Отчёт по психологии (разбор проблемной ситуации из жизни класса)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Психологии
Отчет по психологии
Выполнила: Ефремова А.В.
ст. ФМФ IV курс 41 группа
Проверил:
преподаватель каф.___________
Уфа 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Кейс…………………………………………………………………………….4
Выводы………………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………..12
Введение
В период с 14 января по 10 марта 2013 года я, Ефремова Алина Владимировна, проходила психолого-педагогическую практику на базе МБОУ СОШ №45 в городе Уфа. В связи с тем, что моя будущая профессия связана не только с обучением детей, но и психологической деятельностью, передо мной была поставлена цель: научиться решать конкретные проблемные ситуации из жизни класса.
Основное задание психологической практики – разработать конкретную проблемную ситуацию из жизни класса и предложить психологически обоснованные варианты решений.
При работе с детьми я использовала следующие методы исследования:
наблюдение, беседы, диагностические методики, социометрию и тесты.
Основной метод: кейс-стади.
Кейс
Описание ситуации
В 7 «б» классе наблюдается негативное отношение мальчиков к Атарской Елене. Особенно бурно на нее реагируют: Муллаянов Руслан, Фазлетдинов Рамиль, Мазур Иван и Бочкарев Максим. В ее адрес постоянно слышны издевательства, оскорбления, насмешки. Лена в долгу не остается, отвечает, но без оскорблений, чаще такими фразами как: «на себя посмотри», «кто бы говорил», «от такого слышу».
Ее не хотели брать на съемки клипа ко дню Святого Валентина; от нее отправили валентинку Спесивцему Саше, а потом долго высмеивали ее; с ней не хотели садиться за одну парту.
В преддверьях дня Святого Валентина мною было предложено снять клип. Желающих было не много, но так как для клипа нужно было всего трое участников и режиссёр, руководствующий камерой, то штат был набран. Мы сидели в коридоре, обсуждали последовательность сцен, когда к нам подошла Атарская Елена и попросила взять ее в съемки клипа. Ее не было при отборе участников, потому что она ходила относить заявку в столовую. Ребята отреагировали очень бурно: начали нелестно отзываться о ней, в общем категорически не соглашались брать ее на одну из ролей. Лена обиделась, расстроилась и ушла.
Контекст ситуации
Ситуация возникла при объединении классов. Длится уже второй год. Все происходит в стенах школы. Участниками являются ученики 7 б класса.
Комментарий ситуации
Необходимо заметить, что это не первая ситуация, когда я наблюдаю негативное отношение к Лене. На переменах не редко происходят стычки между ней и мальчиками, чаще всего из-за того, что она пытается каким- либо способом привлечь их внимание.
Классный руководитель, Солдатова Татьяна Анатольевна, много раз разговаривала с мальчиками о Елене. Просила их быть сдержанными, терпеливыми, не допускать оскорблений. С девочкой так же проводились беседы. Но, к сожалению, распри прекращались не надолго, всего на день, два.
Вопросы и задания для работы с кейсом
Мне было интересно и не до конца понятно, чем же вызвана у мальчиков эта агрессия к ней? Почему она иногда сама их провоцирует? Сколько длится этот конфликт? И как можно исправить сложившуюся ситуацию? Могут ли Лена и ребята найти общие интересы и вследствие этого подружиться?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я составила список заданий:
Провести социометрию, с целью выявления статуса в классе у участников конфликта.
Провести профилактическую беседу с классом, о значении дружбы, взаимовыручки, взаимопомощи.
На мероприятия брать конкурсы, где победить можно только сплотившись, в которых будет участвовать Лена, где сможет раскрыть свои способности, показать и заинтересовать тем самым одноклассников.
С помощью тестов, беседы, наблюдений, попробовать понять, чем вызвана такая сильная потребность во внимании окружающих у Елены, каков уровень и вид ее агрессии, ее положение в классе и отношения к одноклассникам.
Провести индивидуальные беседы с жертвой и обидчиками.
Объединить жертву с наиболее сильными и авторитетными детьми во время занятий и продолжение «шефства» на время перемен.
Приложения
Чтобы корректно подойти к решению данной проблемы, я изучила пособие для школьных учителей, психологов, социальных педагогов «Предотвращение издевательств в школе» О.Л. Романова, откуда взяла на заметку следующее: «Поддержка жертв:
убеждение жертв в том, что им не в чем себя винить;
выявление уязвимых учеников;
помощь изолированным детям;
объединение жертв с наиболее сильными и авторитетными детьми во время занятий и продолжение «шефства» на время перемен.
Принципы поведения учителя:
ищите решения, а не проблемы;
передавайте ответственность, а не обвиняйте;
смотрите вперед, а не назад;
концентрируйтесь на изменении поведения, а не личности;
рассматривайте взаимоотношения, а не личность;
разрешайте проблему, а не ищите виновных.
