12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зырянова Ольга Сергеевна16
2

Освоение естественнонаучных знаний детьми старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Мир кристаллов»


Освоение естественнонаучных знаний детьми старшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Мир кристаллов»


Подготовил:

воспитатель О. С. Зырянова


                 ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

               Следовательно, мы должны найти такие формы, методы, приемы, которые помогут детям освоить закономерности окружающего мира.

                 Метод проектов как педагогическая технология поддерживает детскую познавательную инициативу. Ребенку проще и интересней усваивать знания об окружающем через собственные действия. Дети учатся самостоятельно получать знания, ориентироваться в «море» информации, а это значительно повышает качество образовательного процесса и позволяет воспитать деятеля и созидателя, а не исполнителя и потребителя.

                  Цель моего проекта - создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности.

                 Цель была достигнута через решение следующих задач:

  1. познакомить детей с понятием «кристаллы, кристаллическое состояние вещества» на основе познавательно-исследовательской деятельности;
  2. изучить условия образования кристаллов;
  3. учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли и медного купороса;
  4. развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
  5. воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности;
  6. воспитывать чувство удовлетворения и радость открытий, полученных из опытов.

               Тема проекта была выбрана в ходе наблюдений. Рассматривая снежинки, дети заинтересовались вопросом появления кристаллов. Что же такое кристаллы, где они еще встречаются, можно ли их вырастить самим, в домашних условиях – такие вопросы легли в основу нашего проекта.

               Начали мы с проведения опытов с поваренной солью:

«Соль сыпучая, соль-это кристаллы»

Опытным путем дети выяснили, что соль сыпучая, что состоит из кристаллов, поэтому хрустит при надавливании.

«Соль растворяется в воде. Соль в воде разной температуры»

Вода в емкостях помутнела. Но вот в емкости с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в емкости с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной. Дети пришли к выводу, что соль растворяется в воде, но в горячей воде она растворяется быстрее.

              В беседах формировала у детей первичные представления о применении минеральных веществ, таких как поваренная соль и медный купорос.

              Детям была предложена презентация «Кристаллы в природе». Из нее дети узнали, что кристаллы получают в лаборатории, но встречаются они и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой ветки деревьев. Снежинки - это кристаллы льда, точнее - сростки простых кристаллов льда - иголочек и пластинок. Формы кристаллов льда, снега и инея удивительно красивы. Они меняются от шипов инея, до похожих на папоротник кристаллов льда и снега. Кристаллами так же являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Они широко применяются человеком в различных сферах деятельности (науке, промышленности, оптике, электронике).

              Так же мы вырастили кристаллы, используя готовый набор. Кристаллы выросли за несколько часов, но при ближайшем рассмотрении оказались очень хрупкие, быстро сыпались. А какой же можно использовать материал, чтобы кристаллы были долговечными и прочными?

              Дети предложили вырастить кристаллы из поваренной соли и медного купороса. Для этого мы в стеклянные емкости с горячей водой насыпали соль и медный купорос до тех пор, пока они не перестали растворяться. Так получили насыщенный раствор соли и медного купороса. Затем профильтровали и уже в готовые растворы опустили «затравку». Для того, чтобы кристаллы получились красивыми, нужно соблюдать следующие условия: в течение всего времени роста кристаллов поддерживать одну и ту же температуру и нельзя брать руками. Мы поставили емкости в темное, теплое место. Каждый день дети наблюдали за ростом кристаллов. Мы отметили, что процесс кристаллизации в растворе медного купороса происходит быстрее, а в растворе поваренной соли медленнее. Дети были довольны результатом, им самим удалось вырастить кристаллы.

              В ходе реализации проекта были достигнуты результаты:

  1. Дети знают, что такое «кристаллы, кристаллическое состояние вещества» в результате познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Дети знают условия, при которых образуются кристаллы и умеют выращивать кристаллы.
  3. Дети умеют анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.
  4. Развить у детей познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность.
  5. Расширить и систематизировать знания детей о соли, ее свойствах.

             Экспериментируя с минеральными веществами, дети научились устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Почему соль хрустит? Почему соль лучше растворяется в горячей воде, а не в холодной. Почему кристаллы из медного купороса растут быстрее, чем из поваренной соли.

             Исследовательская деятельность является одной из самых эффективных. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

              И в заключении хотела сказать словами Тимирязева К.Е.: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.