12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старкова Татьяна Леонидовна93
2

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок»

















Отчет по самообразованию

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»



















Воспитатель:

Старкова Т.Л.









2020 год

В течение учебного года 2019-2020 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования.

Цель работы по самообразованию:

Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенство-

вание методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагоги-

ческой науки и практики, повышение общекультурного уровня.

Задачи:

изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

формировать интеллектуальные способности дошкольников;

продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию;

придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала;

подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.

Актуальность:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Содержание:

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:

1. Балакина Т. А. Детское экспериментирование - путь познания окружаю-щего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.

2.Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе. Вентана-Граф, 2007 г.

3.Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.

7. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.

8.Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

9.Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

10.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Так же изучила опыт коллег на интернет – сайтах.

Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли в работе с детьми нашей группы. Также изученная литература помогла мне в подго-товке материала для родителей, для педагогов.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию « Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.).

На протяжении всего учебного года я старалась систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствовало росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечалась стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на 2019-2020 год. В структуру детского экспериментирования входят:

1. Постановка проблемы, которую следует решить.

2. Цель и задачи, направленные на решение проблемы.

3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).

5. Формулировка выводов.

С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

« Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

« Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.

« Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

« Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

« В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

« В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

« Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

« Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

« Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды

( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).

« Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани ( ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).

« Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами ( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

В своей работе создавала образовательные ситуации:

« Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

« На чём полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

« Подбери материал для названного предмета»;

« Оглянись вокруг»;

« Расскажи о предмете»;

« Отгадай материал»;

« Где спрятался воздух»;

« Что из чего будет».

В результате НОД и опытов-экспериментов:

ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

познакомились с явлениями природы;

получили представление о круговороте воды в природе;

уточнили знания о воде, о ее состояниях;

познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;

познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети.

Для просвещения родителей провела консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Ребенок- исследо-ватель в детском саду», «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование». Были изготовлены памятки: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской активности ребенка», «Как отвечать на детские вопросы».

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познава-тельных процессов у детей  дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментиро-ванию дома; повышение компетентности родителей в организации этой дея-тельности.

В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Мы исследователи».

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности. В следующем году буду продолжать вести эту работу.

Планирую:

пополнять предметно- пространственную среду по данному направлению;

повышать свою квалификацию;

также планирую разработать схемы - алгоритмы для экспериментов.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.