Первый разговор с жертвой: Важно поддержать ребенка, выслушать и убедиться, кто он: невинная жертва или не совсем. Во время первого разговора главная задача учителя- выяснить, что чувствует ребенок в отношении произошедшего. Хотя учителю важно знать, кто принимал участие в издевательствах, не нужно знать все. В большинстве случаев нет необходимости входить в мельчайшие детали.
Беседы с обидчиками: если учитель имеет дело с группой обидчиков, то главная задача- поговорить с каждым в отдельности и дать почувствовать ответственность за происходящее. С этой целью должны обсуждаться личные сомнения каждого обидчика в правильности группового поведения и выход из создавшегося положения. Во время беседы каждый обидчик должен рассмотреть, как себя чувствует жертва, каков его личный вклад в это и как следует изменить поведение. Чтобы исправить ошибку. Полезны несколько последовательных бесед по 10-20 минут с каждым членом группы, начиная с лидера.»
+ приложения
Решение кейса
По данным социометрии видно, что Атарская Елена принадлежит группе отвергнутых; Муллаянов Руслан, Фазлетдинов Рамиль и Мазур Иван – к группе изолированных; Бочкарев Максим- к группе принятых.
Я проводила профилактические беседы с классом о значении дружбы, взаимовыручки, взаимопомощи каждый раз, когда они начинали жаловаться друг на друга на уроке, переменах, когда происходили ссоры в классе. Так же индивидуально беседовала со всеми участниками конфликта.
При проведении таких мероприятий как «День Святого Валентина», «День защитника Отечества» и «День именинника» брала конкурсы, в которых победить можно было только сплотившись. Например, в конкурсе «Болото», нужно было, взявшись за руки, и не отпуская друг друга, пройти болото, состоящее из листков, на которые нужно было наступать. Та команда, которая смогла не размыкая рук пройти по всем листочкам- выигрывает. Или конкурс «Веревочка»: все ученики, кроме одного, встают на длинную скамейку. Оставшийся стоять на полу ученик, должен пройти по скамейке вдоль учеников так, чтобы никто не упал. Если кто-то упадет- все начинается сначала. После того, как он проходит, стоявший первым в ряду делает то же самое и так до тех пор, пока все не пройдут.
Когда возникла проблема, в которой Лену не хотели брать в запись клипа, я серьезно поговорила с режиссером- Пшенниковым Александром. Мы говорили о том, что нельзя пресекать инициативность каждого желающего участвовать в чем- либо, потому что потом у них может возникнуть боязнь инициативы. О том, что он не красиво обошелся с Леной, что он обидел ее и обязательно должен попросить у нее прощения на глазах у тех, кто присутствовал при данном инциденте. К тому же, всегда можно придумать второстепенные роли, например, Лена могла бы быть подругой главной героини. На том и решили. На следующий день, Саша при всех попросил прощения у Лены, и мы начали снимать клип, в котором Елена так же принимала активное участие. На мероприятии, посвященном дню Святого Валентина, мы показали свое творение, которое судя по эмоциям, очень понравилось учащимся, они даже попросили посмотреть его еще раз. После этого Лена стала восприниматься больше, ее стали меньше игнорировать.
Атарская Елена не только инициативная, но и ответственная. После того, как редакционная коллегия не соглашалась нарисовать плакат, объясняя это тем, что у них закончились краски, и они готовятся к соревнованиям, я решила поручить это Лене. Она долго расспрашивала о том, что должно быть нарисовано, как заполнить пустые пространства, что написать, мы все обсудили, нашли картинки, стихи, и на следующий день плакат уже был готов. По-моему, ребятам понравилось, они даже фотографировались возле него.
Результаты теста групповой сплоченности указывают на то, что у класса уровень сплоченности выше среднего. Социометрия выявила неофициального лидера- Юлбарисову Зорему, наблюдая за ней, я не заметила ажиотажа вокруг ее персоны, хотя судя по общению в контакте, многим очень интересно с ней. Классный руководитель утверждает, что лидеров в классе нет, хотя Кривошеев Михаил пользуется уважением всех учеников, социометрия же показывает что он принадлежит группе принятых. Так же в классе присутствуют дети, находящиеся в группе отвергнутых, это Адиев Тимур и Атарская Елена. Тимур очень любит ябедничать и пакостить по поводу и без, скорее всего именно это и отталкивает детей от общения с ним. Татьяна Анатольевна- классный руководитель 7 б класса, считает что только Елена является не воспринимаемым ребенком, и связано это с тем, что у нее своеобразный характер, она сама не идет на контакт с мальчиками и держится особняком. Учитель постоянно проводит беседы с ней.
