Отблеск Серебра. Урок литературы по Серебряному веку
Тип урока по ФГОС | Урок рефлексии |
Вид урока по ФГОС | Комбинированный |
Тема урока | Отблеск Серебра. Итоговый урок по изучению поэзии Серебряного века. Класс 11 |
Цели урока | Повторение изученного, актуализация знаний, изучение нового материала, предоставление возможности для самовыражения, творческого развития личности учащихся. |
Формы работы | Декламация как творческое самовыражение, анализ и дискуссия (обсуждение проблемных вопросов), выразительное чтение, активное слушание. |
Предварительная подготовка | Структура урока предварительно обсуждается с учащимися. Для выступления привлекаются участники (декламация стихотворений; исполнение под гитару композиций по произведениям поэзии серебряного века; учитель может задать тон, выразительно прочитав одно из своих любимых стихотворений периода). Для проведения урока лучше выделить два последовательных часа литературы в расписании. Возможно проведение сдвоенного урока (два параллельных класса), что вызовет больший интерес у участников. Урок определяется как неформальный, нестандартный: расстановка парт с имитацией сцены (буква П), кофе-брейк во время паузы (перемены). КТП позволяет провести урок в канун Нового года или сразу после праздничных каникул, что сделает урок интереснее, а атмосферу в классе особенной (если нарядить ель и украсить кабинет гирляндами). Можно порекомендовать ученикам предварительный просмотр фильма «Общество мёртвых поэтов», 1989. |
Этап 1. Мотивационный. Вводный комментарий. Создание учебной ситуации. | Посмотрите вокруг. Что особенного вы замечаете сегодня в нашем кабинете? (Перевёрнутая ель – символ футуристов, на экране фотография Ахматовой в окружении японских славистов у новогодней ели (1928 год), значок с изображением Есенина на жакете учителя, плакат «Окна сатиры Роста» на доске. Я назвала наш урок «Отблеск Серебра». Как вы можете проанализировать это название? (Указывает на изученный раздел литературы - Серебряный век - и на связь творчества этого периода с современностью). Однажды мои ученики заполняли анкеты для одного из школьных проектов, им было необходимо ответить на вопрос «Какого поэта вы считаете лучшим?». К моему удивлению, один из ребят ответил: «Лучший поэт – мёртвый поэт». Этот ответ заставляет задуматься… На первый взгляд он может показаться неэтичным, но что если он скрывает глубокий смысл? (Требуется время для признания творческого наследия, писатель не сразу становится классиком, а в оценке последующих поколений). |
Этап 2. Актуализация знаний. Творческие выступления. Этап 3. Обсуждение. Осмысление и закрепление. | Сегодня многие из вас будут исполнять произведения поэтов Серебряного века. Этих поэтов можно назвать мёртвыми, мы узнали, что судьба многих из них была трагична. Но их творчество бессмертно! Их произведения читают современные актёры, исполняют под аккомпанемент современные рэп- и рок- исполнители. Предлагаю послушать трек Noise MC «Почитай старших» (https://www.youtube.com/watch?v=iA8nxSf-HAc) Обсуждаем, строки каких исполнителей звучат в композиции, наличие архивных записей голосов поэтов (Маяковский, Есенин, Мандельштам). Это проявление литературного вандализма или привлечение внимания к творчеству поэтов Серебряного века? Авторское чтение и актёрское чтение – в чём разница? В качестве примера актёрского чтения можно продемонстрировать записи с исполнением стихотворений современными актёрами Сергей Безруков https://www.youtube.com/watch?v=fthU_6E5YCA , Александр Петров https://www.youtube.com/watch?v=4c05WinoMb4, Чулпан Хаматова https://www.youtube.com/watch?v=lu4ppCDIBXQ. Обсуждение. Сопоставление авторского и актёрского прочтения. 3. Мы свами не актёры, но это не так важно. Важно, что поэзия Серебряного века звучит сегодня и здесь, на нашем уроке. Как вы можете продолжить или перефразировать ответ моего ученика? («Лучший поэт – мёртвый поэт…». Лучший поэт живёт в своём творчестве. Лучший поэт живёт в народной памяти. Лучший поэт часть культурного кода народа. Лучший поэт – мёртвый поэт, возрождающийся всякий раз, как звучат его стихи.). 4. А теперь я предлагаю послушать ваши любимые стихи ваших любимых поэтов Серебряного века. И каждому нашему исполнителю после его выступления предлагаю задавать вопросы, если они появятся, или просто поделиться впечатлениями от услышанного. (Прослушивание и обсуждение). 5. Учитель должен быть готов к тому, что его тоже попросят прочитать любимые строки. Лучше добавить и свой преподавательский комментарий, который может содержать, например, историю создания произведения или конкретную жизненную ситуацию, связанную с ним. |
Этап 4. Рефлексия. | Использование цифрового ресурса https://www.menti.com для онлайн-опроса позволит получить отзыв от каждого участника. Ребята дают ответ на вопрос «Что для тебя Серебряный век?» одним словом по ссылке в личном телефоне. На электронной доске появляется облако слов, среди которых вместе визуально определяем три самых частотных. |
Этап 5. Оценивание | Формирующие оценивание. Выставление отметок активным участникам урока. |