12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Александровна Бойко19



t1604840079aa.png
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 457 с углублённым изучением английского языка

Выборгского района Санкт-Петербурга





МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ РАЗРАБОТКА


«От кудели до пестроткани»


Образовательные программы: Изобразительное искусство 5 класс

Технология 5 класс












Автор: Бойко Ольга Александровна













2020



Аннотация



Образовательные программы Изобразительное искусство и Технология в средних классах являются новым этапом обучения и предусматривают получение обучающимися основ художественного мышления, а также более структурированных знаний, практических умений и навыков в изобразительной и творческой (технологической) деятельности.

Изучение содержания учебных программ ИЗО и Технология в 5 классе начинается с декоративно-прикладного искусства, где подробно рассматриваются основы народного крестьянского искусства – одного из самых интересных видов ДПИ.

Народное искусство имеет вековые традиции, глубокий смысл, является отражением духовного опыта русского народа, отражением крестьянского мировосприятия.

Приобщение к памятникам народного искусства позволяет обучающимся научиться «читать» и понимать мышление наших предков, понимать назначение и построение (композицию) орнамента в вышивке, вытканных узорах, росписи, резьбе. Через понимание образов народного искусства приходит и интерес, и уважение к истории своего народа.

Таким образом, одним из важнейших компонентов патриотического воспитания обучающихся является и изучение истоков народного искусства.

Современное стремительное развитие техники и информационных, компьютерных технологий, кроме повседневного удобства и приносимой пользы, к сожалению, приводит и к удалению от народных истоков, и к утрате интереса современного подрастающего поколения к народной истории, к народному крестьянскому быту, укладу жизни.

Основная цель предлагаемой методической разработки в рамках образовательных программ ИЗО 5 класс и Технология 5 класс – формирование целостного представления о технологии ручного изготовления одежды русскими крестьянами через ознакомление обучающихся с предметами крестьянского труда (прялкой), технологией производства ткани, осознанное понимание обучающимися назначения и декора предметов быта и освоение ими начальных навыков ручного ткачества.

От кудели до пестроткани – путь, который был знаком каждой крестьянской семье.

В данной методической разработке предлагается интегрировать изучение предметов крестьянского труда (прялки) на уроках изобразительного искусства и основ ткачества на уроках технологии, чтобы обучающиеся смогли проследить взаимосвязь предметов народного быта с продукцией, понять неслучайность декора предметов быта, понять смысл орнамента прялки, ощутить ёмкость труда русской крестьянки в изготовлении одежды.

Данная интеграция уроков изобразительного искусства и технологии будет и рефлексией.

В качестве рефлексии предлагается также провести для обучающихся экскурсию в Российский этнографический музей.
















Содержание:




Цель и задачи уроков ИЗО на тему «Русская прялка. Мезенская роспись»

4

Технологическая карта урока изобразительного искусства №1 «Русская прялка. Мезенская роспись»

6

Технологическая карта урока изобразительного искусства №2 «Русская прялка. Мезенская роспись»

12

Цель и задачи (по технологии)


Технологическая карта урока технологии


Заключение


Список использованных источников


Приложения
































Цель и задачи урока ИЗО «Русская прялка. Мезенская роспись»


Изучение предметов крестьянского труда (прялки) и основ ткачества рекомендуется начать с урока изобразительного искусства.

В разделе учебной программы ИЗО 5 класс «Древние корни народного искусства» предусмотрена тема «Конструкция и декор предметов народного быта». Здесь рассматриваются различные предметы народного быта и русские прялки. Задание для обучающихся предлагает выполнение эскиза любого предмета крестьянского быта, в том числе и прялки.

Методическая разработка «От кудели до пестроткани» в рамках данной темы предлагает обособить учебные часы, посвящённые предметам народного быта и изучению конструкции прялки, её назначению и украшению на примере мезенской прялки.

На примере одной выбранной росписи (в данном случае - мезенской) обучающимся будет легче освоить композицию декора прялки, понять неслучайность складывания орнамента, его смысл.

Цель: Ознакомление обучающихся с конструкцией прялки, её назначением, декором на примере мезенской прялки.

