Отдел моховидные

0
0
Материал опубликован 30 October

Методическая разработка

по теме: Отдел моховидные

Предмет - Биология

Класс - 7

Учебник - Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология: многообразие живых организмов. 7 класс» (Москва, Дрофа, 2012 г)

Цель урока: изучить отдел Моховидные, их среду обитания, размножение; познакомить с особенностями их строения; создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме проверить уровень усвоения учебного материала.

Оборудование: компьютер, световой микроскоп, микропрепарат, гербарный и натуральный материал мхов, терминология, магниты, таблицы «Сфагнум», «Кукушкин лён», коллекция «Торф и продукты его переработки».


Структура и ход урока

​​​​​​​ Этап урока

Задачи данного этапа

Интерактивное оборудование

Деятельность учителя

(в том числе действия

с оборудованием)

Деятельность

учащихся

Организационный момент









Задача учителя: подвести учащихся к определению задач урока.

Задачи для учащихся: понять, что они будут делать на уроке и чему они должны научиться.

Проектор

1.Приветствует учащихся, проверяет внешнюю готовность учащихся к уроку.

2. Проверяет домашнее задание – признаки высших растений, понятия «спорофит», «гаметофит».

3. Мотивирует к формулировке темы, цели урока, загадывая утверждения о мхах. (Приложение 1).

В ходе диалога с учащимися формулируют тему и цель.

1. Отвечают на приветствие, проверяют организацию рабочего пространства на парте.

2. Называют признаки высших растений, разъясняют понятия «спорофит», «гаметофит».

3. Активно слушают, вступают в диалог, выдвигают версии, формулируют тему и цель.

Записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала.

Задача учителя: познакомить со средой обитания и распространения мхов. Раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение

Задачи для учащихся: усвоить знаний о моховидных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле.

Проектор

1. Знакомит с систематикой отдела моховидные: классы печёночники, листостебельные (настоящие).

2. Рассказывает об особенности строения печеночника маршанции – тело гаметофита представлено слоевищем.

3. Переходит к рассказу о настоящих мхах, называя представителей: у зелёных мхов это кукушкин лён, у белых мхов - сфагнум.

4.Предлагает учащимся рассмотреть гербарий белого мха сфагнума и зеленого мха кукушкин лен.

1. Слушают, записывают систематику в тетрадь, рассматривают иллюстрацию печёночника на стр. 52 учебника и на слайде.







4. Рассматривают гербарий белого мха сфагнума и зеленого мха кукушкин лен.

Физкультминутка

Задача учителя: организовать кратковременный отдых учащихся, чтобы снять напряжение с мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, органов зрения.

Задача для учащихся:

повторять действия за героем ролика.

Использование интерактивной доски

Учитель просит учащихся отдохнуть и вместе с героем ролика (смайликом) выполнить различные упражнения.

Учащиеся смотрят и повторяют действия.

Изучение нового материала.

Задача учителя: познакомить со средой обитания и распространения мхов. Раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение

Задачи для учащихся: усвоить знаний о моховидных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле.

Проектор, плакаты, гербарий.

Рассказывает учащимся по плакату «кукушкин лён», натуральному объекту строение мха, называя ткани и органы. Просит учащихся найти органы на гербариях.

2.Задаёт вопрос о причинах низкорослости мхов и их произрастании плотными подушками-дернинами. Связывает эти особенности с особыми потребностями в размножении.

3. Организует работу с терминами «гаметофит», «спорофит», «архегоний», «антеридий», «спорангий».

Обобщает особенность мхов – спорофит развивается на гаметофите. Просит учащихся определить на гербариях спорофит и гаметофит, женские и мужские растения.



4. Разъясняет хромосомный набор поколений мха по рисунку в учебнике на стр. 54.

5. Возвращает учеников к вопросу о причинах низкорослости мхов и их произрастании дернинами (необходимость воды для оплодотворения), объясняет, что из-за этих особенностей и развития спорофита на гаметофите мхи являются тупиковой ветвью эволюции растений.

6. Объясняет, что мхи размножаются и бесполым путём частями тела и специальными почками.

7. Организует формулирование проблемы: какие особенности в строении сфагнума позволили ему впитать в себя такое кол-во воды?

8. Предлагает учащимся найти ответ на поставленный вопрос в предложенном тексте (приложение 3)

9. Организует рассматривание гербария сфагнума и диалог (по тексту):

- есть ли корни, ризоиды у сфагнума?

- где гаметофит, спорофит?

- для чего водоносные клетки накапливают воду?

- какие условия необходимы для образования торфа?

- как использует торф человек?

10. Читает стихотворение «Мхи» (приложение 2). Задаёт вопросы:

- Как вы считаете: выражения — «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» и т. д. — это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение?

Рассказывает о бактерицидных свойствах сфагнума, его использовании в строительстве, растениеводстве.

11. Предлагает учащимся дополнить материал урока собственными знаниями о значении мхов.

1. Слушают учителя, вступают в диалог. Рассматривают растения в гербарии.



2. Активно выдвигают версии, слушают, смотрят, рассуждают.





3. Один ученик раскладывает термины на доске на плакат «Кукушкин лён», остальные подсказывают в случае затруднения. Записывают в тетрадь фразу «спорофит развивается на гаметофите». Определяют в гербарии спорофит и гаметофит, женские и мужские растения.


4. Наблюдают разъяснения учителя по схеме в учебнике, вступают в диалог.

5. Предполагают ответ на проблемный вопрос, открывают новые знания о причинах тупика эволюции мхов.





6. Слушают рассказ учителя и рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 54, открывают новые знания.

7. Активно выдвигают версии.



8. Вдумчиво читают текст «Сфагнум».


9. Рассматривая гербарий, возвращаясь к тексту, отвечают на вопросы учителя. Ученик рассказывает домашнее задание о значении торфа для человека.





10. Активизируются на прослушивание стихотворения, анализируют рифмы на основе полученных знаний. Открывают новые знания.







11. Рассказывают о значении мхов



Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание

Задача учителя: - доступно объяснить задание.

Задача для учащихся:

- принять информацию.


Сегодня вы все хорошо поработали. Но без вывода наша работа считается незаконченной, давайте подведем итог урока. О чем вы сегодня узнали? Запишите вывод.

Вывод урока:

Мхи – наземные растения, имеют стебель и листья, размножаются спорами, оплодотворение зависит от наличия воды.

У вас на столе карточки с кружками . Поднимите пожалуйста карточку, которая вам больше подходит.


Красный – я был активный на уроке, у меня все получалось.


Оранжевый – радостный. Я старался, у меня многое получалось


Зелёный – спокойное состояние. У меня были недочеты в работе, но я буду стремиться их исправить.

Учитель просит учащихся записать домашнее задание и объясняет его выполнение, стр. 52-56 прочитать


На этом мы закончим наш урок. Спасибо всем за внимание!

Дети отвечаю на вопрос и формулируют вывод. Записывают его в тетрадь.








Слушаю учителя и поднимают карточки с цветом












Записываю домашнее задание, задают вопросы.



До свидание


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.