Эссе «Особому ребенку — особый педагог»

5
0
Материал опубликован 5 January 2023

Эссе

« Особому ребёнку – особый педагог»

Так в жизни, к счастью, случилось, что школа - интернат №2 города Улан – Удэ, стала моим вторым домом, куда я торопливо шагаю каждое утро. Очень хочется, чтобы в этом доме всегда было уютно, комфортно от дружеской поддержки, взаимопонимания всех – и взрослых, и детей.

Я – учитель, я учитель особых детей…. Кто – то скажет: «Мечтал быть учителем с детства», « Это моё предназначение». Но всё это тогда было не про меня. Сегодня я попробую обосновать свой выбор, своё понимание миссии педагога особых детей в современном мире, видение проблем коррекционного образования и возможных путей их решения

Будучи ребенком, и все свое беззаботное детство, проведя у бабушки с дедом в деревне, в своих мечтах я видела себя агрономом или ветеринаром.

Но случилось так, что у меня появилась еще одна младшая сестра. Вот здесь и стали проявляться мои первые учительские задатки. Учила читать, правильно держать ручку или карандаш, внимательно слушать, как коверкая слова, она старается пересказать сказку. Постепенно этот интерес перерос в понимание серьезности и ответственности в выборе своей будущей профессии.

В 1989 я поступила в педагогическое училище, на специальность учитель начальных классов и воспитатель группы продленного дня. В студенческие годы судьба свела меня с молодым человеком, который в последующем стал и остается моим надежным мужем. И именно эта встреча определила мою дальнейшую педагогическую деятельность.

Моя свекровь, Сафронова Валентина Михайловна, стала моим наставником на многие годы. Именно она меня познакомила с особой школой, в которой учатся особенные дети. Её профессиональное мастерство, умение видеть в каждом ребенке личность, желание помочь в социальной адаптации и самостоятельном жизненном выборе убедили меня в правильности моего решения – стать учителем.

И вот уже как более 20 лет я работаю в системе коррекционного образования.

В настоящее время мы видим, особую роль государство отводит образованию детей с особыми образовательными потребностями. Исходя из этого, главную миссию своей работы вижу в том, чтобы создать комфортные условия для максимального развития возможностей особого ребенка. А главная цель – научить особого ребенка выбирать труд, а не безделье, быть человеком воспитанным, состоявшимся в силу своих возможностей. Но чтобы воспитать таким ребенка, учитель должен уметь преодолевать трудности, обладать выдержкой, самообладанием и оптимизмом. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать и учитывать особенности наших учащихся, предвидеть возможные затруднения.

Мой оптимизм - это моя жизненная установка. А мой успех в работе, мои достижения, достижения моих учеников. Иногда, задаёшь себе вопрос: «А стоит ли тратить столько сил, здоровья, энергии?» А потом наблюдая за детьми видишь, что Илья стал усидчив и больше не подскакивает на уроке, Витя всё-таки запомнил очередную букву, Ксения сумела повторить предложение за Юрой, а у Вики сегодня в первый раз буквы «не перебежали» на другую строчку –улыбнёшься, вздохнёшь и понимаешь, это того стоит.

В последние годы в школе резко увеличилось количество детей страдающих РДА, многие родители находятся в полной растерянности в вопросах воспитания и обучения своих детей. Некоторые из них по непринятию особенностей своего ребенка предъявляет к нему завышенные ожидания, кто–то требует от учителя жесткой дисциплиной по отношению к своему ребенку, а кто- то окружил гиперопекой. Наша задача - помочь родителям найти правильный подход к ребенку, принять его особенность. Перед родителями я ставлю задачи, а это и мои жизненные ценности: нравственное развитие детей, привитие им чувства ответственности. Все начинается с маленьких дел: помочь бабушке, накормить щенка, не сломать веточку, помочь слабому. Всегда говорю родителям - любите детей! Показывайте им хороший пример! Ведь не важно, какой ребенок особый или здоровый, дети учатся на трудолюбии и хорошем примере своей семьи. Конечно, я надеюсь, что мои подходы к образованию особого ребенка, мое понимание роли педагога в современном мире направлены на то, чтобы семена, посеянные в сердцах моих учеников, дали плоды разумно, доброго. Что они смогут выстроить свою жизнь, преодолев преграды. Понимая, что судьба государства и будущее нации зависят от состояния системы образования, не могу не сказать о проблемах коррекционного образования и предложить возможные пути их решения:

- падение престижа профессии учителя в целом и учителя - дефектолога. В последнее время участились случаи получения дистанционного образования по олигофренопедагогике, что считаю недопустимым. Нужно на уровне региона вводить обучение по специальности олигофренопедагог в сузах и вузах нашей республики.

- низкое обеспечение образовательной организации методическими пособиями, программами адекватными уровню развития детей.

- создание в СКОУ надлежащих условий, рекомендованных ПМПК и прописанных в ФГОС, для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

- отсутствие комплексного подхода, в диагностировании детей с ОВЗ. Несмотря на то, что в современных условиях вся педагогическая общественность настойчиво говорит об оказании комплексного психолого-педагогического сопровождения и обеспечения ребенка с проблемами, на практике педагог по-прежнему остается «один на один» с трудностями проблемного ребенка. Пути решения обучения и воспитания «особых» детей вижу в активном внедрении информационных технологий с целью диагностики и мониторинга. Это создание электронного портфолио ребенка, по которому можно будет получить консультацию и полную информацию специалиста любого уровня.

Считаю, что решение этих проблем требует серьезных усилий от каждого, кто причастен к самому благородному делу – обучению и воспитанию особых детей. Мне бы очень хотелось, чтобы мудрость жизни, которую постигла я сама и которую передала своим ученикам, дали плоды от их трудов. Тогда я смогу с уверенностью сказать, что состоялась как учитель.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.