12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайченкава Оксана Николаевна99
Россия, Саратовская обл., р.п.Пушкино







«План по самообразованию педагога»



Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».





























2019-2020г

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.

Сентябрь

«Развитие эмоциональной сферы» - информационно аналитическая деятельность.

Проведение диагностики музыкальных способностей.

Изучить литературу: «Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А.Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.

Провести диагностику.

Консультация для педагогов

Анализ результатов диагностики.

Октябрь

«Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно аналитическая деятельность.

1. Изучить литературу: «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко – Москва; 1997 г.

Консультация для педагогов



Ноябрь

1. «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».

1. Составить конспект по теме для родителей. Изучить литературу: статья из опыта работы муз.рук-ля В.В. Герасимовой 1 кв.категории, г. Озерск, 2011 г.

1. Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах).

Декабрь

«Эстетическое воспитание дошкольника посредством музыки»

Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия организации и педагогического руководства». Журнал «Дошкольное воспитание, № 2, 2011 г.

Доклад на педагогическом совещании.

Январь

«Это розовое слово – привет!» (сценарий праздника)

Разработать сценарий.

Праздник «Это розовое слово – привет!»

Февраль

Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок»

Разработать анкету, провести анкетирование.

Анализ проведенного анкетирования родителей.

Март

«Взаимодействие детского сада и семьи»

Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование.



Консультация для родителей, выступление на родительском собрании.

Апрель

«Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника»

«В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника)

Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект.

Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).



Доклад для педагогического совещания.

Праздник «В гостях у Феи красоты».

Май

«Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника)

Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.

Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.

Проведение диагностических исследований.

Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».

Анализ результатов диагностики.




Литература:

Периодическое издание «Музыкальный руководитель».

Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т.Н. Девятова, 2006 г.

«Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.

«Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.

Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)

Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994

Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Развитие эмоциональной сферы на музыкальных занятиях.

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.).

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Таким образом, проблема изучения педагогических основ эмоционального развития дошкольника является достаточно актуальной.

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, С.М. Каргапольцева, Б.М. Йеменского, В.Г. Ражникова, Б.П. Юсова и др.). Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Костюк, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, В.И. Петрушин, Г.С Тарасов, Б.М. Теплов и др.).

Одним из эффективных средств воспитания эмоций и чувств дошкольника является музыкальное искусство, музыкальное воспитание.

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – комплексное развитие музыкальных способностей. Главным показателем музыкальности классик отечественной психологии Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку.  Он отмечал, что "центром музыкальности является способность ребенка эмоционально отзываться на музыку. С ее помощью происходит эмоциональное и личностное познание себя и других людей; осуществляется художественное познание окружающего мира; реализуется индивидуальный творческий потенциал". Также он утверждал, что "Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы".

В своей работе "Основы музыкальной психологии" Е.Н.Федорович и Е.В.Тихонова предлагают такое определение понятия "эмоции" – (лат. emoveo – потрясаю, волную; фр. emotion – волнение) реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей; эти реакции носят ярко выраженный субъективный характер, охватывают все виды чувствительности и переживаний.

О.П. Радынова также считает "эмоциональную отзывчивость на музыку – одной из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку".

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений.  Основным критерием доступности музыкальных произведений, является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Поэтому эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.

Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

 

Одной из форм музыкального воспитания дошкольников и приобщения их к музыкальному искусству являются музыкальные занятия, на которых эмоциональная отзывчивость на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка. На первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

Процесс слушания музыки, во-первых, несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем, музыкальный репертуар в первую очередь должен быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя, когда дети слушают музыку в хорошем исполнении.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. На примере программных произведений детям с помощью музыки представляется тот или иной образ. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»  – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Б.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому на занятиях можно успешно использовать движения как приём, активизирующий осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Здесь же для более глубокого осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого можно использовать подпевание.

Для того чтобы дети могли подобрать движения, необходимо исполнять  музыкальные произведения, ясно подчеркивая смену характера музыки, передающей разные образы, необходимо постараться найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным детскому восприятию. И лишь внимательно прислушавшись к характеру музыки и услышав его смену, дети могут правильно выбирать движения. Только в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.  

Двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой являются приёмы художественно-практического метода, которые проявляются в разных формах исполнительской деятельности, таких как вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под музыку. Художественно-практический метод используется также в процессе показа педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях. Этот метод приобретает проблемный характер, когда не только показываются способы действий (что связано с прямым подражанием), но и демонстрируется несколько вариантов выполнения этих действий, из которых детям предлагается самим выбрать те варианты, которые наиболее полно соответствуют характеру музыки. Использование вариативных показов, создание проблемных ситуаций повышает интерес детей к музыкальной деятельности, активизирует их творческую самостоятельность.

