Публикация «Использование дидактической игры в развитии внимания старших дошкольников»
Внимание – понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость. Внимание – это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.
Любая деятельность человека не может быть целенаправленной и продуктивной, когда данный человек не сосредоточен на том, что он делает.
Внимание индивида обладает направленностью. Так, направленность является избирательным характером психической деятельности, преднамеренным или непреднамеренным выбором ее объектов.
Следует учитывать и такие характеристики внимания, как сосредоточенность, углубленность в деятельность. Если задача сложная, то более интенсивно и тяжелее станет внимание человека к решению такой задачи.
Сосредоточенность также имеет тесную связь с отвлечением от постороннего. Чем больше индивид сосредоточен на выполнении какой-либо задачи (проблемы), тем в меньшей степени он замечает окружающую среду.
Итак, при внимательном отношении к какому-либо предмету (данный предмет) занимает центральную позицию в сознании человека, остальное же воспринимается слабо. В этой связи, отражение более ясное, отчетливое.
Внимание зачастую выражается в мимике, в позах, движениях. Внимательный слушатель различается от невнимательного. У невнимательного человека рассеянный и отвлеченный взгляд. Иногда внимание ориентировано на мысли и образы, которые находятся в сознании человека. Данное свидетельствует об интеллектуальном внимании.
Если индивид проявляет достаточно высокую сосредоточенность на физических действиях, следует говорить о моторном внимании. Данное свидетельствует о том, что внимание не имеет собственного познавательного содержания.
Трактовок понятия «внимание» существует множество, каждый автор понимает его по-разному. Проблема внимания рассматривается с точки зрения различных подходов. Ряд психологов утверждает, что внимание не самостоятельный психический процесс, а является ключевым элементом иных, наиболее сложных психических процессов. Иные психологи считали, что внимание – отдельный психический процесс, имеющий свои закономерности.
По мнению В.Вундта, внимание – фиксационная точка сознания или поле ясного видения. С точки зрения Э. Титчинера, внимание – это свойство ощущения. Д. Милль изучал внимание в качестве результата эмоций. В. Блок рассматривал внимание как уровень бодрствования .
По мнению Ф.Н. Гоноблина, внимание можно сопоставить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, которая представляет собой центр двух кругов, то меньший круг видно яснее. Малый круг наглядно изображает зону внимания.
Согласно современным психологам, внимание - концентрация сознания на одном объекте при отвлечении от иных объектов.
Интерес к проблеме внимания остается актуальным и по сей день. Внимание рассматривается и как психическое явление, а также в трактовке разных форм и уровней внимания и пр. Раньше внимание определялось только в качестве сенсорного феномена.
С точки зрения С. Л. Рубинштейна, внимание - фактор, обеспечивающий селективность протекания всех познавательных процессов. А. Р. Лурия рассматривает внимание как фактор, способствующий селективности протекания психических процессов.
По концепции П.Я.Гальперина:
- внимание – один из моментов исследовательской деятельности. Внимание - психологическое действие, ориентированное на содержание образа, мысли, иного феномена, который имеется в определенный момент в психике человека;
- внимание - контроль за этим содержанием. В каждом действии индивида имеется ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием;
- внимание не обладает особым результатом;
- все конкретные акты внимания - результат формирования новых умственных действий .
Структура внимания – это свойства внимания по разным его основаниям]:
1) внимание произвольное и непроизвольное;
2)устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внимание – это фактор, способствующий селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых (А. Р. Лурия).
Помимо этого, рассмотрели различные взгляды ученых в вопросе определения понятия внимания, дали определение структуре внимания.
Следует выделить два ключевых вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание - более простой вид внимания, устанавливается и поддерживается вне зависимости от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание — наиболее низкая форма внимания, возникающая по итогу влияния раздражителя на какой-либо из анализаторов. Возникновение связывается с разными причинами, которые условно следует выделить в категории.
К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя (сила или интенсивность, новизна). Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Третья группа причин связана с общей направленностью личности.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми.
Произвольное внимание связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Психологи выделяют еще один вид внимания, который носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным после произвольным. Данный тип внимания остается связан с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами.
Свойства внимания: концентрированность, объём, распределяемость, устойчивость, гибкость, переключаемость.
Концентрированность внимания – наличие связи с определенным объектом, выражает интенсивность этой связи. Концентрированность внимания определяется единством двух признаков – интенсивности и узости внимания.
Объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4-5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2-3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т.п.). Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой - то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.
Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего, от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т.е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания по данным ряда прежних исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2-3 сек., доходя максимум до 12 сек.
Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи.
Сосредоточение внимания – это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Предмет должен развиваться, обнаруживать все новое содержание.
