Оценочные материалы в современной программе дополнительного образования
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 10 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Оценочные материалы в современной программе дополнительного образования Муниципальный опорный центр Дополнительного образования детей города Калуги Калуга, 2025 Автор разработки: Руководитель МОЦ, методист Шафран Н.В.
Оценочные материалы Оценочные материалы в программе дополнительного образования — это инструменты и методы, которые используются для оценки знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся и др. Они помогают определить, насколько успешно участники программы освоили учебный материал и достигли поставленных образовательных целей. Оценочные материалы необходимы для: определения уровня освоения программы, выявления достижений и пробелов в знаниях и навыках, мотивации обучающихся к дальнейшему развитию, обеспечения обратной связи для родителей и обучающихся, совершенствования программы.
Оценочные материалы Оценочные материалы программы включают в себя различные диагностические методики, разработанные критерии оценки. Оценочные материалы должны быть адаптированы под специфику программы. Акцент должен делаться на практическую деятельность.
Оценочные средства и диагностическая работа Оценочные средства и диагностическая работа тесно связаны между собой, так как они направлены на выявление, анализ и оценку достижений, прогресса и проблем участников образовательного процесса. Диагностическая работа использует: Анкеты, опросники, тесты. Наблюдение, интервью, беседы. Психологические и педагогические методики. Оценочные средства включают: Критерии и шкалы оценивания. Анализ проектов и заданий. Портфолио, дневники достижений. Без диагностической работы невозможно контролировать образовательный и воспитательный процессы, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без мониторинговой деятельности (педагогической диагно-стики) невозможно организовать целе-направленный, обоснованный процесс развития личности обучающегося.
Этапы организации диагностической работы. 1. Подготовительный. 2. Практический. 3. Аналитический. 4. Прогностический.
Подготовительный этап Определение цели, задач и объекта диагностической деятельности. Например, цель - определение эффективности образовательного процесса; задачи - выявление уровня освоения образовательной программы детьми; уровня воспитанности членов детского коллектива; определение степени удовлетворённости детей, родителей и др. Подбор (разработка) четких критериев и показателей для определения результативности. Определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать анализ результативности образовательной деятельности. Количество критериев и показателей не должно быть большим. Выбор, разработка или адаптация существующих методик, т.е. создание комплекта диагностического инструментария, который не должен быть большим и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. В то же время, ориентация на использование только экспресс-методик не всегда является оправданной, так как происходит снижение качества получаемой информации. Подготовка инструкций и материалов для участников диагностики. Составление графика проведения плановых диагностик.
Практический этап Организация и проведение диагностики/мониторинга. Обеспечение условий для выполнения заданий (время, ресурсы, поддержка). Наблюдение за процессом. Фиксирование результатов. Как правило, используется несколько диагностических методик. Критерии и показатели для отслеживания результативности педагог определяет самостоятельно, исходя из направления деятельности и особенностей образовательной программы.
Практический этап Рекомендации для успешного проведения практического этапа: Разнообразие методов – позволяет получить более полную картину. Четкость инструкций — участники должны понимать, что и как делать. Реалистичность заданий — они должны быть выполнимыми и полезными. Поддержка участников — обеспечение возможности задавать вопросы и получать помощь. Учет индивидуальных особенностей ребенка – каждый учащийся уникален. Объективность оценки — используйте четкие критерии и избегайте субъективных суждений. Конструктивная обратная связь – участники должны понимать, как использовать данные рекомендации. Правильно организованный практический этап — это возможность не только оценить, но и мотивировать обучающихся, показав им их реальные достижения и зоны роста.
Аналитический этап Анализ достижений, зон роста и проблемных зон. Внесение корректив в организацию образовательной деятельности и содержание образовательной программы. Оформление мониторингов. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить степень эффективности образовательного процесса и наметить пути и средства дальнейшего совершенствования и развития. Об основных результатах диагностического исследования информируются дети и родители. Необходимо дать участникам конструктивные комментарии. Важно указать на сильные стороны и зоны роста. При обработке результатов важно учитывать как результат, так и процесс выполнения задания. Обработка и систематизация результатов мониторинговых исследований по заранее выбранным критериям.
Прогностический этап (необязательный) Определение потенциала обучающихся для дальнейшего развития. Выявление возможных направления роста и совершенствования. Прогнозирование успешности применения знаний и навыков в будущих задачах. Прогностический этап диагностической работы направлен на определение перспектив развития обучающихся, их потенциала и возможных траекторий дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Этот этап помогает не только оценить текущий уровень знаний и навыков, но и спрогнозировать, как обучающиеся смогут применять их в будущем.