Следующие методы, которые можно использовать на занятиях это:

- метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.);

- метод уподобления характеру звучания музыки – предполагает активизацию разнообразных творческих действий (проявлений ребенка), направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки.

Уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Для применения данного метода необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций – характера звучания и развития музыкального образа.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки можно использовать следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, полихудожественное, цветовое. Они между собой могут варьироваться и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. В основном это деление музыки только на весёлую или грустную – примитивизирует, обедняет её восприятие. Учитывая это, необходимо проводить систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.

Учитывая живую реакцию маленьких детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение) в работе с детьми раннего возраста необходимо использовать произведения, которые вызывают у детей положительные эмоции. Поэтому в младшем возрасте в музыкальный репертуар необходимо включать большое количество мажорных произведений весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера.  

Опыт восприятия музыки в младшем дошкольном возрасте очень мал, поэтому детям для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний одного и того же музыкального произведения. Но с каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и таким образом накапливается эмоциональный опыт у детей.

Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, и поэтому дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.  С каждым разом, детское исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным, что свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, во время беседы о музыкальном произведении иногда (если ярко выражено) можно предложить сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

Также для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо в работе использовать художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Во время беседы о музыкальном произведении при обсуждении различных ситуаций стараться чаще обращаться к опыту самих детей.

На музыкальном занятии для развития эмоциональной отзывчивости, также необходимо предлагать детям для прослушивания небольшие пьесы, звучащие не только на  фортепиано, но и на других музыкальных инструментах. Тем самым дети не только обогащают свой тембровый слух, но и знакомятся со средствами музыкальной выразительности: тембром, темпом, динамикой, ритмом. Для этого можно использовать:

- эмоциональные открытки в форме цветка выражающего цветом и формой такие чувства как: взволнованность, решительность, тревожность, печаль, радость;

- мимические картинки в форме лица выражающего: обидчивость, весёлость, ехидство, леность, обиженность, спокойствие;

- цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета выражающих: эмоцию ликования, восторга, нежности, радости, важности, взволнованности;

- гномиков настроения с разными выражениями лица: грустный, весёлый, плачущий, испуганный, удивлённый и.т.д.

Так как в период дошкольного детства огромная роль принадлежит игровой деятельности детей, на занятиях необходимо использовать (не на каждом) и музыкально-дидактические игры. Проведение этих игр способствует обогащению словаря детей новыми словами-определениями, выражающими образно-эмоциональное содержание музыки, развитию эмоциональной восприимчивости, умению детей определять настроение музыкального произведения и подбирать подходящий цвет для определённого эмоционального состояния. Например, такие как:

1. Музыкально-дидактические игры, развивающие музыкальное восприятие:

Старший возраст: «Весело - грустно»; «Подбери музыку»; «Солнышко и тучка»; «Песня-танец-марш»; «Выбери инструмент»; «Подбери музыку»; «Три танца»; «Подбери картинку»; «Разноцветные кубики»; «Раскрась музыку»; «Бубенчики»; «Музыкальные лесенки».

Младший возраст: «Где мои детки?»; «Угадай-ка»; «Узнай песенку по двум звукам»; «Кто поет?»; «Веселые матрешки».

2. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти:

«Наши песни» книжка-раскладушка, «Чудесный мешочек»; кубики с иллюстрациями к песням (младший возраст); «Музыкальный телефон»; книжка с нотами; «Получи письмо»; «Нарисуй песню»; «Какую линию выбрать?»; «Музыкальный альбом» (старший возраст)

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.

Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

Развитие эмоциональной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллектив сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому.

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Личный эмоциональный опыт, достаточно накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.

Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.

Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.











эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевых игр .

