Доклад на тему «Остановись, пока не поздно»

4
0
Материал опубликован 9 July 2019 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Маркса Саратовской области

 

 

«Остановись, пока не поздно»

 

Проблемы экологического права

на уроках литературы в старших классах.

 

 

Учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ №1 г. Маркса Саратовской обл.

Резепова Г.М.

 

 

Русская литература всегда с болью отзывалась на важнейшие проблемы своего времени, потому что в этом заключается одно из главных ее назначений – пробуждать души людей к добру, зажигать их сердца негасимым огнем любви ко всему живому на Земле. Интерес к проблемам экологии можно проследить в русской литературе на протяжении всей истории ее развития. Можно сказать, что русской литературе присущ экологоцентричный взгляд, который берет начало из фольклора (сказки, былины), где отражаются языческие представления народа о природе, которая имеет живую сущность, продолжение формирования этих представлений можно увидеть и в древнерусской литературе («Слово о полку Игореве»), где природа выступает в роли заступницы своих детей. И дальнейшие этапы развития русской литературы указывают на ее неразрывную связь с темой природы. Об этом свидетельствует русская поэзия 19 и 20 века, произведения великих писателей-классиков, для которых любовь к родной земле неотъемлемая часть их жизни и творчества.

Во второй половине 20 века происходит резкое смещение акцентов в изображении природы в произведениях писателей. От любования природой, от прославления ее красоты писатели все чаще обращаются к тревожным ноткам, все чаще звучит призыв о необходимости спасать родную планету, которая находится на грани экологической катастрофы из-за неразумной деятельности человека.

Так и хочется воскликнуть: «Остановись, пока не поздно!» И именно уроки литературы способны сделать так, чтобы этот призыв был услышан человечеством. Русская литература 20 века дала огромный материал для экологического воспитания школьников, для привития бережного отношения к родной природе, для формирования искреннего чувства любви родной земле.

В то же время эти уроки позволяют учителю привлечь внимание к другой стороне экологического воспитания – повести с учениками на уроках литературы разговор об экологическом праве, тем самым усиливая акцент на нравственном, правовом воспитании школьников, что является в настоящее время одной из важнейших задач школьного образования и воспитания.

В 1975 году В.П.Астафьев пишет книгу «Царь-рыба». Отправной точкой этого «повествования в рассказах» явились его ежегодные поездки по разным местам – в Сибирь, на Енисей. «…Я писал о том, что для меня было личным, кровным, а оказалось, мою тревогу, мою боль разделяют многие», - говорил впоследствии Астафьев. Река Енисей становится в повести символом вечного течения бытия, а кощунственное отношение к Енисею выступает в книге как угроза жизни.

Смысловым стержнем книги является рассказ «Царь-рыба», что выражено самим заглавием произведения В.Астафьева. Рассказ приобретает черты притчи, ситуация возвышается до обобщённо-символического звучания. Чушанский браконьер Игнатьич студеной осенней ночью проверял самоловы и вдруг на одном конце обнаружил небывалого по величине осетра. После долгой борьбы Игнатьич подводит осетра к борту, и вот, когда он пытается перекинуть рыбину в лодку, осётр сбивает ловца, увлекает за собой в воду. С этого момента ситуация перерастает конкретный случай. В воде обезумевшая от боли рыба вдруг приближается к Игнатьичу, жмётся к человеку «толстым и нежным брюхом». Что-то женское было в этой «бережности сохранить в себе зародившуюся жизнь». Осётр оборачивается легендарной царь-рыбой, о которой в молодости рассказывал Игнатьичу дед. Вспоминаются его слова, как оказалось теперь, пророческие: «А если у вас, робяты, за душой что есть, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царь-рыбой».

Образ царь-рыбы становится живым воплощением самой природы, которая «тоже женского рода», тем более что в данной ситуации не только она, царь-рыба, зависит от человека, но, волею судьбы, и человек попадает в её полную власть, ожидая возмездия за свою вину.

Как символ судьбы, воздающей каждому в конце концов «по делам его», незримо присутствует царь-рыба во многих рассказах и повествованиях Астафьева: по вине пьяного шофёра гибнет любимая дочь чушанского браконьера Тая; сам Игнатьич – человек практического, жёсткого рассудка, на пороге смерти думает о загубленной им жизни Глахи Куклиной, над которой надругался в молодости. Они, каждый день хищнически уничтожающие природу, сами оказываются беззащитными и одинокими перед лицом её, и в этом истинная справедливость законов жизни.

