Отдел моховидные
Методическая разработка
по теме: Отдел моховидные
Предмет - Биология
Класс - 7
Учебник - Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология: многообразие живых организмов. 7 класс» (Москва, Дрофа, 2012 г)
Цель урока: изучить отдел Моховидные, их среду обитания, размножение; познакомить с особенностями их строения; создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме проверить уровень усвоения учебного материала.
Оборудование: компьютер, световой микроскоп, микропрепарат, гербарный и натуральный материал мхов, терминология, магниты, таблицы «Сфагнум», «Кукушкин лён», коллекция «Торф и продукты его переработки».
Структура и ход урока
Этап урока
Задачи данного этапа | Интерактивное оборудование | Деятельность учителя (в том числе действия с оборудованием) | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | Задача учителя: подвести учащихся к определению задач урока. Задачи для учащихся: понять, что они будут делать на уроке и чему они должны научиться. | Проектор | 1.Приветствует учащихся, проверяет внешнюю готовность учащихся к уроку. 2. Проверяет домашнее задание – признаки высших растений, понятия «спорофит», «гаметофит». 3. Мотивирует к формулировке темы, цели урока, загадывая утверждения о мхах. (Приложение 1). В ходе диалога с учащимися формулируют тему и цель. | 1. Отвечают на приветствие, проверяют организацию рабочего пространства на парте. 2. Называют признаки высших растений, разъясняют понятия «спорофит», «гаметофит». 3. Активно слушают, вступают в диалог, выдвигают версии, формулируют тему и цель. Записывают тему урока в тетрадь. |
Изучение нового материала. | Задача учителя: познакомить со средой обитания и распространения мхов. Раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение Задачи для учащихся: усвоить знаний о моховидных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле. | Проектор | 1. Знакомит с систематикой отдела моховидные: классы печёночники, листостебельные (настоящие). 2. Рассказывает об особенности строения печеночника маршанции – тело гаметофита представлено слоевищем. 3. Переходит к рассказу о настоящих мхах, называя представителей: у зелёных мхов это кукушкин лён, у белых мхов - сфагнум. 4.Предлагает учащимся рассмотреть гербарий белого мха сфагнума и зеленого мха кукушкин лен. | 1. Слушают, записывают систематику в тетрадь, рассматривают иллюстрацию печёночника на стр. 52 учебника и на слайде. 4. Рассматривают гербарий белого мха сфагнума и зеленого мха кукушкин лен. |
Физкультминутка | Задача учителя: организовать кратковременный отдых учащихся, чтобы снять напряжение с мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, органов зрения. Задача для учащихся: повторять действия за героем ролика. | Использование интерактивной доски | Учитель просит учащихся отдохнуть и вместе с героем ролика (смайликом) выполнить различные упражнения. | Учащиеся смотрят и повторяют действия. |
Изучение нового материала. | Задача учителя: познакомить со средой обитания и распространения мхов. Раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение Задачи для учащихся: усвоить знаний о моховидных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле. | Проектор, плакаты, гербарий. | Рассказывает учащимся по плакату «кукушкин лён», натуральному объекту строение мха, называя ткани и органы. Просит учащихся найти органы на гербариях. 2.Задаёт вопрос о причинах низкорослости мхов и их произрастании плотными подушками-дернинами. Связывает эти особенности с особыми потребностями в размножении. 3. Организует работу с терминами «гаметофит», «спорофит», «архегоний», «антеридий», «спорангий». Обобщает особенность мхов – спорофит развивается на гаметофите. Просит учащихся определить на гербариях спорофит и гаметофит, женские и мужские растения. 4. Разъясняет хромосомный набор поколений мха по рисунку в учебнике на стр. 54. 5. Возвращает учеников к вопросу о причинах низкорослости мхов и их произрастании дернинами (необходимость воды для оплодотворения), объясняет, что из-за этих особенностей и развития спорофита на гаметофите мхи являются тупиковой ветвью эволюции растений. 6. Объясняет, что мхи размножаются и бесполым путём частями тела и специальными почками. 7. Организует формулирование проблемы: какие особенности в строении сфагнума позволили ему впитать в себя такое кол-во воды? 8. Предлагает учащимся найти ответ на поставленный вопрос в предложенном тексте (приложение 3) 9. Организует рассматривание гербария сфагнума и диалог (по тексту): - есть ли корни, ризоиды у сфагнума? - где гаметофит, спорофит? - для чего водоносные клетки накапливают воду? - какие условия необходимы для образования торфа? - как использует торф человек? 10. Читает стихотворение «Мхи» (приложение 2). Задаёт вопросы: - Как вы считаете: выражения — «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» и т. д. — это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение? Рассказывает о бактерицидных свойствах сфагнума, его использовании в строительстве, растениеводстве. 11. Предлагает учащимся дополнить материал урока собственными знаниями о значении мхов. | 1. Слушают учителя, вступают в диалог. Рассматривают растения в гербарии. 2. Активно выдвигают версии, слушают, смотрят, рассуждают. 3. Один ученик раскладывает термины на доске на плакат «Кукушкин лён», остальные подсказывают в случае затруднения. Записывают в тетрадь фразу «спорофит развивается на гаметофите». Определяют в гербарии спорофит и гаметофит, женские и мужские растения. 4. Наблюдают разъяснения учителя по схеме в учебнике, вступают в диалог. 5. Предполагают ответ на проблемный вопрос, открывают новые знания о причинах тупика эволюции мхов. 6. Слушают рассказ учителя и рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 54, открывают новые знания. 7. Активно выдвигают версии. 8. Вдумчиво читают текст «Сфагнум». 9. Рассматривая гербарий, возвращаясь к тексту, отвечают на вопросы учителя. Ученик рассказывает домашнее задание о значении торфа для человека. 10. Активизируются на прослушивание стихотворения, анализируют рифмы на основе полученных знаний. Открывают новые знания. 11. Рассказывают о значении мхов |
Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание | Задача учителя: - доступно объяснить задание. Задача для учащихся: - принять информацию. | | Сегодня вы все хорошо поработали. Но без вывода наша работа считается незаконченной, давайте подведем итог урока. О чем вы сегодня узнали? Запишите вывод. Вывод урока: Мхи – наземные растения, имеют стебель и листья, размножаются спорами, оплодотворение зависит от наличия воды. У вас на столе карточки с кружками . Поднимите пожалуйста карточку, которая вам больше подходит. Красный – я был активный на уроке, у меня все получалось. Оранжевый – радостный. Я старался, у меня многое получалось Зелёный – спокойное состояние. У меня были недочеты в работе, но я буду стремиться их исправить. Учитель просит учащихся записать домашнее задание и объясняет его выполнение, стр. 52-56 прочитать На этом мы закончим наш урок. Спасибо всем за внимание! | Дети отвечаю на вопрос и формулируют вывод. Записывают его в тетрадь. Слушаю учителя и поднимают карточки с цветом Записываю домашнее задание, задают вопросы. До свидание |