Материал для уроков биологии «Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение»
Тема: Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
Цель: познакомить учащихся с отделом Голосеменных растений.
Задачи урока:
Образовательные:
расширить знания о многообразии голосеменных растений;
раскрыть преимущества семенного размножения;
сформировать умения распознавать голосеменные растения;
обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.
Развивающие:
продолжать развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ, решения проблемных задач;
продолжать совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами живой природы;
продолжать использовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения с целью развития мышления учащихся;
продолжать формировать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в паре.
Воспитательные:
продолжать воспитывать толерантность, формировать культуру общения;
продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Обучающиеся знакомятся с особенностями размножения Голосеменных растений, разнообразием функций отдельных органов; учатся выделять существенные признаки, находить сходство и отличие от изученных ранее представителей Папоротникообразных; овладевают умением объяснять значение Голосеменных в природе и жизни человека.
Метапредметные:
Обучающиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов растений, а так же составляют логические эволюционные цепочки, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике.
Личностные:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения и многообразия растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать, обобщать, систематизировать.
УУД
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Оборудование:
ПК, мультимедийное оборудование, живые побеги сосны и ели, янтарь, гербарии голосеменных растений, таблица «Филогенетическое древо растительного мира», картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», комплекты разных представителей голосеменных , карточки для тестирования, пособия на магнитах модель — аппликации «Размножение сосны», линейки, рабочие тетради по биологии, учебник биологии 6 класс (И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова – ФГОС, «Вентана-Граф», 2016 г.)
Тип урока: урок усвоения новых знаний с применением ИКТ
Форма работы урока: парная, индивидуальная, фронтальная, взаимопроверка, репродуктивная, работа с учебником.
Понятия: голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, живица, фитонциды.
Межпредметные связи: экология, география, изобразительное искусство, русский язык.
Конспект урока.
Организация внимания учащихся.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я очень торопилась на встречу с Вами, радуясь и волнуясь одновременно. И еще у меня такое радостное настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и много нового и интересного.
Пусть наша совместная работа на уроке пройдет под девизом: «Жизнь растительного мира интересна и полна, разгадать которую ещё предстоит человеку».
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, давайте на мгновенье перенесемся в лес…. А поможет нам в этом репродукция картины русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого, сюжет которой вам всем знаком с самого детства. Сюжет этой картины был воспроизведен на обертке знаменитых шоколадных конфет, выпускаемых шоколадной фабрикой «Красный Октябрь».
Учитель: Предположите название картины? (открыт слайд репродукции картины «Утро в сосновом лесу», в качестве подсказки дополнительный слайд - конфета мишка косолапый «Красный Октябрь»).
Учащиеся: высказывают мнения относительно названия картины.
Учитель: Перед вами картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Каких представителей растительного мира вы видите на картине?
Учащиеся: Представителей Царства Растения. Мы видим на картине сосны.
Учитель: Как вы думаете, о каких растениях сегодня пойдёт речь на уроке?
Учащиеся: О соснах?
Учитель: Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Сосна обыкновенная в системе классификации растений? (на столах комплекты с систематическими таксонами). Работа индивидуальная. (Время выполнения задания: 1 минута).
Учитель: Давайте обменяемся с Вами мнениями…
Учащиеся: Царство – Растения
Подцарство - Высшие растения
Отдел – ????????
Класс – Хвойные
Семейство – Сосновые
Род – Сосна
Вид – Сосна обыкновенная
Учитель: Что осталось для вас неизвестным? (открыт слайд «Систематическое положение сосны обыкновенной в системе классификации растений»)
Учащиеся: Отдел, к которому относится сосна обыкновенная.
Учитель: Предположите, какое название может иметь Отдел?
Учащиеся: Высказывают мнения (сосновые, игольчатые, вечнозеленые и т.д)
Учитель: Помогает в названии Отдела (Отдел Голосеменные).
Учитель: Предложите тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: Сегодня мы будем изучать Отдел Голосеменные растения?
Учитель: Да. Правильно ребята.
Учитель: Изучение нового Отдела, Класса … в ботанике начинается с ……?
