12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нина Герасимова42

Слайд 1

«Методы создания проблемной ситуации на уроке»

 

Слайд 2

Луи Паскаль сказал:

Доводы, до которых человек додумался сам,

убеждают больше,

чем те, которые пришли в голову другим


 

Слайд 3

Каковы же требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Слайд 4

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.Слайд 5

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока: и вы видите, что первые 2 пункта касаются постановки проблемы на уроке

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время-сбережение и здоровье-сбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Так давайте рассмотрим эту тему глубже. Прав великий физик Луи де Броль, сказавший, «Удивление – мать открытия». Что в обучении ставит чаще всего ученика в проблемную ситуацию? Это различные элементы – новизна информации, необычность, неожиданность, несоответствие прежним знаниям – являются сильными возбудителями познавательного интереса, которые обостряют эмоциональные и мыслительные процессы. Создавая проблемные ситуации, учитель находит приёмы усиления мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме.

Слайд 6

В классическом науковедении под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания в этом случае истолковывается как последовательный при переходе ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены. Однако греческое слово «ргоbёmа» в буквальном переводе означает «задача», «преграда», «трудность», а не просто вопрос. Поэтому и термин «проблема» в современном языке содержательно шире, чем термин «вопрос».

Как Вы думаете, с чего начинается проблемный урок? (С возникновения проблемной ситуации. При этом ребёнок испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос.) Первое звено творчества – постановка проблемы. Её начало – создание проблемной ситуации.

В педагогической практике существует несколько типов создания проблемной ситуации, но важным условием является то, что на уроках они создаются с нарастанием сложности, то есть от простой к более сложной, иными словами - с постепенным усложнением.

В своих буклетах вы можете изучить приёмы создания проблемных ситуаций.

 

     «Просто «думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Умение решать задачи в большей степени сводится к обучению тому, над чем надо думать в ходе решения». Эти слова П. Гальперина говорят о важности на уроке не простой постановки вопроса, а создания проблемной ситуации.

Практическая часть ( сказать о том, что они дети)

Слайд 7

Скажите, что изображено на этой картинке? (Биг Бэн)

Вот и я говорю, что это символ столицы Великобритании – Биг Бэн, а моя подруга утверждает, что эта башня называется «Елизаветинская». Кто из нас прав?

- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?

Это простой пример создания проблемной ситуации. Хотя ФГОС вошли в наше образование уже 4 года назад, но проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.

Слайд 8

Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

Сегодня мы будем говорить о технологии постановки учебной проблемы.

Слайд 9

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Как вы думаете, какой из методов я использовала при создании проблемной ситуации на уроке о достопримечательностях Лондона?


 


 


 

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Слайд 10

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

создания проблемной ситуации;

побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:

побуждения к формулированию учебной проблемы;

принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Слайд 11

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?».

2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».

3. Развести различные представления учеников можно репликой:

«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

4.При осознании не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

Или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

Если проблема легко решается спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».

Слайд 12

Позвольте мне показать данный метод на примере УМК «Форвард» для 2 класса, под редакцией М.В.Вербицкой.

Урок №16, упр. 10 стр. 13

Ученики читают фразы про себя

Ученики вслух читают вопрос в упражнении:

Какая форма у данных существительных и глаголов – единственного или множественного числа?

- Мы можем ответить на этот вопрос? (Нет)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Образование множ. числа).

- Давайте поставим цель и задачи урока.

Слайд 14

Следующий метод - подводящий к теме диалог

Так вот, второй путь к учебной проблеме заключается ... А хотите са­ми догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.

Слайд 15

Урок №16, упр. 1 стр. 10

- Ребята, мы сегодня с вами начинаем новый раздел №16, давайте посмотрим на поля первой страницы, что там нарисовано? (Цифры и цвета)

- Посмотрите на картинки, что мы там видим? Субботнее утро. Дети – Бен, Том, Дженни и Джил – играют на улице. В этой игре ведущий просит играющих назвать предметы определенного цвета. Надо найти такой предмет, показать его и сказать, какого он цвета. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Слайд 16

Урок №23, упр. 1 стр. 48-49

- Ребята, мы сегодня с вами начинаем новый раздел №23, давайте посмотрим на поля первой страницы, что там нарисовано?(Ножницы, клей, фломастеры и т.д.)

- Давайте обсудим с вами картинки на страницах 48 и 49. Чем заняты ребята?(Делают робота) (Комментарии к слову робот)

- Смотрите, что они сделали из коробок разной величины? (Голову и туловище) А из расчески? (Рот) А из свертков бумаги? (Руки и ноги) и т.д.

- Как вы думаете, что мы будем изучать в этой теме урока? (Части тела).

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель рабо­тал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он пред­ставляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

 

Слайд 17

Таким образом, второй способ постановки учебной пробле­мы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще перво­го. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию. Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.

Слайд 18

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тог­да подведем к теме урока от пройденного материала. А если на­чинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учи­телю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный тра­диционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Урок №15 стр. 4-5

- Ребята, прежде, чем открыть учебники и начать наш урок я хочу, чтобы вы посмотрели видеоролик.

Вы узнали героя мультфильма? О чем была его песня?(О дне рождения)

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?(День рождения)


 

Ребята, какой праздник был у героини фильма Софии? А вы хотели бы узнать, как празднуют день рождения в Великобритании? Кто назовет мне тему сегодняшнего урока?

Слайд 19

Слайд 20

Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.

Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.

Какой из методов подходит для ситуации с Биг Бэном?

Слайд 21

Рефлексия.

- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учиться обучая.

Ах, как я устал от этой суеты. (А я выберу себе вот эту табличку.)

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

Слайд 22

«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!

Слайд 23


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.

О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.

Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.

М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.