Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Отдел Моховидные»
Технологическая карта урока (технология модульного обучения)
в 7 классе по теме «Отдел Моховидные»
Подготовила
Худойкина Людмила Александровна
учитель биологии высшей категории
МБОУ "Комсомольская СОШ №1"
Чамзинский муниципальный район
Республика Мордовия
2017 г
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технологическая карта урока (технология модульного обучения)
в 7 классе по теме «Отдел Моховидные»
Учебные элементы |
Дидактические цели |
Руководство по усвоению учебного содержания |
|||||||||||||||||||||
УЭ0 |
Комплексная дидактическая цель: усвоить знания о моховидных как отделе царства «Растения», особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности (на примере кукушкина льна и сфагнума), роли в природе и значении для человека; умения описывать внешнее строение и внутренне строение изученных представителей моховидных, объяснять связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности. |
Требования к уровню обученности: Знать: общие признаки моховидных как представителей царства «Растения», особенности внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности на конкретных примерах, роль моховидных в природе, значение в различных сферах деятельности человека. Уметь: называть типичных представителей моховидных, характеризовать их по внешнему и внутреннему строению и особенностям жизнедеятельности, различать разные виды по иллюстративному материалу, объяснять связь связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности. Владеть: биологической терминологией, связанной с отделом моховидных. |
|||||||||||||||||||||
УЭ1 УЭ2 |
Дидактическая цель: усвоить знаний о моховидных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле. Задание1 Рассмотрите на иллюстративном материале представителей отдела Моховидные. Найдите признаки, характеризующие их как представителей высших растений. Задание2 Работая с текстом учебника с.52, объясните происхождение моховидных. Задание 3 Работая с дополнительной справочной литературой, атласами- определителями, Красной книгой РМ изучите многообразие моховидных и их среду обитания. Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы дали неполные ответы на 1 задание и неправильно сделали общий вывод о среде обитания мхов - поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить все задания, снова прочитайте текст учебника, подготовьте сообщение «Общая характеристика Моховидных». Дидактическая цель: усвоить знаний об анатомо-морфологических характеристиках моховидных.
Задание 1 Изучите внешнее строение мхов на примере кукушкина льна и сфагнума. Задание 2 Найдите черты сходства и отличия кукушкина льна и сфагнума Задание2. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения моховидных (на примере кукушкина льна и сфагнума). |
Устно ответьте на вопросы: Что характерно для высших растений? Чем они отличаются от низших? Какие прогрессивные изменения произошли у растений в ходе эволюции? Работая с тестом учебника, выпишите гипотезу происхождения моховидных, кратко законспектируйте ответ. Кратко запишите общее число видов моховидных на планете, отметьте некоторые виды мхов, занесенных в Красную книгу РМ. Сделайте общий вывод о среде обитания моховидных. Лабораторная работа «Строение мхов». Рассмотрите гербарные образцы растений кукушкин лен, сфагнум, изучите рисунок в учебнике на с. 52-53. Зарисуйте в рабочих тетрадях внешнее строение мха кукушкин лен, подпишите органы мхов Заполните сравнительную текстовую таблицу»Сравнение мхов»
Зарисуйте особенности внутреннего строения листа сфагнума, сделайте рисунки, подпишите их. В рабочих тетрадях сделайте общий вывод о строении моховидных. |
|||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 2 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы во втором задании при заполнении текстовой таблицы допустили 2 ошибки- поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить оба задания, обратитесь к тексту учебника и устно ответьте на вопросы учителя. |
|||||||||||||||||||||||
УЭ3 3 |
Дидактическая цель: объяснить особенности жизнедеятельности мхов, выявить характерные особенности организации полового поколения - гаметофита и бесполого поколения — спорофита, роль в природе и значение для человека. Задание 1. Объясните жизненный цикл мхов, работая со схемой учебника с.54 Задание 2. Выясните роль воды в процессе оплодотворения у моховидных. Задание 3. Используя дополнительные источники информации, объясните экологическую роль мхов и значение мхов в образовании торфа. |
Кратко запишите в рабочих тетрадях определение «гаметофит» и «спорофит». Зарисуйте в рабочих тетрадях схему жизненного цикла мха кукушкин лен. Выскажите ваше суждение о том, что является ограничивающим фактором для мхов? Письменно ответьте на вопрос: «Какую роль играют моховидные в формировании экосистем» Объясните устно: Почему мох сфагнум может впитать воды в 20-25 раз больше собственной массы? Почему во время Великой Отечественной войны партизаны в лесах часто вместо бинтов использовали сфагнум в качестве перевязочного материала? Если человек заблудился в лесу или на болоте, как он может утолить жажду? |