Задачи:

Дать обучающимся знания о конструкции прялки, её назначении

Дать представления о географическом расположении мезенской росписи

Познакомить обучающихся с элементами мезенской росписи, композицией росписи

Познакомить обучающихся с приёмами выполнения мезенской росписи

Выполнить эскиз росписи мезенской прялки

Учебная программа изобразительного искусства «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» предусматривает (в основном) на изучение каждой темы 2 учебных часа. В связи с этим, можно во время второго урока на тему «Русская прялка. Мезенская роспись» прочитать обучающимся рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» или рекомендовать обучающимся прочтение данного произведения как домашнее задание в конце первого урока, что будет служить подготавливающим звеном к уроку технологии, посвящённому изучению приёмов ткачества.

Во время первого урока обучающиеся знакомятся с объяснительно-иллюстративной информацией, выполняют эскиз прялки, составляют композицию мезенской росписи

В течение второго урока обучающиеся выполняют роспись, отвечают на вопросы (рефлексия).

Вопросы:

- Для чего служила прялка? Кто изготавливал пряжу?

- Назовите виды русских прялок. Назовите части прялки.

- Кто изготавливал и украшал прялки?

- Где находится и как называется деревня, в которой изготавливались мезенские прялки?

- Почему данная прялка и роспись называются мезенскими?

- Назовите основные элементы мезенской росписи прялки. Что они означают?

- Как составлялась композиция росписи мезенской прялки?

- Какая часть росписи называется бёрдо?

- Какими цветами и как выполнялась мезенская роспись?

Ответы обучающихся:

- Прялка – инструмент для изготовления пряжи. Пряжу пряли женщины, русские крестьянки.

- Прялки-башенки и прялки-лопаски, их украшали резьбой или росписью. У прялок есть лопаска, её украшали городками сверху и снизу серьгами. Ножка-стоячок крепилась к донцу.

- Прялки изготавливали и украшали мужчины и дарили их невестам, жёнам, дочерям.

- Мезенские прялки изготавливались в деревне Палащелье, в Архангельской области.

- Мезенскими прялки и роспись называются по названию реки Мезени.

- Кони – символы солнца, оленихи и птицы – женские символы, ёлочки и деревья – устройство мира, узоры в прямой клетке – символы земли, узоры в полосе с наклоном – символы воды, спиральки – символы бесконечности жизни.

- Мезенская роспись выстраивалась ярусами.

- Бёрдо – прямоугольник в верхней части прялки, украшенный знаками земли.

- Мезенская роспись выполнялась красным и чёрным цветами. Сначала кистью выполняли элементы красного цвета, а потом прорисовывали чёрную обводку.


Также рефлексивной частью данной темы урока изобразительного искусства будет являться интеграция с уроками технологии, посвящёнными изучению ткачества и овладению его начальными навыками.

Изобразительное искусство. 5 класс

Урок №1 «Русская прялка. Мезенская роспись»

Цели деятельности учителя

Формировать представления об инструментах труда русского народа (прялке), о назначении прялки, способах получения пряжи, об основных элементах конструкции прялки, об украшении прялки на примере мезенской росписи, о значении знаков-символов росписи, композиции росписи.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат представление об изготовлении пряжи (далее – ткани), научатся выделять основные элементы конструкции прялки, узнают значение знаков-символов мезенской росписи, порядок построения росписи.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (назначение прялки в жизни русской крестьянки).

Личностные: осознают свои интересы (для чего служила прялка, как ею пользовались, как её украшали), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

- Величко, Н.К. Мезенская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 128 с.

- Величко, Н.К. энциклопедия русская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 224 с.

- Горяева, Н.А. методическое пособие Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А.Горяева. – М,: Просвещение, 2007. – 112 с.

- Культурное наследие Архангельского Севера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cultnord.ru/Rezba_i_rospis_po_derevu.html

- Мезенская роспись – очень подробно! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962

- Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки («Как рубашка в поле выросла») / К.Д. Ушинский. – М,: Махаон, 2015. – 128 с.