Критерии оценки результативности ДООП 1. Целевые показатели: Соответствие результатов программы заявленным целям и задачам. Достижение конкретных образовательных результатов (например, уровень знаний, умений и навыков). 2. Качество знаний и умений: Уровень усвоения учебного материала. Способность применять полученные знания на практике. Качество выполнения заданий и проектов. 3. Личностные качества: Изменения в мотивации к обучению и саморазвитию. Повышение уровня ответственности и самостоятельности. Улучшение коммуникативных навыков и умения работать в команде. 4. Эмоционально-волевая сфера: Уровень уверенности в себе и своих силах. Способность справляться с трудностями и стрессом. Изменения в эмоциональном состоянии (например, снижение тревожности). 5. Индивидуальные достижения: Прогресс каждого участника относительно его исходного уровня. Достижения в конкурсах, олимпиадах и других внешних мероприятиях. Критерии оценки результативности программ должны быть четкими и обоснованными, чтобы адекватно отражать достижения участников и эффективность самой программы. Основные аспекты, которые следует учесть при формулировании критериев:
Критерии оценки результативности ДООП 6. Уровень вовлеченности: Активность участников в учебном процессе. Уровень удовлетворенности участников программой. 7. Социальные результаты: Влияние программы на социальные навыки и взаимодействие с окружающими. Участие в социальных проектах и волонтерской деятельности. 8. Долгосрочные эффекты: Способность участников применять полученные знания и навыки в дальнейшей учебе или жизни. Изменения в образовательных или профессиональных траекториях после завершения программы. 9. Обратная связь: Оценка программы участниками и их родителями (опросы, интервью). Анализ отзывов и предложений по улучшению программы. Эти критерии помогут создать комплексную оценку результативности программы дополнительного образования и выявить её сильные и слабые стороны. Основные аспекты, которые следует учесть при формулировании критериев:
Диагностика (примеры) Психологическую диагностику должен проводить психолог Диагностика уровня знаний и умений (индивидуальны для каждой программы): Предметные тесты. Диагностические работы для оценки базовых знаний. Олимпиадные задания для выявления одарённых детей. Диагностика личностных качеств и мотивации: Анкета для изучения мотивации учащихся (модиф. методики М.В. Матюхиной ) Анкеты "Мотивы для занятий в детском объединении" "Интерес к совместной деятельности" Опросник "Изучение мотивации обучения" (М.Р. Гинзбург). Тест "Диагностика уровня школьной тревожности" (Филлипс). Диагностика познавательных процессов: Методика "Исключение лишнего" (оценка логического мышления). Тест "Корректурная проба" (оценка внимания).(Тест Бурдона) Методика "Изучение переключения внимания" Методика "Определение типа памяти"
Диагностика (примеры) Психологическую диагностику должен проводить психолог Диагностика эмоционально-волевой сферы: Опросник "Шкала самооценки" (Ч.Д. Спилбергер, адаптировал Ю.Л. Ханин). Методика "Несуществующее животное" Диагностика коммуникативных навыков: Методика "Социометрия" (Дж. Морено). Опросник "Диагностика уровня коммуникативных способностей" (В.Ф. Ряховский). "Коммуникативные и организаторские склонности" (В.В. Синявский, В.А. Федорошин КОС) Диагностика профессиональных склонностей: Опросник "Карта интересов" (А.Е. Голомшток). Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов). Методика "Анкета интересов" Тест "Определение профессиональных склонностей"
Диагностическая карта для отслеживания результативности ДООП Диагностические карты — это инструмент, который помогает систематизировать и отслеживать результаты участников образовательных программ. Они должны быть адаптированы под конкретные цели и задачи программы. Видов диагностических карт множество. Каждый педагог выбирает наиболее рациональный вариант. Примеры: Параметры Входной контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Комментарии Уровень мотивации Самостоятельность Коммуникативные навыки Уверенность в себе Ответственность Диагностическая карта личностного развития
Примеры диагностических карт Параметры Входной контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль Комментарии Уровень знаний Умение применять знания Качество выполнения проектов Творческий подход Уровень критического мышления Диагностическая карта образовательных результатов Каждый раздел оценивается в баллах по критериям, которые были в используемых диагностических методиках: Высокий уровень (3) Средний уровень (2) Низкий уровень (1)