|||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили значительные ошибки во всех трех заданиях , поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, подготовьте , работая с учебником объяснение схемы жизненного цикла кукушкина льна. |
|||||||||||||||||||||||
УЭ 4 |
Дидактическая цель: характеризовать морфологическую структуру моховидных. Задание 1 Соберите на магнитной доске из имеющегося материала на столе растение кукушкин лен. Задание 2. Соотнесите ткани мха кукушкин лен с выполняемыми функциями функциями. |
Зарисовать в рабочей тетради гаметофит и спорофит мха кукушкин лен, цифрами обозначить и надписать органы. 2) Заполните текстовую таблицу:
|
|||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы при выполнении 1 задания допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки при составлении схемы задания №2 и неправильно ответили на задание №3, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , найдите необходимую информацию об анатомо- морфологических и физиологических особенностях мхов в интернет -источниках. |
|||||||||||||||||||||||
УЭ 5 |
Дидактическая цель: применить демонстрационный и раздаточный материал для закрепления знаний по теме «Моховидные». Задание 1. Сравните в таблице внешнее строение спирогиры и мха кукушкин лен. Задание2_ Подпишите органы гаметофита и спорофита мха кукушкин лен, на рисунках карточки. Задание 3 Соберите схему жизненного цикла мха кукушкин лен с помощью рельефных моделей. _____________________________ |
Заполните текстовую таблицу:
Собрать схему полового размножения моховидных. Записать вывод о значении и особенностях полового размножения в жизни моховидных . |
|||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы правильно выполнили 4 задания , поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 3 задания- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки в заданиях 2,3,4и при составлении схемы задания №1 поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , используйте текст учебника |
|||||||||||||||||||||||
УЭ 6 |
Дидактическая цель: обобщить знания об анатомо-морфологических и физиологических характеристиках отдела «Моховидные».
Задание 1. Установите соответствие нумерованных и обозначенных буквами суждений. _________________________ Задание 2 Выберите 3 правильных ответа |
_ 1) Установите соответствие и занести ответы в таблицу 1). слоевище 2) лист 3)светочувствительный глазок (стигма) 4. стебель 5.чашевидный хлоропласт (хроматофор) А) ВОДОРОСЛИ Б) МОХОВИДНЫЕ Занести ответы в таблицу
2) Моховидные в отличие от водорослей (ответ записать в алфавитном порядке) А) Имеют вегетативные органы Б) Являются автотрофами по способу питания В) Преобладание гаметофита над спорофитом Г). Выделяют в окружающую среду кислород. Д) Имеют ризоиды и таллом Е) Для оплодотворения необходима вода Ответ:_________________ |
|||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили оба задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили 2 ошибки при заполнении таблицы задания №1, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , повторите необходимый материал учебника о моховидных и водорослях. Ключи ответа: 1.
А,Б,Е. |
|||||||||||||||||||||||
УЭ7 |
Дидактическая цель: выявить уровень усвоенности материала учащимися по теме «Отдел Моховидные» Задание 1 Выполните тестовые задания. Задание 2. Оцените значение моховидных в природе и жизни человека |
Часть 1 Выполнить работу с тестами . Тело Моховидных: 6. Моховидные можно считать боковой ветвью эволюции, потому что: 7. Моховидные – это: ЧАСТЬ 2. Часть 2 В1 Гаметофит в жизни мхов является генерацией , которая ( выбрать один верный ответ): а) создает гаметы в течение мейоза; б) возникает из гамет; в) возникает как результат комбинации гаметангиев; г) образована клетками с гаплоидным числом хромосом. В2 Моховидные в отличии от водорослей: (ответ записать в алфавитном порядке) а) многолетние листостебельные растения; б) являются продуцентами; в) размножаются спорами, некоторым свойственно и вегетативное размножение; г) выделяют в окружающую среду кислород. д) имеют органы; е) наличие тканей. Ответ:_________________ Письменно ответьте на вопросы: 1. В чем заключается экологическая роль мхов? 2. Какова сфера использования мха ? 3. Как образуется торф и где он используется человеком? 4. Можно ли предотвратить возгорание торфа и как? |
|||||||||||||||||||||
Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента: Проверьте ответы по ключам: Часть 1 1а),2а),3в),4б), 5а), 6г), 7г), 8г), 9г), 10б), 11в). Часть 2 В1-г); В2-АВДЕ если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили задания в вариантах А и В- поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки при выборе ответов В1, В2 и не приступали к выполнению заданий части С, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями , изучите материал повторно и ответьте на вопросы в конце темы. 1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. 2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. 3. Я понял (а) материал частично. 4. Я ничего не понял (а). |