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Особенно это касается младшего дошкольного возраста, где проявляется кризис трех лет. Кризис трёх лет возникает как результат определённых достижений в личностном развитии ребёнка и как следствие социально-психологической невозможности для ребёнка действовать согласно освоенным прежде способам общения с другими людьми. Кризис трёх лет – граница между ранним детством и дошкольным детством, – один из наиболее трудных периодов в жизни ребёнка. Это некоторое разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений (так как подавляющее большинство детей в 3-ри года идут в детский сад), это кризис выделения своего «Я», по Даниилу Борисовичу Элько́нину. Ребёнок, психологически отделяясь от взрослых, наряду с этим пытается установить с ними новые, более глубокие психологические отношения. Согласно мнению отечественных и иностранных возрастных психологов, кризис трёх лет является комплексным психосоциальным поведенческим синдромом. Основные симптомы кризиса 3-х лет были нау́ чно-практи́чески отмечены и описаны Львом Семёновичем Выго́тским: 1. негативизм – в контексте данного возрастного кризиса, ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это отрицательная реакция малыша не на содержание предлагаемого взрослым действия, а на само, как таковое, предложение (побуждение) к действию, исходящее от взрослого; 2. упрямство – это психоэмоциона́льная реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением в принципе считались; 3. обесценивание – это эмоциональная реакция ребёнка, проявляющаяся в обесценивании, принижении, отвержении привязанности к близким родственникам, старых правил поведения (усвоенных в раннем возрасте или в т.н. раннем детстве), требований взрослого, вещей и пр. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребенок может начать ругаться, ломать любимые ранее игрушки, «закатывать» детские истерики и т.п.; 4. строптивость – эта реакция ребёнка направлена против устоявшихся норм поведения, бытовых порядков, семейных традиций. Такая реакция малыша направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против семейных требований к ребёнку; 5. своеволие, своенравие – это реакция, выражающая определённую самостоятельность намерений, замыслов. Такого рода поведение связано с тенденцией к самостоятельности: ребёнок хочет все делать и решать сам. Самоактива́ция своих поступков, в общем, положительное явление для развития де́ятельностной 2инициативности личности, но, во время кризиса 3-х лет, гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, к излишнему своенравию. Данная психологическая тенденция часто неадекватна возможностям ребёнка этого возраста и вызывает конфликты со взрослыми; 6. протест-бунт – эта непростая психоэмоциона́льная тенденция отображает направленность личности ребёнка, находящегося в кризисе 3-х лет, на постоянный конфликт с окружающими его взрослыми людьми. У некоторых детей, в процессе переживания ими кризиса 3-х лет, конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о сильно выраженной реакции протеста-бунта; 7. детский деспотизм (один ребёнок в семье) или детская ревность (несколько детей в семье) Здесь у малыша, переживающего кризис трёх лет, проявляется детская тенденция к власти в семье. Это социально-психологическое явление выступает в качестве источника нетерпимого отношения ребёнка к любым правилам, нормам и запретам и как источник попыток установления ребёнком своих правил в семье. Если же в семье несколько детей, то у малыша, переживающего кризис трёх лет, обычно возникает сильная детская ревность к другим детям как проявление си́блинговой конкуренции (от слова «си́блинги» - «американский» психологический термин, обозначающий детей, братьев и сёстрер, постоянно живущих в одной семье, вместе с общими родителями). Это, в принципе, также отражает психологическую тенденцию ребёнка к власти над членами семьи. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Для формирования сюжетно-ролевой игры можно

















КОМПЛЕКС ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНЯТИЕ 1.

Цель: снятие излишнего мышечного напряжения, формирование интереса друг к другу, развитие умения устанавливать контакт с собеседником, развитие умения доверять друг другу.

1. «Дождь» Цель: снятие мышечного напряжения, формирование интереса друг к другу. Дети садятся в круг на стулья. Ведущий говорит: «Пошел дождь». Он обходит детей по внешнему кругу и последовательно прикасается рукой к голове каждого ребенка. По этому сигналу каждый участник игры начинает хлопать в ладоши. Перед тем, как начать обход второй раз, ведущий произносит: «Пошел град». Затем он повторяет свои действия. Теперь дети последовательно, по сигналу, начинают топать. Обойдя детей, ведущий сообщает: «Град заканчивается». Он вновь последовательно дотрагивается до головы каждого участника. Дети по сигналу прекращают топать. Наконец, ведущий говорит: «Дождь заканчивается» и проделывает аналогичную процедуру. Дети по сигналу ведущего прекращают хлопать.

2. «Паровоз». Цель. Научить детей доверять своему товарищу. Воспитатель просит детей выстроиться друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Впереди стоящий ребенок выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные - с закрытыми. Машинист ведет состав. По команде воспитателя начинается движение, вначале медленно, а потом убыстряется. Педагог сообщает правила игры: «Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку». Упражнение можно повторять два, три раза, меняя машиниста.

