», также проекты : « Подарок маме 8 МАРТА», Сборник загадок 1 «Б» класса», « Баба-Яга- друг или враг», « Наш дружный класс» . В 3 классе стал возможен театральный проект- подарок мамам ко Дню 8 Марта, спектакль « Дюмовочка» , в котором был задействован весь класс. Как основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся реализуются в начальной школе? Прежде всего через урочную и внеурочную деятельность. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений. Внеурочная деятельность в школе проводится с целью: расширения общих и углубления специальных знаний обучающихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. При этом учитываются интересы детей и родителей, возможности школы. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное. Внеурочная деятельность может организовываться через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования ,общественно полезные практики воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются : игра, познание, предметно- практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры.