От народной куклы – к народной культуре.
музыкальный руководитель
МКДОУ детского сада «Подснежник»
пгт Подосиновец Кировской области,
e-mail: churina-2013@mail.ru
От народной куклы – к народной культуре.
«Без памяти нет традиций,
Без традиции нет воспитания,
Без воспитания нет культуры,
Без культуры нет духовности,
Без духовности нет личности,
Без личности нет народа!»
Г.Н. Волков
Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.
Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного досуга, домашних традиций и обычаев, семейного единения. Всё реже в домах звучит классическая музыка, а русские народные песни – редкость в репертуаре современных жителей России.
Желанием приобщить дошкольников к народной культуре, традициям, обычаям продиктовано моё обращение к теме русской тряпичной куклы.
Традиционные народные тряпичные куклы, которые подарили нашему детскому саду мастерицы Подосиновского дома ремёсел, стали живым средством общения и погружения моих воспитанников в народный культурный опыт.
Почему же я выбрала народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?
Каждый новый день в детском саду должен удивлять, радовать, приносить детям новые впечатления, открытия. Наших детей теперь трудно удивить, каких только игрушек у них нет. А вот народная кукла - редкость.
Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Это прекрасный сюрпризный момент и трогательная встреча малышей с традициями своей родины, ее культурой.
Приемы включения народной тряпичной куклы в разные виды музыкальной деятельности стали моей педагогической находкой. При организации образовательного процесса учитываю возрастные особенности детей.
В процессе слушания кукла служит мне помощником для общения с детьми, создания особой эмоциональной атмосферы. Кукла помогает мне увлечь детей яркими поэтическими образами, укрепить радостное восприятие жизни [рис.1]. Её присутствие способствует тому, чтобы дети стали соучастниками действия, благодаря чему происходит более глубокое осмысление содержания музыкального материала. Так, например, во время исполнения мной колыбельной с куклой дети откликаются на мое пение и подпевают окончания фраз «баю-бай». Кукла играет роль малыша, к которому дети проявляют заботу и любовь.
Старшим дошкольникам кукла также помогает выражать свои эмоции от прослушанного музыкального произведения. Благодаря ее присутствию дети не просто слушают, они сами вовлекаются в действие: дети действуют с куклой в такт музыки, передавая свои эмоции. Например, под плясовую мелодию детям хочется двигаться в ритм музыке, весело играть с куклой, притопывать. При слушании лирических песен дети изображают плавные движения куклой. Прием импровизации часто использую в практике. Он позволяет детям свободно выражать свои эмоции, а мне замечать, какие произведения особенно нравится слушать детям и как они передают эмоции с помощью куклы.
Процесс пения с использованием народной куклы на музыкальном занятии — это отличный способ сделать занятие запоминающимся для детей. Кукла позволяет дошкольникам лучше понять яркие музыкальные образы, раскрепоститься, легче общаться друг с другом, помогать друг другу, сопереживать.
Часто использую куклу в качестве персонажа для инсценировок русских народных песен. Например, в песне «Как на тоненький ледок» две подружки-куклы помогают Ванюше в трудной ситуации.
Особенно нравятся детям диалогические моменты песни.
Где был Иванушка – На ярмарке. Что купил, Иванушка? – Курочку.
В приёме «Пение по цепочке» кукла служит своеобразным мотиватором для исполнения песни. Данный прием использую при разучивании новой песни и при закреплении музыкального материала.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах организую «Кукольный оркестр» [рис.2].
Данный прием начинаю применять с детьми второй младшей группы. Кукла играет роль дирижера в оркестре, помогает играть детям по очереди на разных музыкальных инструментах: на ложках, дудочках, трещотках, бубнах.
Дети старшего возраста проявляют инициативу: кто с куклой будет исполнять роль дирижера, кто с куклой будет играть на инструментах в оркестре.
С помощью народных кукол мне удается не только создать атмосферу радости, но и формировать умения действовать сообща, слаженно, слушать и слышать друг друга.
Народную куклу также использую в процессе музыкально-игрового и танцевального творчества. Хочу отметить, что данные приемы включаю в практику работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Большой воспитательный потенциал содержит музыкально-дидактическая игра «Что делают куклы?». Это игра на различные перестроения. В доступной игровой форме при изучении рисунка танца народная кукла помогает мне формировать у детей навыки коммуникации.
Особое внимание уделяю категории хороводных игр, где кукла является не просто участницей, а нечто большим – она помогает мне объединить детей.
Обычно хороводные игры проводятся без кукол. А у моих воспитанников в руках куклы. [рис.3]. Они позволяют сделать хоровод не простым сцеплением рук, а соединением людей, причастных к одной культуре.
Важным условием эффективности приобщения к народным традициям является сотворчество детей, педагогов и родителей.
Театр кукол, мастер-класс по изготовлению народной куклы, семейный оркестр с народными куклами, хороводные игры с народными куклами – это далеко не весь перечень мероприятий, активными участниками и инициаторами которых стали родители моих воспитанников.
Например, во время досуга «У самовара я и моя мама», посвящённого Дню матери, мамы, бабушки, сестры вместе с ребятами мастерили тряпичную куклу-закрутку, выясняли её значение и вместе исполняли русские народные песни и танцы.
Безусловно, на таких встречах царит необыкновенная атмосфера, происходит общение детей и взрослых, ребёнку передаётся ощущение заботы, формируется ценностное отношения к семье.
Таким образом, традиционная народная кукла служат средством вовлечения ребенка в мир культуры в целом, а через нее и к морально-нравственным ценностям: добру, милосердию, красоте.
Воспитательный потенциал народной куклы позволяет мне раскрывать и развивать индивидуальность ребёнка, поддерживать его уникальность, неповторимость, создавать детско-взрослое сообщество. Подтверждением этому является и участие моих воспитанников в конкурсах детского творчества разного уровня.
Уверена, что приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления и поможет в будущем ориентироваться на подлинные жизненные ценности.
Литература:
1.Андреева, И.В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева //
Народное искусство: сквозь века. - Челябинск, 2007. - С. 137-154.
2.Дайн, Г.Л. Детский народный календарь / Г.Л. Дайн. - М.: Дет. лит.,
2001.- 159 с, ил.-(Знай и умей).
3.Котова, И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная
кукла / И.Н. Котова, А.С. Котов. - СПб.: Паритет, 2003. - 240 с.
4.Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.-
ООО Белый город, 2010.
Видео материалы:
Народный фольклор детям. "Как у наших у ворот..."
https://youtu.be/yeAoF9mo9gU?si=L63yncjnpmlTF4v4
Колыбельная с народными куклами
https://youtu.be/ZVfAmjytnoQ?si=h8ZDlxR_WRoX5hVM
Ярмарка
https://youtu.be/ciWcLn6v5GM?si=05BAH6CN5yXz8acq
Детский оркестр «Прянички»
https://youtu.be/b-g7UCvX0Qo?si=DWJir1FOg4lrgjM3
Приложение
«Кукольный оркестр»
«Золотые ворота»