Оборудование

Бумага, акварель (или красный маркер), чёрная капиллярная или гелевая ручка, шаблоны

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация на тему «Прялка», таблицы «Элементы конструкции прялки», «Знаки-символы мезенской росписи», «Схема изображений и композиция росписи на мезенской прялке», деревянная прялка, веретено, кудель

Основные понятия и термины

Прялка, пряха, лопаска, городки, типуши, серьги, ножка-стоячок, донце, веретено, кудель, Палащелье, Мезень, мезенская роспись, кони, «кони на дыбках», олени (оленихи), уточки, лебёдушки, бёрдо, узоры в полосе, узоры в прямой клетке




Организационная структура (сценарий) урока изобразительного искусства в 5 классе

на тему «Русская прялка. Мезенская роспись» №1

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- В старину русский крестьянин полностью обеспечивал себя сам: он и строил дом, и выкладывал печь, пахал и сеял, обрабатывал полученный урожай. Жизнь крестьянской семьи полностью зависела от результатов её труда. Женщины трудились и в поле, и в доме. Одно из самых интересных занятий женщины – прядение и ткачество. Чтобы обеспечить всю семью одеждой, нужно было немало потрудиться. И пряжу, и холст женщины изготавливали сами. Сегодня мы узнаем об инструменте, которым пользовались русские крестьянки, чтобы изготовить пряжу – прялке, как она была устроена и как украшалась.

Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Девочек с ранних лет обучали прядению. Нарядные прялки мастерили мужчины. Жених дарил прялку невесте, муж – жене, отец – дочери. Поэтому прялку старались украсить как можно наряднее.

Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали из поколения в поколение

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности



2.Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

- Прялки изготавливались по-разному. Были прялки сплошные, как мезенская, из ствола и корневища дерева. Были прялки и составные – у них ножка-стоячок вставлялась в донце

Русские прялки очень разнообразны: резные и расписные, прялки-башенки и прялки-лопаски. У большинства русских прялок по верхнему краю вырезалось украшение – городки, которые расписывались знаками солнца. Прялки украшались нарядной росписью или резьбой, а иногда и резьбой и росписью. Внизу лопаски вырезались серьги. Не украшалось только донце, на котором сидела пряха.

На Руси прялки украшались самой разной росписью, по месту изготовления, по традиции росписи, сложившейся в нём.

К лопаске с тыльной стороны (со стороны пряхи) крепилась кудель, из которой при помощи веретена вили нить.

Когда пряжа была готова, приступали к ткачеству.

Мы сегодня узнаем, как украшалась мезенская прялка и что обозначали узоры на ней, какой в них вкладывался смысл.

Прялки с такой росписью изготавливались в деревне Палащелье, которая находится на Русском Севере в Архангельской области в среднем течении реки Мезени. Роспись и прялка получили своё название по названию реки Мезени. Изредка роспись называют палащельской по названию деревни – Палащелье.

В мезенской росписи использовались лишь два цвета: красный и чёрный. Но мезенская прялка считается одной из самых красивых. Городки у мезенской прялки называли типуши, а серьги не вырезали.

Готовую прялку расписывали сначала красной краской при помощи кисти, а потом прорисовывали чёрную обводку пером. Вот основные элементы мезенской росписи:

- красные кони – символы Солнца, один из самых главных и интересных элементов мезенской росписи,

- оленихи и птицы (уточки и лебёдушки) – женские символы,

- ёлочки и деревца – олицетворение устройства мира,

- узоры в прямой клетке (в квадратах) – это символы земли (распаханного и засеянного поля), символы плодородия и урожая,

- узоры в полосе с наклоном – символы воды,

- спиральки – символы бесконечности жизни.

Мезенская роспись выстраивалась ярусами сверху вниз. Прялка расписывалась с двух сторон лопаски: тыльной и лицевой. Тыльная сторона прялки – сторона, обращённая к пряхе, где располагали кудель. Лицевая сторона – обратная сторона прялки.

С тыльной стороны прялки, среди орнамента из уточек выписывался прямоугольник – бёрдо. Бёрдо украшалось знаками земли, засеянного поля – символами плодородия, которые благословляли достаток семьи.

Далее снова шёл ярус из узоров в полосе.

Ниже обычно рисовались кони или олени, идущие друг за другом. Очень интересно изображение двух коней, как будто скачущих навстречу друг другу, вздыбленных – это «кони на дыбках».

Завершалась роспись узорами в полосе с наклоном, изображениями деревьев, птиц, спиральками.

Теперь, когда мы узнали, что означают все эти элементы мезенской росписи, мы можем сказать, что вся роспись – это пожелание благополучия семье, как и в вышивке, и в резных украшениях русской избы.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: различают виды прялок, детали конструкции прялки, способы украшения прялки (резьба, роспись), изучают значение символики мезенской росписи, композицию мезенской росписи, приёмы росписи


3.Творческая и практическая деятельность

Практический, изучение приёмов мезенской росписи

Выполнение практического задания: украсить шаблон прялки узором из элементов мезенской росписи, соблюдая композицию.