Устойчивость внимания зависит от особенности материала, степени его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта. Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания – весьма важное и часто очень нужное качество.
Различные свойства внимания в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль волы находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 5–6 лет необходимо использовать два вида упражнений:
- специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
- упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.
Развитие внимания дошкольников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.
Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, можно научить ребенка уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, педагог научит школьника концентрироваться на деталях.
Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.
Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе.
Таким образом, внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание может быть непроизвольное и произвольное. Структура внимания – это свойства внимания по разным его основаниям. Ключевыми свойствами внимания являются устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений.
Опыт работы психологов показывает, что психолог должен владеть самыми разнообразными методами - как высоко формализованными (техниками типа теста Векслера, опросника Кэттлера, теста Алетхадора), так и низко формализованными (наблюдение, беседа, проективные методы).
Очень эффективен метод так называемого «интенсивного наблюдения» . Он даёт тонкое психологическое значение ребёнка.
Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения, выделении поведенческих признаков изучаемого явления, систематичности наблюдения. Наблюдение за проявлением основных свойств внимания облегчает использование так называемых «жизненных показателей» - тех особенностей деятельности и поведения, в которых наиболее ярко проявляются изучаемые свойства.
Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития.
Таким образом, необходимо использовать теоретические методы, эмпирические и метод математико-статистической обработки.
Диагностику внимания дошкольников можно проводить исходя из ряда методов. Для изучения объема внимания используются две группы методов: 1) основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур; 2) основанные на отыскивании чисел. Поскольку избирательность внимания в приведенных методах изучается на примере зрительных восприятий т. е. перцептивной деятельности, поэтому для точности вводится термин «перцептивное внимание».
Избирательность перцептивного внимания можно измерять с помощью различных методик. Можно использовать такие методики, которые измеряли бы одно и то же качество внимания, но различались материалом, с которым оперирует испытуемый (буквенный, цифровой, предметный). Во всех этих методиках задачей испытуемого является выделение объекта из фона.
Исследования устойчивости внимания были вызваны потребностями практики, в частности, поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. При определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным условием является учет активности самого субъекта.
Устойчивость внимания обычно изучается в процессе длительной зрительно напряженной работы (не менее 10 мин). Наиболее распространенным стимульным материалом являются различные корректурные таблицы. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель .
Для изучения концентрации внимания используют различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение 5 - 10 мин отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. Показателем хорошей концентрации при этом выступает минимальное количество допущенных ошибок. Второй способ диагностики концентрации внимания основан на применении сенсомоторных проб типа лабиринтов и перепутанных линий .
Таким образом, можно сделать вывод, диагностика внимания у старших дошкольников сводится к рассмотрению каждого свойства своим методом и методиками. Их довольно много и исходя из этого, можно создать комплекс методик, который исследует все свойства внимания. Очень важно создать целостный подход, который позволит исследовать все «стороны» внимания. Крайне важно подобрать правильно методики, от этого будет зависеть полученный результат.
Рассмотрим методики диагностики внимания дошкольников:
1. Диагностика уровня внимания включает такие тесты как: «Найди отличия/сходства», «Найди два одинаковых предмета/пару» - «Что изменилось на картинке?», «Что убрали/добавили на картинке?» и пр.
2. Диагностика объёма и концентрации внимания по методике теста Пьерона-Рузера .
Методика «Запомни и расставь точки» оценивает объем внимания ребёнка. Лист с точками разрезается на 8 малых квадратов, которые складываются в стопку, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с 9 точками (остальные - сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Объёмом внимания считается максимальное число точек, которое правильно воспроизведено на любой из карточек (выбирается карточка, на которой было воспроизведено безошибочно большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах.
Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов - высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла - очень низкий.
Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) посредством бланка с буквами в ряду вычёркивают такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут. Количество букв указывает на объем внимания, количество сделанных ошибок - на концентрацию. Норма объёма внимания – для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
3. Исследование концентрации внимания: определить уровень концентрации внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Исследование проводится с одним испытуемым и группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой - разместить испытуемых, обеспечить бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины.
4.Диагностика устойчивости внимания «Что изображено на картинке?» по модификации методики Т.Е. Рыбакова предполагает внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа «Какие животные нарисованы на картинке? Какие животные живут у нас?».
Таким образом, особенностями диагностика внимания являются 2 фактора: наиболее точные данные результатов показываются первые 15 минут, т.к. на 16 минуте концентрация, устойчивость и произвольность внимания начинают снижаться. Ведущим видом внимания является непроизвольное внимание, поэтому тесты проводят в игровой форме с фиксацией активности ребёнка, его сосредоточенности и интереса.