Примеры диагностических карт № ФИО Уровень мотивации Коммуникативные навыки Уровень знаний Умение применять знания на практике Творческие достижения Общий балл Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики 1. Каждый раздел оценивается в баллах по критериям, которые были в используемых диагностических методиках: Высокий уровень (3) Средний уровень (2) Низкий уровень (1) По результатам диагностики, баллы суммируются: 11-15 - высокий уровень 6- 10 – средний уровень 1 – 5 – низкий уровень
Примеры диагностических карт с критериями Диагностика уровня усвоения образовательной программы Уровень теоретических знаний: - низкий уровень (1 балл): ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; - средний уровень (2 балла): объем усвоенных знаний составляет более ½; - высокий уровень (3 балла): ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. Практические умения и навыки: - низкий уровень (1 балл): ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; - средний уровень (2 балла): объем усвоенных умений и навыков составляет более ½ предусмотренных программой; - высокий уровень (3 балла): ребенок усвоил практически весь объем умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период, применяет полученные знания на практике уверенно, так и в повседневной жизни. № Ф.И. обучаю щегося 1 полугодие 2 полугодие Средний балл за год Общий балл теория практика теория практика теория практика
Диагностическая карта для отслеживания результативности ДООП* Блок Ожидаемые результаты Диагностический инструментарий Цель Ответствен ное лицо Сроки проведения Личностные результаты Предметные результаты Метапредмет ные результаты * Из презентации "Конструктор оценочных средств ДООП" Тишковой А.А., сетевого эксперта-методиста ФГБУК "ВЦХТ"
Личностные результаты* Ожидаемые результаты Диагностический инструментарий Цель Ответственное лицо Личностные результаты Мотивация к посещению занятий Анкета для изучения мотивации учащихся (модиф. методики М.В. Матюхиной ) Цель: выявление мотивации к процессуальной и результативной стороне учения. педагог психолог Учебно- познавательный интерес Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно- познавательного интереса (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Цель: определение уровня сформированности учебно- познавательного интереса. педагог Ценностное отношение к деятельности Беседа с учащимися о значении посещения занятий в творческом объединении (Кравцова К.А., Тишкова А.А.). Ранжирование Цель: выявление смыслообразующих мотивов у учащихся. педагог и психолог Предметные пробы Цель: выявление ценностного отношения учащихся к деятельности в творческом объединении. педагог и психолог Дифференцированная самооценка своих возможностей Предметная проба "Лесенки" (модиф. Методики Г.А.Цукерман, Дембо- Рубинштейн) Цель: определение уровня самооценки своих возможностей в данном виде деятельности и перспектив роста психолог * Из презентации "Конструктор оценочных средств ДООП" Тишковой А.А., сетевого эксперта-методиста ФГБУК "ВЦХТ"
Предметные результаты (привести универсальный пример диагностической карты предметных материалов не представляется возможным, поскольку они индивидуальны для каждой программе) Ожидаемые результаты Диагностический инструментарий Цель Ответственное лицо Предметные результаты Знание правил техники безопасности на занятиях устный опрос, наблюдение Цель: выявление уровня знаний по правилам безопасности на занятиях. педагог Знание основных терминов по предмету устный опрос Цель: выявление уровня усвоения основных терминов по предмету. педагог Знания основных приемов …. устный опрос Цель: определение уровня знаний по … педагог Умение применять полученные знания на практике предметные пробы Цель: выявление умения правильно применять полученные знания на практике Педагог
Метапредметные результаты* Параметр Диагностический инструментарий Цель Ответственно е лицо Метапредметные результаты Действия контроля Диагностическая карта наблюдения за развитием действий контроля (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Цель: определение уровня сформированности действий контроля у учащихся творческого объединения. педагог Действия оценки Диагностическая карта наблюдения за развитием действий оценки (авт. Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Цель: определение уровня сформированности действий оценки у учащихся творческого объединения. педагог Анализ, синтез Предметные пробы. Цель: выявление умения анализировать задание, свою деятельность и деятельность другого. педагог * Из презентации "Конструктор оценочных средств ДООП" Тишковой А.А., сетевого эксперта-методиста ФГБУК "ВЦХТ"
Универсальные диагностики Диагностика уровня освоения программы: Итоговые тесты. Проектные задания. Выставки. Концерты. Соревнования. Портфолио достижений и пр. Выбор конкретных диагностик зависит от целей программы, возраста участников и её направленности.
Похожие публикации
Лисянский Сергей
Шафран Наталия Валерьевна