- Выберите элементы мезенской росписи, которыми бы вы хотели украсить свою прялку. Продумайте композицию росписи. Постарайтесь выделить центральные изображения (бёрдо и кони или олени) размером. Смело используйте орнамент в полосе – знаки земли и воды

Составляют композицию росписи прялки

Индивидуальная работа

Регулятивные: выполняют эскиз мезенской росписи, соблюдая композицию, ориентируясь на наглядно-демонстрационный материал, изучают приёмы росписи


4. Итоги урока. Рефлексия

Беседа в форме «вопрос - ответ».

- Как называется предмет женского труда, с которым мы познакомились сегодня на уроке?

- Для чего служила прялка?

Оценивание эскизов прялки, правильности построения композиции мезенской росписи

Задание: прочитать рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют художественный анализ рисунков (эскизов)


Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге

















Изобразительное искусство. 5 класс


Урок №2 «Русская прялка. Мезенская роспись»

Цели деятельности учителя

Формировать представления об инструментах труда русского народа (прялке), о назначении прялки, способах получения пряжи, об основных элементах конструкции прялки, об украшении прялки на примере мезенской росписи, о значении знаков-символов росписи, композиции росписи.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат представление об изготовлении пряжи (далее – ткани), научатся выделять основные элементы конструкции прялки, узнают значение знаков-символов мезенской росписи, порядок построения росписи.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (назначение прялки в жизни русской крестьянки).

Личностные: осознают свои интересы (для чего служила прялка, как ею пользовались, как её украшали), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

- Величко, Н.К. Мезенская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 128 с.

- Величко, Н.К. энциклопедия русская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 224 с.

- Горяева, Н.А. методическое пособие Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А.Горяева. – М,: Просвещение, 2007. – 112 с.

- Культурное наследие Архангельского Севера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cultnord.ru/Rezba_i_rospis_po_derevu.html

- Мезенская роспись – очень подробно! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962

- Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки («Как рубашка в поле выросла») / К.Д. Ушинский. – М,: Махаон, 2015. – 128 с.

Оборудование

Бумага, акварель (красный маркер), чёрная капиллярная или гелевая ручка, шаблоны

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация на тему «Прялка», таблицы «Элементы конструкции прялки», «Знаки-символы мезенской росписи», «Схема изображений и композиция росписи на мезенской прялке», деревянная прялка, веретено, кудель

Основные понятия и термины

Прялка, пряха, лопаска, городки, серьги, ножка-стоячок, донце, веретено, кудель, мезенская роспись, кони, «кони на дыбках», уточки, лебёдушки, бёрдо, узоры в полосе


Организационная структура (сценарий) урока изобразительного искусства в 5 классе

на тему «Русская прялка. Мезенская роспись» №1

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент

Повторение учащимися изученного материала, закрепление знаний

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- С каким инструментом женского труда мы познакомились на предыдущем занятии? (С прялкой.) Сегодня мы продолжим выполнение рисунка мезенской прялки.

Вопросы:

- Для чего служила прялка? Кто изготавливал пряжу?

- Назовите виды русских прялок. Назовите части прялки.

- Кто изготавливал и украшал прялки?

- Какими цветами и как выполнялась мезенская роспись?

Ответы обучающихся:

- Прялка – инструмент для изготовления пряжи. Пряжу пряли женщины, русские крестьянки.

- Прялки-башенки и прялки-лопаски, их украшали резьбой или росписью. У прялок есть лопаска, её украшали городками сверху и снизу серьгами. Ножка-стоячок крепилась к донцу.

- Прялки изготавливали и украшали мужчины и дарили их невестам, жёнам, дочерям.

- Мезенская роспись выполнялась красным и чёрным цветами. Сначала кистью выполняли элементы красного цвета, а потом прорисовывали чёрную обводку.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности

Познавательные: различают виды прялок, детали конструкции прялки, способы украшения прялки (резьба, роспись)


2.Повторение изученного материала

Повторение учащимися изученного материала, закрепление знаний. Рефлексивный. Беседа в форме «вопрос - ответ»

Вопросы:

- Где находится и как называется деревня, в которой изготавливались мезенские прялки?