Учащиеся: С общей характеристики (с особенностей строения и жизнедеятельности представителей данного Отдела, Класса, включая особенности размножения). И заканчивается изучение любого Отдела, Класса, либо отдельно взятого организма в биологии со ….?
Учащиеся: …Со значения в природе и жизни человека.
Учитель: Значит сегодня вы …..
Учащиеся: Изучаем общую характеристику отдела Голосеменные (признаки Голосеменных, особенности их размножения и значение Голосеменных растений в природе и в жизни человека.
Учитель: Для освоения темы «Голосеменные. Общая характеристика и значение» необходимо последовательно решить ряд задач:
Расширить возможные причины появления Голосеменных растений на планете.
Раскрыть преимущества семенного размножения.
Сформировать умения распознавать Голосеменные растения по хвое и шишкам.
Расширить знания о многообразии Голосеменных растений на территории России.
Обосновать роль Голосеменных растений в природе и жизни человека.
Учитель:
Открыт слайд – «Древовидные папоротники и Хвойный лес»
« – Погрузимся в удивительный мир живой природы. Каким он был много миллионов лет назад? Давайте представим……. Около 350 млн. лет назад стали вымирать последние представители древовидных папоротников.
- Как Вы думаете, с чем это могло быть связано?
Учащиеся: - Климат менялся.
Учитель: Да, действительно: от жаркого, влажного с высоким содержанием углекислого газа в атмосфере до сухого и холодного. Все это происходило на фоне активного перемещения литосферных плит по поверхности земного шара в Пермском периоде Палеозоя, что привело к активности вулканических процессов, активному горообразованию, понижению уровня океана. (Тропические леса остались лишь у экватора, на остальной территории распространились «Голосеменные».)
Учитель: Для того чтобы понять лексическое значение слово голосеменные вам нужно разобрать это слово по составу (открыт слайд Морфемный разбор слова голосеменные, его схема).
Учащиеся: Слово Голосеменные - образовано при помощи сложения двух основ «гол» и «сем» соединительной гласной о. Слово голосеменные – сложное, слитное.
Учитель: Обратимся к энциклопедическому словарю (зачитывает значение слова из словаря): происхождение термина голосеменные указывает на главную отличительную черту, а именно: семяпочки, а затем и развивающееся из них семена не имеют замкнутого вместилища. Завязь обычно имеет вид просто чешуи, на которой сидит одна или несколько семяпочек.
Русскоязычный термин «Голосеменные» введен известным русским ботаником Андреем Николаевичем Бекетовым. В написанном им учебнике по систематике Бекетов указал, что признаком, положенным в основу этого названия, является особенность расположения семян. Они располагаются на генеративных органах открыто, «голо».
Учитель: - Где расположены семена у представителей Класса Хвойные?
Учащиеся: В шишках.
Учитель: - Подумайте, каким органом растения является шишка? Что это, плод или побег?
Учащиеся: Мнения могут разделиться.
Учитель: - Вспомните, на месте чего образуется плод?
Учащиеся: На месте цветка.
Учитель: Ребята, приходилось ли вам видеть в природе цветущую сосну?
Учащиеся: Нет.
Учитель: - Можно назвать шишку плодом?
Учащиеся: Нет. Потому что плоды формируются только после развития цветков. А у голосеменных таких генеративных органов нет.
Учитель: Верно. Голосеменные растения образуют семена, но не формируют цветков и плодов.
Учитель: - Что такое побег?
Учащиеся: Побег — это стебель с листьями и почками.
Учитель: Шишка - это видоизменённый побег? (открыт слайд Шишка - видоизменный побег с описанием женских и мужских шишек).
Учащиеся: На основе слайда подтверждают.
Учитель: Рассмотрим вопрос о способах размножения Голосеменных. Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет.
Размножение голосеменных растений:
Учитель: У вас на столах имеются карточки с основными периодами размножения сосны обыкновенной. По ходу моего рассказа, ваша задача, отслеживая каждый этап в жизненном цикле сосны обыкновенной и, повторяя за мной, составить схему размножения Голосеменных на примере Сосны обыкновенной.
Сосна — однодомное растение. Ее семена формируются на 12–15м году жизни. В шишках находятся пыльца и семязачатки. Пыльца мужской шишки с помощью ветра попадает на липкую часть женской шишки. На ее чешуйках расположены яйцеклетки.
Л
етом первого года происходит только опыление. Через год спермии по пыльцевой трубке достигают яйцеклетки. Пыльцевая трубка разрывается и происходит оплодотворение. Формируется зигота, потом зародыш. Остатки семязачатка и зародыш формируют семя. Весной на третий год семена созревают. Шишка становится сухой. Она раскрывается, и выпадают зрелые семена. Благодаря наличию пленчатых «крылышек», семя разносится ветром на большие расстояния. На протяжении трех лет длится цикл размножения сосны обыкновенной. У других голосеменных этот процесс происходит на протяжении года.
Учитель: Какие отличительные особенности полового размножения Голосеменных вы выделили?
Какие эволюционные преимущества позволили им выжить в сухом и холодном климате?
Учащиеся: Заслушиваются разные мнения.
Учитель: Давайте зафиксируем отличительные особенности полового размножения Голосеменных в рабочих тетрадях: (открыт слайд «Отличительные особенности полового размножения Голосеменных»)
Независимость полового размножения от воды
Наличие пыльцевой трубки для процесса оплодотворения
Мужские половые клетки-спермии неподвижны
Размножаются многоклеточными семенами
Зародыш находится под покровом оболочек семени
Физкультминутка:
Выполнение серий упражнений «Во дворе стоит сосна»:
Учитель: Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Учащиеся поднимают руки вверх).
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней (Встать на носки, потянуться вверх).
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (Мах поднятыми руками в стороны, вперед-назад).
Ветки гнуться взад-вперед.
Ветер их качает, гнет (Рывки руками перед грудью).
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
Учитель: Самое интересное в нашем предмете - эта работа с живыми (натуральными) объектами. Предлагаю вам выполнить лабораторную работу: «Строение хвои и шишек голосеменных».
(На столах у учащихся таблица, ветки с шишками).
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.
Оборудование: ветки хвойных растений ели обыкновенной и сосны обыкновенной с шишками, линейка.
1.Рассмотрите хвою сосны и ели. Измерьте длину хвои сосны и ели и обратите внимание на окраску. Определите форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу, лежащие на ваших столах.
2.Рассмотрите внешний вид сосновых и еловых шишек. Отметьте их размер, окраску, жёсткость расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.
3.Сделайте выводы:
Лабораторная работа «Строение хвои и шишек голосеменных»
Название растения | Хвоя | Шишка | ||||
длина | окраска | расположение на ветке | размер | форма чешуек | жёсткость чешуек | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Учитель: - Ребята, обратите внимание, хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях. Хвоя лиственницы мягкая. С тонкой кожицей, поэтому она опадает ежегодно. Сосна — неприхотлива к составу почвы и минеральному питанию и не требовательна к влаге, а ель — требовательна к составу почвы и влаголюбива, отсюда следует, что сосна светолюбивая порода ( образует светлые леса - боры), а ель тенелюбивая (образует – тёмно-хвойные леса - ельник).
Название растения | Хвоя | Шишка | ||||
длина | окраска | расположение на ветке | размер | форма чешуек | жёсткость чешуек | |
Сосна обыкновенная | 4-5 см | светло-зелёная | по 2-5 хвоинок вместе | 2-5 см | цилиндрическая | жесткие |
Ель обыкновенная | 2см. | тёмно-зелёная | одиночное, густо покрывают побеги. | больше 5 см. | продолговатая | менее жёсткие |
Учитель: Заслушивание мнений по сделанным учащимися выводам.
Учитель: Общий вывод на слайде.
Вывод: Самое главное их отличие - это внешнее, у сосны шишки округлые с твердыми чешуйками, довольно большие по размеру, у ели - вытянутые, с мягкими чешуйками, светло-коричневого цвета.
Учитель: - Ребята, о чем говорит вам общий вывод по результатам лабораторной работы?
Учащиеся: Заслушиваются мнения учащихся…. Это говорит нам о многообразии среди Голосеменных растений. Отдел – один, а виды – разные.
Учитель: Да, правильно. В отдел Голосеменные растения входят 4 Класса: Хвойные, Саговниковые, Гнетовые, Гинкговые. Вы, выполняя лабораторную работу, сравнили лишь некоторые внешние признаки представителей Класса….?
Учащиеся: Хвойные.
Учитель: Скажите, а вы знаете, как выглядят другие представители отдела голосеменные Класса Хвойные, так широко распространенные по территории нашей страны?
Учащиеся: Высказывают мнения (может первичная информация о лиственнице, можжевельнике, кедре).
Учитель: Откройте учебник (учебник И.Н. Пономаревой § 23 стр.124-125) и, пользуясь текстом учебника, ответьте на вопрос: В чем особенности разных представителей Класса Хвойные Отдела Голосеменные?
(На выполнение задания отводится 3-4 мин).
Учитель: Сейчас вам предстоит описать (дать краткую характеристику) разным представителям Отдела Голосеменные, широко распространенных по территории России (открыт слайд).
Учитель: Изображение, какого представителя отдела Голосеменные вы видите на экране?
Каковы его морфологические особенности?
Учащиеся: Заслушиваются мнения.
Учитель: Каждый организм в мире живой природы имеет своё назначения.
Какова роль голосеменных в природе и жизни человека?
Учащиеся: Заслушиваются мнения.
Учитель: - Ребята, а знаете ли вы, что…:
Все хвойные выделяют особые вещества — фитонциды, которые убивают микробы, поэтому в хвойном лесу чистый воздух. Воздух в таком лесу буквально дезинфицирован. Эфирные смолы, которых много в хвойных растениях, вступают в реакцию с кислородом, образуя озон. Его присутствие сразу ощущается в лесу, где много сосен – дышится легче (всей грудью), успокаивается пульс.
Сжигая древесину ели, получают активированный уголь, используемый в медицине при различных отравлениях.
Древесина лиственницы обладает уникальным свойством: она почти не подвержена гниению, поэтому именно на сваях из лиственницы построены всемирно известные города Венеция и Санкт – Петербург.
Ребята, возможно многие из Вас видели или знаете про украшения из янтаря? (Учитель демонстрирует украшение из янтаря). А знаете ли Вы, что на самом деле янтарь природного происхождения?
Учащиеся: Нет
Учитель: Янтарь - это смолы древних Голосеменных растений — елей, сосен и других. Великий русский учёный М.В. Ломоносов говорил: « Янтарь есть произведение царства Растения».
Учитель: А сейчас, я предлагаю вам самостоятельно поработать с тестом «Особенности Голосеменных», отвечая на представленные вопросы, выделяя всего один верный, на ваш взгляд, ответ. Время выполнения задания: 2-3 минуты.
Учитель: Попрошу Вас обменяться своими работами с товарищем по парте и осуществить проверку работ (открыт слайд с верными ответами и предполагаемой отметкой за его выполнение).
Учитель: Вот и подходит наше виртуальное биологическое путешествие начатое с картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» к завершению. Возвращаясь к девизу урока, хочу спросить Вас: Вы сегодня на уроке смогли разгадать хотя бы 1 маленькую тайну растительного мира?
Учащиеся: Рассуждают.
Домашнее задание:
Учитель: Ребята, предлагаю вашему вниманию на выбор задания разного уровня сложности...
1 уровень (обязательный): параграф учебника № 23, вопросы 1-4 стр.126(устно);
2 уровень сложности: ответить на вопрос «Какой представитель голосеменных и почему является национальной гордостью России?»
3 уровень творческое задание по выбору: составить кроссворд, оформить плакат « В защиту хвойного леса» и написать сочинение — рассуждение на тему: «Чем грозит для человечества исчезновение Голосеменных».
Рефлексия:
сегодня я узнал…
мне было интересно…
мне было трудно…
я приобрел…
я научился…
Подведение итогов урока:
Учитель даёт качественную оценку работы класса в целом и отдельно учащимся.
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!