Астафьев создаёт своеобразный «отрицательный мир». Это браконьеры (слово, вырастающее до ёмкости символического понятия). Кто они такие? Это сельские рыбаки и охотники, контрабандно вылавливающие рыбу и жгущие леса, это и просто «вооружённые до зубов» любители острых ощущений. Общее во всех то, что они «чужие»: чужие по отношению к нравственным нормам народа. Это-то и вызывает тревогу писателя: если и дальше так будет, «от таких деятелей детям голая земля останется».
Встреча героя с царь-рыбой, ощущение близкой смерти переворачивает сознание героя, заставляет переосмыслить всю свою жизнь, осознать ее греховность. А учитель получает возможность напомнить об ответственности человека за свои деяния перед природой и законом (гл 26 УК РФ. Экологические преступления. Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов и КоАП РФ, Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира).

Ощущением реальной опасности конца, катастрофичности мира пронизан роман Ч. Айтматова «Плаха». Разрушение мира природного оборачивается у Айтматова опасной деформацией человека, личности. Причем происходит это повсюду! Ведь то, что происходит в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а не местного значения. Такая проблема возникла на исходе XX века перед человеком повсюду: в Европе и Азии, в Америке и Африке. Разрушая природу, человек разрушает и себя, природу в самом себе. Нарушение естественных связей человека и природы ведет к всеобщей катастрофе.
Роман «Плаха» начинается темой волков, которая потом перерастает в тему гибели Моюнкумской саванны. Гибель постигает Моюнкумы по вине человека, который врывается сюда как хищник, преступник, палачески бессмысленно уничтожающий все живое, что есть в саванне: и сайгаков, и волков.
Преступное браконьерство возведено в ранг Государственной политики, так как отстрел сайгаков ведется для выполнения плана мясосдачи: «требование момента - хоть из-под земли, но дать план; год, завершающий пятилетку, что скажем народу, где план, где мясо, где выполнение обязательств». И вот вертолеты гонят сайгаков туда, где их поджидают охотники, а вернее, расстрельщики. «На вездеходах-«уазиках» расстрелыщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы - бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. И снова возникает возможность напомнить об ответственности человека перед законом в соответствии с гл 26 УК РФ. Экологические преступления. Статья 258 УК РФ Незаконная охота и КоАП РФ, Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира.

В повестях Валентина Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар» мы также наблюдаем трагический конфликт между человеком и природой. Фактически второе произведение продолжает тему первого, которое, в свою очередь, является логическим продолжением всего предшествующего творчестваписателя.
Матера - это не просто земля, остров, определенная территория, которую должны затопить. Матера - это образ-символ. В нем звучит и что-то материнское, ласково-властное, и зрелость, и возмужалость, матерость. «Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись от материка, держала она в достатке - не потому ли и звалась громким именем Матера?»
Матера - это часть материка, остатки исчезающего, вытесняемого временем пласта истории, народной жизни. Триста лет стояла деревня Матера, а сколько лет острову, на котором она стоит, никто не знает. И вот люди решают, что проблему обеспечения района электроэнергией можно решить, только затопив ее, как в свое время были затоплены сотни больших и малых сел. Главная героиня Дарья Пинигина мучительно переживает расставание с родной землёй. За всю долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновьей преданности матушке-земле стало передаваться генетически, из поколения в поколение. Люди, утратившие это чувство, устраивают бесчинства на матёринском кладбище, занимаются поджогом пустых домов. Распутин выражает тревогу за ту часть молодёжи, которая так легко рвёт корни с землёй, где родились. Это люди, для которых не существует ничего святого, превращаются в вандалов, равнодушных к людям, их горю, к матушке-земле (УК РФ, Статья 214. Вандализм).

Что стало с такими людьми, которые обречены прожить остаток своей жизни в любом уголке страны, но только не на родине, мы можем увидеть на примере повести В.Распутина с тревожным названием «Пожар». Название повести символично. Пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят старые беспорядки, горят души честных тружеников, кому дорога родная земля, горит почва под ногами воров и пьяниц, бездельников и тунеядцев.

Всем ходом повествования В.Распутин утверждает, что беспорядок в Сосновке начинается с того, что вчерашние хлеборобы, знающие цену своего труда, стали заниматься несвойственным им делом-«беспощадно вытаптывать лес, его-то сеять не надо: сам растёт», «с работы под гребёнку», когда план берётся любой ценой – «валить, только валить, не заботясь, останется, вырастет ли что-нибудь тут после них или нет», и с того, что нормой жизни становится «гробить технику» на лесосеках, воровать (гл 26 УК РФ. Экологические преступления.Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников. Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов.)

Как пожарный набат звучит голос Распутина: мы все вместе ответственны за порядок в своём доме, нам его сообща и наводить.

В своих произведениях писатели обращаются прежде всего к каждому из нас. Чтобы мы помнили, что человек и природа – понятия, неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. И современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателе чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – РОДИНА.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.