- Почему данная прялка и роспись называются мезенскими?

- Назовите основные элементы мезенской росписи прялки. Что они означают?

- Как составлялась композиция росписи мезенской прялки?

- Какая часть росписи называется бёрдо?

- Какими цветами и как выполнялась мезенская роспись?

Ответы обучающихся:

- Мезенские прялки изготавливались в деревне Палащелье, в Архангельской области.

- Мезенскими прялки и роспись называются по названию реки Мезени.

- Кони – символы солнца, оленихи и птицы – женские символы, ёлочки и деревья – устройство мира, узоры в прямой клетке – символы земли, узоры в полосе с наклоном – символы воды, спиральки – символы бесконечности жизни.

- Мезенская роспись выстраивалась ярусами.

- Бёрдо – прямоугольник в верхней части прялки, украшенный знаками земли.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: изучают значение символики мезенской росписи, композицию мезенской росписи, приёмы росписи


3.Творческая и практическая деятельность

Практический: закрепление полученных умений и навыков

Выполнение практического задания: украсить шаблон прялки узором из элементов мезенской росписи, соблюдая композицию.

- На предыдущем уроке вы начали выполнять эскиз прялки. Выстраивайте композицию росписи ярусами. Постарайтесь выделить центральные изображения (бёрдо и кони или олени) размером. Смело используйте орнамент в полосе – знаки земли и воды

Составляют композицию росписи прялки, выполняют роспись

Индивидуальная работа

Регулятивные: выполняют эскиз мезенской росписи, соблюдая композицию, ориентируясь на наглядно-демонстрационный материал, изучают приёмы росписи


4. Итоги урока. Рефлексия

Беседа в форме «вопрос - ответ». Выставка работ учащихся

Оценивание рисунков прялки, правильности построения композиции мезенской росписи

Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют художественный анализ рисунков


Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге







Заключение


Методическая интегрированная разработка «От кудели до пестроткани» может быть использована педагогами изобразительного искусства и технологии общеобразовательных учреждений в рамках учебных программ для обучающихся 5 классов, реализуемых в них.

На уроках изобразительного искусства в рамках раздела «Древние корни народного искусства» по теме «Конструкция и декор предметов народного быта» педагогом изобразительного искусства могут быть выбраны любые предметы народного быта.

Данная методическая разработка предлагает более подробное изучение прялки и мезенской росписи, т.к. на взгляд авторов разработки мезенская роспись является наиболее простой в технике выполнения элементов росписи для овладения ею обучающимися.

Педагоги изобразительного искусства общеобразовательных учреждений могут выбрать иные виды прялок и росписей – от более известных до менее знакомых видов росписей. Например, борецкая, пермогорская, городецкая, северодвинская, каргопольская, тарногская, шенкурская, уфтюжская и т.д.

Также данная методическая разработка может быть применена на уроках технологии при изучении производства тканей и для освоения обучающимися начальных навыков ткачества.

В связи с популяризацией ручных видов декоративно-прикладного творчества, полученные учащимися навыки, могут быть использованы при изготовлении декоративных тканых панно (ручного гобелена).

Несмотря на интегрированность методической разработки «От кудели до пестроткани», её составляющие части могут быть также применены в педагогической деятельности независимо друг от друга.





























Список использованных источников




Величко, Н.К. Мезенская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 128 с.

Величко, Н.К. энциклопедия русская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 224 с.

Горяева, Н.А. методическое пособие Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А.Горяева. – М,: Просвещение, 2007. – 112 с.

Культурное наследие Архангельского Севера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cultnord.ru/Rezba_i_rospis_po_derevu.html

Мезенская роспись – очень подробно! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962

Постникова, Н.В. Мезенская роспись, учебно-методическое пособие, ФГБОУ ВПО Удмуртский государственный университет, Институт искусств и дизайна, Кафедра истории культуры и искусств, 2011, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8168/2011339

Путеводитель по русским ремёслам. Символы в мезенских росписях. Мезенская (Палащельская) роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.russianarts.online/126933-simvoly-v-mezenskix-rospisyax /

Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки («Как рубашка в поле выросла») / К.Д. Ушинский. – М,: Махаон, 2015. – 128 с.

Шелепеева, О.Н. Мезенская роспись / О.Н. Шелепеева, Г.С. Аверина. – М,: Азбука, 2016. -144 с.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.