3. "Улыбка". Цель: Развитие умения устанавливать контакт с собеседником. Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть. 4. Заключительная часть. Упражнение «Медуза» Цель – снятие мышечного напряжения, расслабление. Исходное положение: лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны, поза «медуза». Дети расслабляют руки, потряхивают ногами. Ведущий произносит в это время: Я лежу на спине, Как медуза на воде. Руки расслабляю, в воду опускаю. Ножками потрясу и усталость сниму. 6

ЗАНЯТИЕ 2. Цель: снятие мышечного напряжения, развитие доверия, способностей к координации своих действий с действиями товарищей; поднятие самооценки

1. «Смена ритмов» Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Для привлечения внимания детей педагог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

2. «Гусеница" Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

3. "Зайки и слоники" Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки; развитие умения общаться без слов. "Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра..." Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

4. Релаксация Упражнение "Кулачки". Описание. Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели. Руки на коленях, Пальцы - в кулачки. Крепко с напряжением 7Сжатые они. Пальчики сжимаем, Снова разжимаем. Девочки и мальчики, Отдыхают пальчики















Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства

 От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения (38). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий (35). Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его (11). Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

проявление музыкальной впечатлительности малыша;

характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;

потребность в музыкальных впечатлениях;

проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

Доминирующая роль музыки в жизни ребенка основной признак ранней детской музыкальности.

На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.

Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.

К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громкотихо, быстро медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.

В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.

Следующий, шестой, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании

 самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.

 













«Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.

Актуальность мною выбранной темы определяется потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании. Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности.

Работая музыкальным руководителем, я провела диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, в ходе которой выяснила, что у детей на недостаточном уровне сформированы  умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства, что говорит о низком уровне развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Проведя анкетирование родителей, я сделала вывод, что большинство из них не осведомлены в вопросах эмоционального развития личности, но положительно отнеслись бы к тому, чтобы их детей развивали, воспитывали в этом направлении.

Заинтересовавшись данной темой, я ознакомилась с трудами таких авторов, как Буренина А.И., Иванов А.А., Апраксина О.А., Карелина И.О., ознакомилась с программами музыкального воспитания дошкольников авторов Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры», Шуваловой А.В. «Музыка – хранительница эмоций». Изучив данную литературу, я подтвердила своё мнение о том, что художественно-творческая, музыкальная деятельность обеспечивает условия максимального расширения границ чувственно-эмоционального самовыражения детей.

Новизна опыта состоит в комбинации методик Радыновой О.П., Шуваловой А.В., направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкальную деятельность, приемлемых для работы с детьми 4 – 7 лет, низким уровнем компетентности родителей по данному вопросу;

отсутствием в ДОУ дополнительных специалистов, занимающихся художественно-эстетическим и эмоциональным развитием детей (изобразительной деятельности, хореографии, психолога);

недостаточным количеством художественно-эстетических ценностей в непосредственном окружении ребёнка, оказывающих стимулирующее влияние на развитие эмоциональной сферы.

Обязательным элементом  занятия является слушание музыки, в ходе которого дети приобщаются к миру прекрасного. Для усиления эмоционального воздействия музыки, использую прием ознакомления с произведениями живописи соответствующей тематики. Так, при прослушивании музыкального произведения И. С. Баха «Шутка» предлагаю детям рассмотреть картину Ф.Хальса «Смеющиеся мальчики» и сравнить эмоции, выраженные художником и композитором — совпадают ли они.

Важным компонентом музыкального занятия является исполнительство. Через пение, движение, игру дети проявляют себя, выражают  свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний.













































Тема « Такие разные эмоции».



Цели занятия:

Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.

Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.

Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.

Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.

Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.

Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.

Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Словарь терминов

Эмоция – это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
Радость – это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт. 
Злость – когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.

Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона; игрушка ежик, который смеется.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Золотой ключик» детям. Это письмо вам.  От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

ПИСЬМО

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию). Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции. 
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец). Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие (). 
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач (). Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями. 

Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить  к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
– Приступим к первому заданию.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Грустиплач дает такое задание: изобразить  двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость().

А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка)
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется ().
– Ребята, а когда вам бывает радостно? 
(Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...) 
– Видите, как много у нас поводов для радости (). 
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача ().

2 пиктограмма – злость.

Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые) –
– Какие мы некрасивые, когда злимся). А когда вы злитесь? 
(Когда обижают, что-то не получается) –
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца –).

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри) –
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми? 
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос. 
Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»

Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий (). А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника ().

Игра «Волшебный мешочек»

Грустиплач сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (

Упражнение «Найди отличия»

Перед нами следующее задание (). Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции?  Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия. 
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась ().

Упражнение «Башня радости»

А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (). Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (
Под песню «Улыбка каждому вручается медалька с изображением Ежика).

Наше сказочное занятие подошло к концу. 
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

Список  литературы:

1.  В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.:Айрис-пресс, 2007.– 160 с.            
2. 
Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
3. 
Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. 
Тарасова, Т.А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с. 
5
. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/  О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с. 


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.