Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «От игры к спорту» для 7-8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО учителей- предметников Протокол № __ от ________ 20 __ г. | Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ /И.В. Лумпова/ | Утверждаю директор: ____ /И.Н. Грачева/ приказ ___ от ________ 20 __ г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно – оздоровительному направлению
«От игры к спорту»
для 7-8 класса
Составитель:
Екимков Геннадий Васильевич,
учитель физической культуры.
с. Солнечное, 2020
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «От игры к спорту» составлена на основании:
Основной образовательной программы основного общего образования.
Учебного плана МБОУ «Солнечная СОШ».
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.
Плана внеурочной деятельности МБОУ «Солнечная СОШ»
Программа организации внеурочной деятельности для обучающихся 7-8классоврассчитана на 2 часа в неделю и предполагает равномерное распределение этих часов с целью проведения регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
знать:
влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
основы методики обучения и тренировки по волейболу.
правила игры;
технику и тактику игры в волейбол;
методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций;
уметь:
выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
осуществлять судейство соревнований по волейболу;
работать с книгой спортивной направленности;
самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним.
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;
призовые места на соревнованиях областного уровня;
устойчивое овладение умениями и навыками игры;
развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;
укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Тематика занятий:
Теория (2 часа). История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Техническая подготовка (39 часов).
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на местепосле перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Тактическая подготовка (20 часов)
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Общефизическая подготовка (на каждом занятии)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Соревнования (1 часа)
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Система, формы контроля уровня достижений, учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
Общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м. на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара иливыход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Методы и формы обучения.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого раздела
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. | Теория | 2 | |
2. | Специальная подготовка техническая | | 39 |
3. | Специальная подготовка тактическая | | 20 |
4. | ОФП | На каждом занятии | |
5. | Соревнования | | 1 |
Итого: | 2 | 60 |
5.Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
7-8 класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | |
план | факт | ||
Инструктаж ТБ. Правила Размеры площадки. Основные ошибки. Техника безопасности | 07.09 | | |
Техника приема ипередача мяча. Игра «пионербол» | 07.09 | | |
Стойка игрока.Перемещение в стойке | 14.09 | | |
Верхняя передача мяча впарах с шагом. | 14.09 | | |
Приём мяча двумя руками снизу | 21.09 | | |
Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 21.09 | | |
Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 28.09 | | |
Прямой нападающийудар. Учебная игра. | 28.09 | | |
Позиционное нападение. Учебная игра | 05.10 | | |
Комбинации из передвижений иостановок игрока. | 05.10 | | |
Учебная игра. Развитие координационных способностей | 12.10 | | |
Учебная игра. Развитие координационных способностей | 12.10 | | |
Учебная игра. Развитие координационных способностей | 19.10 | | |
Учебная игра. Развитие координационных способностей | 19.10 | | |
Учебная игра. Развитие координационных способностей | 02.11 | | |
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 02.11 | | |
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 09.11 | | |
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 09.11 | | |
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 16.11 | | |
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 16.11 | | |
Игра «Мяч через сетку»по основным правилам | 23.11 | | |
Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихсяк судейству | 23.11 | | |
Повторный инструктажпо технике безопасности | 30.11 | | |
Двусторонняя игра | 30.11 | | |
Техника приема ипередача мяча. Игра «пионербол» | 07.12 | | |
Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол» | 07.12 | | |
Стойка игрока.Перемещение в сойке | 14.12 | | |
Стойка игрока. Перемещение в сойке | 14.12 | | |
Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 21.12 | | |
Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 21.12 | | |
Приём мяча двумя руками снизу | 11.01 | | |
Приём мяча двумя руками снизу | 11.01 | | |
Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 18.01 | | |
Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 18.01 | | |
Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 25.01 | | |
Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 25.01 | | |
Прямой нападающийудар. Учебная игра. | 01.02 | | |
Прямой нападающийудар. Учебная игра. | 01.02 | | |
Позиционное нападение. Учебная игра | 08.02 | | |
Позиционное нападение. Учебная игра | 08.02 | | |
Позиционное нападение. Учебная игра | 15.02 | | |
Комбинации из передвижений иостановок игрока. | 15.02 | | |
Комбинации из передвижений иостановок игрока. | 22.02 | | |
Комбинации из передвижений иостановок игрока. | 22.02 | | |
Комбинации из передвижений иостановок игрока. | 01.03 | | |
Верхняя подача мяча | 01.03 | | |
Верхняя подача мяча | 15.03 | | |
Верхняя подача мяча | 15.03 | | |
Нижняя подача мяча | 29.03 | | |
Нижняя подача мяча | 29.03 | | |
Нижняя подача мяча | 05.04 | | |
Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 05.04 | | |
Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 12.04 | | |
Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 12.04 | | |
Верхняя подача, нижний прием | 19.04 | | |
Верхняя подача, нижний прием | 19.04 | | |
Верхняя подача, нижний прием | 26.04 | | |
Нападающий удар, нижний прием | 26.04 | | |
Нападающий удар, нижний прием | 17.05 | | |
Нападающий удар, нижний прием | 17.05 | | |
Прямой нападающийудар. Верхняя передача мяча впарах с шагом.Учебная игра. | 24.05 | | |
Соревнование в группах. Итоговое занятие | 24.05 | |