Диагностика «Фотография класса» показала не только отношения Лены к одноклассникам, но и неофициальные группировки класса, и эмоциональный фон. Следует отметить, что Лена нарисовала не всех одноклассников. На мой вопрос: «Почему ты не нарисовала всех одноклассников?» Она ответила, что нарисовала лишь тех, кого вспомнила. Исследуемая забыла нарисовать: Аскарова Артема, Бикташеву Элину, Исмагилову Эмилию, Пшенникова Александра, Шакирову Индиру и Юлбарисову Зорему. Не нарисовала она так же классного руководителя, обосновывая это тем, что она не думала, что он тоже относится к классу. Если опираться на диагностику отношений в классе, то можно заметить, что Лена написала, что ей приятно проводить свободное время с Эмилией, но она ее не нарисовала на фотографии. Тоже самое с Индирой, Зоремой, Александром П., она хотела бы общаться с ними в школе, но опять таки не вспомнила про них при рисовании фотографии.
У Атарской Елены высокая степень самоагрессии, что говорит о том, что она не находится в мире и согласии с собой, у нее ослаблены механизмы психологической защиты. Это можно проследить и в ее заполнении графы прочее в «данных ученика», она пишет, что она оптимист, но при этом любит находиться в печали. Ее печаль можно проследить и при выполнении теста на определение мотивации успеха и боязни неудачи, который показал, что у нее есть определенная тенденция мотивации на неудачу.
По результатам Исследования поведения в конфликте (Тест К. Томаса) видно, что Елена в конфликтной ситуации использует компромисс, так же ей свойственны сотрудничество и приспособление. Как раз это и наблюдалось в ее поведении, когда ее не хотели брать в съемки клипа.
Рисунок несуществующего животного показал, что у Лены есть склонность обращать на себя внимание окружающих, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевать себе место под солнцем.
Ганеева Адель- очень умная девочка, относится к группе принятых, по собственному желанию, без чьи- либо просьб, еще в 6 классе взяла шефство над Леной, их часто можно видеть идущих вместе домой.
Поговорив с Татьяной Анатольевной, мы решили посадить Лену с Максимом, чтобы усилить шефство над ней, так как Максим пользуется популярностью среди тех, кто обижает Лену. Заранее, это обсудили и с Максимом, чтобы не спровоцировать негативное отношение к этому на уроке.
Я считаю, что если продолжать и дальше доверять Елене различные поручения: подготовка атрибутов к мероприятиям, участие в проведении классных часов, то можно добиться того, что дети начнут полностью ее воспринимать, как одну из них.
Выводы
Практика произвела на меня неизгладимое впечатление, так много нового, интересного узнала я о воспитательной, образовательной и развивающей работе с учениками. Каждый день для меня знаменовался новым знанием. Поначалу сложно было поверить в то, что я смогу найти контакт с детьми и с педагогическим составом, но это оказалось не так сложно.
На мой взгляд, я смогла реализовать цель и задачу практики в том достаточном объеме, который помог мне решить непростую задачу о девочке, которая сама напрашивалась на неприязнь одноклассников.
При прохождении практики я столкнулась с проблемой, вызванной недоступностью моего изложения вопроса. Это особо остро прослеживалось при проведении тестирования и беседы. Придя домой, в этот же день, я начала составлять корректные вопросы для следующей беседы, просматривая уже данные в тестах вопросы. И мне это помогло, просто нужно было прикладывать больше стараний и усилий при подготовке.
Были и положительные моменты, например при составлении психолого- педагогической характеристика на ученика, мне удалось установить контакт с исследуемой мной ученицей так хорошо, что она сама по завершению работы захотела продолжить тестирование, с целью выявления своих качеств. После того, как я проанализировала все тесты, беседы, мы снова встретились и обсудили результаты, составляя план для ее дальнейшего развития как личности.
При диагностике, тестировании обучающихся, возникали проблемы с интерпретацией некоторых результатов, поэтому хотелось бы, чтобы при дальнейшем изучении психологии было больше занятий, на которых мы могли бы проводить рисуночные тесты и выявлять их результаты. На мой взгляд, такие диагностики дают наиболее яркую и четкую картину о человеке, поэтому важно наиболее корректно, правильно интерпретировать результаты.
Рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии: ввести обязательные консультации хотя бы один раз в неделю, с целью быстрого исправления ошибок в поведении и принятии решений студентов при диагностировании и общении с обучающимися.
Я надеюсь, что в следующем году моя педагогическая практика пройдет так же интересно и плодотворно.
Список литературы:
Романов О.Л., Предотвращение издевательств в школе. Пособие для школьных учителей, психологов, социальных педагогов.
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара, 2003.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998.
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
Психологическая практика студентов в школе. Методическое пособие для непсихологических факультетов. – Уфа, 2002.
Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина. в 2 т.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике. – С-Пб., 1998
Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб пособие. – М.-Воронеж, 2004
Немов Р.С. Психология, кн. З. - М.: Просвещение, 1995.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М, Просвещение, 1996.
Рахимов А.З. Психология творчества.- Уфа, 1996.
12
Калягина Ирина Владимировна