Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок»
Отчет по самообразованию
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»
Воспитатель:
Старкова Т.Л.
2020 год
В течение учебного года 2019-2020 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования.
Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенство-
вание методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагоги-
ческой науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
формировать интеллектуальные способности дошкольников;
продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию;
придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала;
подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
Актуальность:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Содержание:
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:
1. Балакина Т. А. Детское экспериментирование - путь познания окружаю-щего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе. Вентана-Граф, 2007 г.
3.Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
7. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
8.Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
9.Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
10.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Так же изучила опыт коллег на интернет – сайтах.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли в работе с детьми нашей группы. Также изученная литература помогла мне в подго-товке материала для родителей, для педагогов.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию « Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.).
На протяжении всего учебного года я старалась систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствовало росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечалась стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на 2019-2020 год. В структуру детского экспериментирования входят:
1. Постановка проблемы, которую следует решить.
2. Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5. Формулировка выводов.
С детьми проводились беседы на тему: « Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
« Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
« Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.
« Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
« Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
« В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
« В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
« Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
« Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
« Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды
( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).
« Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани ( ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).
« Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами ( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
В своей работе создавала образовательные ситуации:
« Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
« На чём полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:
« Подбери материал для названного предмета»;
« Оглянись вокруг»;
« Расскажи о предмете»;
« Отгадай материал»;
« Где спрятался воздух»;
« Что из чего будет».
В результате НОД и опытов-экспериментов:
ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
познакомились с явлениями природы;
получили представление о круговороте воды в природе;
уточнили знания о воде, о ее состояниях;
познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети.
Для просвещения родителей провела консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Ребенок- исследо-ватель в детском саду», «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование». Были изготовлены памятки: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской активности ребенка», «Как отвечать на детские вопросы».
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познава-тельных процессов у детей дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментиро-ванию дома; повышение компетентности родителей в организации этой дея-тельности.
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Мы исследователи».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности. В следующем году буду продолжать вести эту работу.
Планирую:
пополнять предметно- пространственную среду по данному направлению;
повышать свою квалификацию;
также планирую разработать схемы - алгоритмы для экспериментов.