Отчет по реализации плана самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»
Отчет по реализации плана самообразования
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
через различные виды игр»
Возраст детей от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
В 2022-2023 учебном году мною была выбрана тема самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр».
Выбрав эту тему, поставила цель: повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
Образовательные:
обогащать и активизировать словарный запас детей через игровую деятельность;
учить отчетливо произносить слова и короткие фразы;
учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
учить понимать обобщающие слова;
способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
развивать грамматический строй речи, связную речь;
развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
развивать диалогическую, монологическую речь;
развивать слуховое и зрительного восприятия;
развивать познавательную активность, творческие способности.
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость;
воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
По данной теме изучала методическую литературу:
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.
2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.
4.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.
5.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий, использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Словесный метод: рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, чтение художественной литературы.
Игровой метод: дидактические игры, настольно-печатные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные, словесные, музыкально-хороводные.
Использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации игры.
В работе по речевому развитию детей младшей группы использую игры в разные периоды режимных моментов.
Считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Были разработаны дидактические игры: «Чего не стало?», «Чей это домик?», «Большой, средний, маленький», «Назови одним словом», «Что сначала, что потом», «Что не так на картинке?», «Какая погода?», «Отгадай сказку», «Что делает?», «Ассоциации. Угадай сказку».
Приобретены дидактические игры: «Кто что ест?», «Времена года», «Назови часть целого», «Жили-были сказки…»«Чей хвост?», «Зоологическое лото».
С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.
Использую в работе настольно - печатные игры: «Парные картинки», «Зоологическое лото», «Собери картинку» и другие. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решаю задачу – развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.
С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, ребенок учится употреблять глаголы. В играх: «Большой, средний, маленький», «Чудесный мешочек» - учу детей видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у ребенка желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Разработала дидактическое пособие лэпбук «Речь и игра - рядом всегда» представляет собой книгу, на страницах которой имеются различные кармашки, карточки, игры, в которых собрана информация по теме. Книгу удобно листать. Все материалы легко заменяются, так как все конверты на липучках.
В лэпбуке собраны материалы для развивающих занятий с детьми от 3 до 4 лет. В него входит 19 развивающих заданий:
На каждом конверте герой какой-либо сказки. Составила паспорт лэпбука. Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Игра «Ладушки», «Семья», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук. Изготовила картотеку пальчиковых игр.
Играем в сюжетно-ролевые игры. В таких играх, как «Семья», «На приёме у врача», «Парикмахерская», «Мы водители» - знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.
Для организации сюжетно – ролевых игр приобрела одежду для парикмахерской, поликлиники, полицейского, а также наборы Доктор», «Парикмахерская», муляжи продуктов для игры в «Магазин».
Особое место занимают подвижные игры, хороводные игры. Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, маски). Были изготовлены атрибуты для подвижных игр «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Сигналы светофора». Во время игры побуждаю детей к повтору текста.
В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.
Театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат ребенка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность событий. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В театрализованных играх знакомлю детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаю новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Для театрализованных игр изготовила настольные театры «Репка», «Теремок», маски героев, приобрела костюмы.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей. Оформила центр речевого развития детей. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.
В работе по развитию речи детей в игровой деятельности невозможно обойтись без активного участия родителей. Провожу беседы с родителями, отвечаю на вопросы, даю рекомендации по активизации словарного запаса ребенка младшего дошкольного возраста. Оформлена папка-передвижка на тему: «Играйте вместе с детьми», буклеты, консультации.
В результате проведённой работы к концу года у детей повысилась речевая активность, словарный запас, соответствующий их возрасту, большинство детей умеют говорить не торопясь, отчетливо произносят слова и короткие фразы, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы. Дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.
Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют самостоятельность, активность в игре. Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
В результате изучения темы: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» сделала следующие выводы: работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей, с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей.