Занятие по биологии в 6 классе «Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение»

4
0
Материал опубликован 21 August 2022

МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Энвера Ахсарова с.Зильги

Технологическая карта урока


Предмет: биология

Класс: 6

Учитель: Хаблиева Р.Р.

Тема урока: «Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение»

Цель урока: изучить разновидность, особенности строение, жизнедеятельность, значение отдела Моховидные.

Задачи урока:

Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения мхов; познакомится с формами тела мхов; сравнить мхи с водорослями.

Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.

Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Ожидаемый результатформирование представлений о разновидности, особенностях строения, жизнедеятельности, значении мхов.

Предметные результаты: иметь представление о мхах. Знать их многообразие, строение и жизнедеятельность.

Личностные: иметь представление о мхах и их роли в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД :

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД:

Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.

Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Умение воспринимать устную форму информации.

Личностные УУД:

Умение использовать полученные знания на практике.

Формирование потребности в объективной оценке своей работы

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование: изображение бактерий, рисунки форм бактерий, видеоролики о бактериях.

Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический микроклимат в классе.

Формы работы:

Фронтальная

Индивидуальная

В паре

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с эталоном, учебником.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология, 6 класс. – Москва, Издательский центр «Вентана – Граф»

2. Петров В.В. Мир лесных растений. Москва, 1978.

3. Кудряшов Л.В. Ботаника с основами экологии. Москва, 1979.

4. Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. Москва, 1978.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация обучающихся к учебной деятельности

 

Орг.момент

Создание доброжелательной атмосферы на рабочую деятельность

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё предположение.

(Лишайники)

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос по теме «Водоросли»

1.Назовите признаки Низших растений.

2.Почему водоросли имеют разную окраску?
3. На примере хламидомонады рассказать строение, размножение.

4.Охарактеризовать зеленые нитчатые, бурые и красные водоросли, их значение.


Смотрим на слайды и выполняем тестовые задания (слайды 1-5):

На выполнение работы отводится 5 минут! (показать часы)


Задание 1.  Запишите номера правильных суждений.

1. Все растущие в воде растения-водоросли.

2. Водоросли живут не только в воде, но и на суше.

3. Водоросли прикрепляются к субстрату при помощи корней.

4. Тело водорослей называется слоевищем.

5. Способ питания – фотосинтез.




Задание 2В предложенном тексте найдите ошибки:

1. Фотосинтез у водорослей происходит в хлоропластах.

2. Хламидомонада -многоклеточная водоросль

3. Ламинария относится к зеленым водорослям

Задание 3 «Заполните слепой текст»:

Водоросли относятся к _____________ растениям, та как их тело представляет собой ____________. Хламидомонада состоит из одной_____________. Хлорофилл у неё находится в крупной пластиде, которая называется_____________________. Передвигается она в воде при помощи______________.

Задание 4. Найдите «лишнее» слово в списке, объяснить свой выбор:

Улотрикс, Спирогира, Хлорелла, Ламинария, Нителла

Задание 5. Выберите три правильных ответа:

1. Какими особенностями обладают водоросли

1) автотрофные организмы

2) Хлорофилл находится в хроматофоре

3) Все многоклеточные

4) Гетеротрофные организмы

5) Все паразиты

6) Тело представлено слоевищем (талломом)






- На работу отводится 5 минут! (показать часы)

-Сейчас выполним взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями  с соседом по парте и смотри правильные ответы на слайде.

- Теперь оцените работу соседа и поставь оценку.

(Взаимопроверка (слайд №3).

Итог: Ребята которые выполнили задания на  «5» и «4» – вы большие молодцы! А остальным нужно будет еще повторить предыдущую тему.

 

Записывают в тетради число.

Смотрят и слушают инструктаж учителя, выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют взаимопроверку и оценивают работу соседа по парте.



















3. Мотивация учащихся на изучение темы

Целеполагание:

Чтение стихотворения:

Ребята послушайте сейчас стихотворение и постарайтесь ответь на вопрос, который я вам задам.

 

Растет сфагнум на болотах

Торфяным мхом зовясь,

Приютился в тех просторах

Где прижился, где крепясь.


Стебель сфагнума ветвистый

Днем и ночью воду пьет.

Хотя с виду неказистый

Мох пушистый он плетет.


В листьях сфагнума две краски

В крупных клетках белый тон

Мелким, ясно, хлоропласты

Придают зеленый тон.


Клетки мертвые их странно

Тянут воду для живых,

А зеленые спонтанно

Лишь затем пропьют от них.


Сфагнум мох зеленый вьет

Спотыкаясь ветками.

С далека он к нам идет

Размножаясь спорами.


И как мох кукушкин лён

В почве делает навес

Не подарок сфагнум мох:

Заболачивает лес.


И в болотах мы находим

Лодки, доспехи людей.

Жаль, что были они родом

Тех прошедших живых дней.


Это торф лесных пожаров

Живших сотни тысяч лет.

Это уголь шахт забоев

Нам дающих тепло, свет.


Это классные пластмассы

Из животного сырья

И немая на планете

Вновь ожившая страна...
*** 

 

-Кто догадался, какие организмы нам предстоит изучить сегодня на уроке?

Автором стихотворения является наш современник, любитель природы Емишев Анатолий



 

 

Слушают чтение стихотворения.

 

 

 

 

Высказывают свои предположения (Предполагаемые ответы учащиеся: Мхи. Разновидность мхов. Строение мхов. Размножение мхов. Значение в природе. Значение в жизни человека.)

.

 

 

 

Слушают и представляют.

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.Изучение нового материала

План изучения новой темы:

1. Вступление. Мохообразные по своей организации и экологии очень близки водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней.

2. Общая характеристика мхов:

- Около 25 тыс. современных видов.

- Относятся к высшим споровым растениям.

- Места обитания с повышенной влажностью.

- Жизненные формы  -  однолетние и многолетние травянистые растения.

- Имеют стебель и листья.

- Корни отсутствуют, их функцию выполняют нитевидные выросты стебля  - ризоиды.

-  Представлены как однодомными, так и двудомными растениями.

- Выделяют два типа тканей: покровная и проводящие.

- Размножаются спорами.

3. Классификация мхов: выделяют класс печеночники и класс листостебельные.

Печеночники устроены наиболее примитивно, что свидетельствует об их древности. Тело печеночников представлено разветвленным зеленым слоевищем. Среди них в лесах и на берегах водоемов наиболее распространена маршанция. А в аквариумах достаточно часто встречается плавающее растение – риччия.

Листостебельные мхи устроены более сложно и встречаются в лесах гораздо чаще. Одним из самых распространенных в наших лесах является зеленый мох кукушкин лен: многолетние двудомные растения, растут группами; Стебель прямостоящий, неветвящийся; Достигают высоты 15- 40 см.; Является индикатором среды: появление на почве – сигнал о  заболачивании почвы.

Мох сфагнум (белый, торфяной): Растение до 15—20 см.; Стебель ветвящийся, густо покрытым узкими листьями; Бледно зеленый цвет т.к. имеет 2 вида клеток воздухоносные крупные и узкие с хлорофиллом; Стебель взрослого растения ризоидов не имеет; Встречается на болотах.

4. Разбираем строение кукушкина льна  и сфагнума (раздаточный материал – гербарии); учащиеся выполняют лабораторную работу № 8

5. Жизненный цикл мхов. Размножение на примере кукушкина льна.

Показ слайдов и просмотр  анимации «Размножение кукушкина льна».

- Для оплодотворения необходима вода.

- В жизненном цикле чередуются бесполое и половое поколения

 В цикле развития мхов преобладает гаметофит

Гаметофит – листостебельное растение. Спорофит – коробочка на ножке.

Гаметофит – образует гаметы, развивается из споры.

Спорофит –образует споры, развивается из зиготы.

6. Происхождение мхов

Псилофиты - первые наземные растения. Произрастали на мелководье, прикреплялись ризоидами. Стебли достигали в высоту 25 см и были покрыты чешуйчатыми «листьями».

7. 22 вида мхов внесено в Красную книгу.

8. Значение их в природе и жизни человека.

1) Уменьшают скорость процессов гниения в почве

2) Регулируют водный баланс ландшафтов, так как способны удерживать большое количество воды.

3) Приводят к заболачиванию и закисанию почвы.

4) Образуют полезное ископаемое – торф

Проблемные вопросы:

Для чего нужны мхи?

Что такое торф? Как его можно использовать?

(Торф является: 1 – топливо; 2 – удобрение; 3 - сырье для получения древесного спирта, смол, пластмасс)

 

Почему опасны пожары торфяников?
–При разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить?

Ребята, послушайте, какая история произошла в Олонецкой губернии в 1919году. Там во время войны красноармейские части несли большие потери. Изба, которую отвели для раненных, была переполнена , а перевязывать их нечем . С бинтами кое-как вышли из положения, а вату и йод раздобыть негде. Врач Новотельцев вконец измученный, вышел из избы, постоял на крыльце и направился за околицу деревни. Почти сразу за ней тянулось болото, покрытое светлым мхом. Врач долго разглядывал его. «Сфагнум!»-определил Новотельцев. Врачу вспомнилось, как в студенческие годы он разглядывал под микроскопом клетки этого мха. Когда мох намокает специальные водоносные клетки наполняются водой и растение становится зеленоватым. Но как только мох высыхает, в них проникает воздух. Множество таких камер придают растению беловатую окраску. На следующее утро врач отправил санитаров на болото. Собранный мох сначала просушили. Через сутки перевязочный материал был готов. Мох не только заменил вату, но и йод, потому что во мху содержится сфагнол- дезинфицирующее вещество. Так знания врача о мхах и его желание спасти раненных помогли ему выполнить свой долг.



- записывают в тетрадь характерные особенности отдела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- делают схему классификации мхов в тетрадь

 

 

 

 - просмотр слайдов

 

 

 

 

 

 

- рассматривают гербарии мха, оформляют лабораторную работу № 8 стр. 116.

- просмотр – анимации

 

 

 

- записывают определения в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

- работа с учебником

 

 

 

 

 

 

- самостоятельно высказывают предположения

 


5.Физминутка

Физкульминутка

Цель: А теперь мы с вами отдохнем.

Раз присядка, два прыжок

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

Любят долго потянуться.

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

Мы отдохнули, а теперь продолжаем работать.

Выполняют движения.

6.Закрепление

I. Ответить на вопросы:

1) В чём заключается усложнение мхов по сравнению с водорослями?

2) В чем отличия мхов кукушкина льна и сфагнума?

II. Вставить пропущенные слова

Моховидные – очень древние представители… . растений. Тело листостебельных мхов имеет… и …, но ещё не имеет… . Размножаются моховидные половым и … путём. Растут в местах повышенного ….

Что такое торф? Как его можно использовать? Почему опасны пожары торфяников?
– Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить


- устно закрепляют пройденный материа

7.Рефлексия

Скажите ребята, вам понравился урок?

 - у вас остались вопросы по теме?
Перед вами  лежит лист самооценки .Заполните его и сдайте учителю



8.Итоги урока

выводы, обобщения, выставление  и комментарий отметок.


9.Домашнее задание

Изучить § 21 ответить на вопросы.

Подготовить сообщение.



 

 





















































































МБОУ СОШ им.Героя Советского Союза Энвера Ахсарова с.Зильги




Задания по естественно-научной грамотности


Учитель биологии Хаблиева Р.Р.

Задание 1

В текст «Мхи» вставьте пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

МХИ

Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г) — ценного удобрения и топлива.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1.Двудольные растения

2.Низшие растения

3.Коробочка

4.Семенное

5.Споровое

6.Нефти

7.Сфагнум

8.Торф

9. Цветковое

10.Однодольное

11.Риччия

12.Стрючок

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г





Задание 2

Выберите три правильных ответа из шести. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

 

1) образуют половые клетки

2) не имеют тканей

3) имеют ризоиды

4) являются гетеротрофами

5) размножаются спорами

6) не имеют цветка



Задание 3

Мхи —высокоорганизованные растения, в отличии от водорослей они

1) имеют органы и ткани

2) размножаются спорами

3) многоклеточные организмы

4) способны поглощать газы и воду из атмосферы

5) имеют стержневую корневую систему 6) имеют сочные плоды





Задание 4

Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ОСОБЕННОСТИ

1) Мхи

2) Папоротники

А) листостебельное растение в почве закрепляется ризоидами

Б) в цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зелёная нить

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е





Задание 5

Почитайте текст и ответьте на вопрос

Моховидными называют древний класс высших растений, различающихся по своему внешнему строению, месту произрастания и способу размножения. В природе известны более чем 25 тыс. видов этой группы. Эти представители занимают второе место в мире по количеству разновидностей после цветковых. Для быстрого разрастания мхов необходима влажная среда, способствующая осуществлению полового процесса. По этой причине оптимальным местом их обитания служат приземные, наиболее влажные слои атмосферы. Это объясняет их существование на определенной территории растительного покрова Земли.
Моховидным характерно многолетнее произрастание. Их можно распознать по таким отличительным признакам:

Почти все представители данного класса низкорослы, обычно их высота колеблется от 2 мм до 18 см.

Активно растут и размножаются только на влажной почве.

Гаметофит (так называется тело лишайников) состоит из стебля (стеблевидной оси) и листьев (филлоиды).

Чаще всего листья имеют спиральное расположение.

У растения нет сосудов и хорошо развитой механической структуры.

Тело некоторых моховидных имеет листообразное слоевище.

Эти растения не имеют корней, которые часто путают с ризоидами (бесцветными образованиями).

Какая из характеристик относится к мхам?

Мхи обитатели влажных мест и для их размножения необходимым условием является наличие воды.

Мхи однолетние растения. обитатели лугов, их семена расселяются с помощью ветра.

Корневая система мхов внедряется глубоко в почву, благодаря хорошо развитой корневой системы мхи обеспечивают себя минеральными и органическими веществами.что способствует их быстрому произрастанию.

Мхи, как и водоросли являются обитателями водной среды, среди мхов есть как многоклеточные, так и одноклеточные.





Задание 6

Заполните пустые ячейки, вписав соответствующий название растения или его органа





Название

Расположение мужских и женских органов

Наличие ризоидов


Двудомное растение

Имеются

Сфагнум


Нет





Задание 7

Мхи:

 

1) имеют мочковатую корневую систему

2) имеют стержневую корневую систему

3) не имеют корня

4) лишены корневого чехлика



Задание 8

Заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин


Раздел биологии

Предмет изучения

Альгология

Водоросли


Мхи


Задание 9

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Моховидные - высшие семенные растения. 2. Мхи - наиболее примитивные из всех групп высших наземных растений. 3. Моховидные являются группой растительного мира, у которой преобладает бесполое поколение (спорофит). 4. Проводящие элементы ксилемы у мхов представлены трахеидами, а флоэмы - ситовидными клетками. 5. У мхов нет настоящих корней, к почве они прикрепляются ризоидами.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.