Конспект НОД в средней группе по экспериментальной деятельности «Капелька»
https://disk.yandex.ru/d/jO2HKX0dI8-Leg
г. Красноярск, ЧДОУ «Детский сад №198 ОАО «РЖД»
Теплякова Мария Васильевна
НОД в средней группе по экспериментальной деятельности «Капелька»
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, ложечками, трубочками;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; сюжетные картинки; ведёрко; прозрачные, цветные пластиковые стаканы; соломинки для коктейля; ложки; халаты для детей; бейджики с надписью «лаборант» варенье в баночках; вода в графине; молоко; сок; разносы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть 1.
Введение в игровую ситуацию.
Дети встают в круг. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает. (Дождь)
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Утром бусы засверкали,
Всю страну собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. (Роса)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Полями, лесом и лугами
Она бежит меж берегами,
Петляет от обрыва к мели,
Тут – быстро, где-то - еле-еле.
Она течёт уже века,
Вот - полноводная … (Река).
Дети прикрепляет на доску карточки с отгадками.
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? (Ответы детей: в реке, озере, море, океане, болоте…),
Воспитатель: В море вода солёная, как называют её по-другому? Морская, солёная. В реке: речная. Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Не солёная, пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Включить презентацию, пригласить на стульчики.
2 слайд: Люди пьют воду, чтобы утолить жажду.
3 слайд: Умываются и руки моют водой.
4 слайд: И животным тоже нужна вода.
5 слайд: Вода нужна для того, чтобы поливать цветы.
6 слайд: Растениям для роста необходима вода.
7 слайд: В воде живут разные животные.
8 слайд: Водою моют игрушки.
9 слайд: Водой моют овощи и фрукты.
10 слайд: Повар использует воду для приготовления пищи.
11 слайд: Вода нужна, чтобы приготовить чай, компот и другие напитки.
12 слайд: Белье стирают водой.
13 Слайд: Ребята, капельки приглашают нас поиграть, встаньте в круг.
«Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два. (прыжок)
Очень медленно сперва. (4 прыжка)
А потом, потом, потом, (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой).
Часть 2.
Практическое экспериментирование
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию, подойдите к столам, наденьте халаты, которые висят на стульчике. Мы превратимся в лаборантов и будем проводить опыты.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами.
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, не имеет запаха.
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно «пересыпать» перелить воду из одного стаканчика в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Безвкусная.
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Опыт 4. Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с молоком, другую – ложку в стакан с водой.
– Что вы заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Мы сегодня многое узнали о воде, теперь можно и отдохнуть. Снимите халаты и подойдите к столам и присаживайтесь.
Часть 3
Пригласить ребят к столам, где стоят разноцветные стаканчики на разносе.
Воспитатель: Ребята, на столе стоят цветные стаканчики с водой, а в баночках варенье, давайте попробуем сделать морс. Наберите варенье в ложечку, положите в синий стаканчик, размешайте, а в жёлтый стаканчик положите другое варенье. Вот и морс готов. Посмотрите, какой получился красивый цвет. (Жёлтый, красный, розовый, синий). Вкусно?...
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии? Что вам запомнилось?
(Ответы детей).