Конспект урока биологии на тему «Строение и функции головного мозга» (8 класс)
Тема: Строение и функции головного мозга.
Цели урока:
Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.
Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Осознание неполноты знаний, проявление интереса к новом знаниям.
Установление связи между целью деятельности и её результатом.
Предметные
Учащиеся имеют представление о головном мозге, его строении, функции.
Сопоставляют и выделяют главное, умеют распознавать на наглядном материале отделы головного мозга.
Метапредметные
- регулятивные
Определять цели и задачи урока
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
- познавательные
Работать с информационными текстами;
Сравнивать , анализировать, выделять главное
- коммуникативные
Обсуждать информацию в группе
Слушать товарищей, обосновывать и высказывать своё мнение.
Оборудование: таблица «Головной мозг»
Ход урока
Организационный момент и повторение ранее изученного материала.
П. Актуализация опорных знаний
1. Подумайте и сопоставьте два факта: у лягушки с удаленным головным мозгом некоторое время сохраняются спинномозговые рефлексы (на раздражения реагируют согласованно все конечности), а у млекопитающих животных при полном поражении головного мозга наступает смерть.
— Объясните, почему. В каком направлении шла эволюция нервной системы позвоночных животных?
(В направлении повышения управляющей, регулятивной роли головного мозга.)
2. Проанализируйте данные о нервной системе.
1. Количество крови, протекающей через 100 г массы:
головного мозга человека, составляет 136 см3 в 1 мм,
желудка - 21 см3 в 1 мм,
скелетных мышц - 12-17 см3 в 1 мм.
2. Вода составляет 84 % массы головного мозга человека и 65 % массы всего тела.
3. Мозг потребляет кислорода в 15—20 раз больше, чем мышцы.
- Сравните эти данные и объясните, почему снабжение кровью, и кислородом головного мозга и содержание воды в нем значительно выше, чем в других органах человека.
III. Изучение новой темы
1. Строение черепной коробки и оболочек мозга; значение черепно-мозговой
жидкости, артерий, питающих мозг
Название оболочки | Расположение , особенности строения | Функция |
Твердая | Выстилает внутреннюю поверхность черепа. Содержит большое количество кровеносных сосудов. В отличие от мягкой, твердая оболочка обладает болевой чувствительностью. | -Защитная функция- ТМО является самой плотной структурой среди существующих оградительных пластов; - обеспечение отвода крови из сосудов головы и соответственно циркуляции крови; - обеспечение амортизирующего эффекта, благодаря циркуляции ликвора. |
Паутинная | Средняя оболочка. Образована тонкими тяжами соединительной ткани (имеет вид тонкой паутины, образованной соединительной тканью, содержит большое количество фибробластов. От паутинной оболочки отходят множественные нитевидные ветвящиеся тяжи, которые вплетаются в мягкую мозговую оболочку, а с другой стороны — выросты, соединяющиеся с твердой оболочкой). | Амортизация (внутри нее мозг как бы «подвешен» в черепной коробке) Поддержаие биохимического состава и регуляция давления ликвора (способствует оттоку ликвора в сосуды твердой оболочки). |
Мягкая сосудистая | Состоит из двух пластинок, между которыми располагаются мозговые артерии и вены. Эта оболочка сращена с тканью мозга | Питание головного мозга: принимает участие в образовании сосудистых сплетений желудочков головного мозга, продуцирующих спинномозговую жидкость (ликвор). |
Большое значение для работы мозга имеет обильное снабжение его кровью, которая приносит кислород и питательные вещества. Ухудшение кровоснабжения приводит к значительным нарушениям в работе мозга и даже ослаблению психических функций. У человека страдает память, снижается работоспособность.
При избыточном или нерациональном питании, при курении в стенках кровеносных сосудов наступают изменения. Они теряют эластичность, становятся хрупкими по причине отложения солей в стенках сосудов мозга, их просвет становится узким. Вследствие этого в них повышается давление. Резкие приступы, связанные с повышением артериального давления, могут привести к осложнениям. Наиболее грозным из них является инсульт. Инсульт иногда называют мозговым ударом. При инсульте кровообращение в мозге резко нарушается, у человека появляется сильная головная боль, рвота, расстройство сознания, потеря речи и чувствительности, могут быть параличи.
Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Первое место среди черепно-мозговых травм занимает сотрясение, второе — ушиб мозга.
При сотрясении мозга имеют место отек, приводящий к сдавлению век и ослаблению венозного оттока, оттока цереброспинальной жидкости и повышению внутричерепного давления. При ушибе на фоне общемозговых симптомов (кома, головная боль, головокружение, тошнота, рвота и др.), характерных для сотрясения головного мозга, возникают симптомы поражения определенной части мозга.
Ткань мозга поражается в области непосредственного воздействия травмирующего фактора. Может возникнуть даже такая тяжелая степень повреждения, как размозжение мозговой ткани.
- Какие практические выводы можно сделать из этих фактов? Мы знаем, что подростки стремятся к экстремальным видам спорта, для большинства которых требуется асфальтовое покрытие. Скейтборд, роликовые коньки, вело- и мотоспорт — все они чреваты падением и тяжелыми травмами. Поэтому существует настоятельное и разумное требование заниматься ими в специальных шлемах и, конечно, под контролем взрослых.
2. Дифференциация понятий о сером и белом веществах мозга, коре и ядрах головного мозга, нервных проводящих путях мозга и нервах. Демонстрация этих образований.
3. Изучение продолговатого мозга, сравнение его со спинным мозгом.
Таблица. Строение и функции головного мозга
Отдел мозга | Местоположение и особенности строения | Функция | Рефлексы головного мозга |
Продолговатый | Продолжение спинного мозга; 1 = 28 мм. Max. ширина - 24 мм.; серое вещество среди белого в виде отдельных ядер(они выполняют рефлекторную функцию, импульсы рефлексов проходят по ЧМН) Ядра ЧМН: XII - подъязычный XI - добавочный X - блуждающий IX - языкоглоточный | Проводниковая - связь СМ и ГМ. Рефлекторная: пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания - защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота регуляция деятельности ДС, ССС, ПС. «Жизненный узел» | Рефлексы слюноотделения, жевания, сосания, глотания, рвоты, чихания, моргания, кашля, вдох и выдох |
Черепномозговые нервы:
Нерв | Путь | функция |
IX - языкоглоточный | От глотки и вкусовых сосочков языка к головному мозгу; от головного мозга к мышцам глотки и слюнным железам | Чувствительность глотки, ощущение вкуса; глотательные движения, слюноотделение |
X - блуждающий | От глотки, гортани и органов грудной и брюшной полостей к головному мозгу; от головного мозга к мышцам глотки и органам грудной и брюшной полостей | Чувствительность глотки, гортани, органов грудной и брюшной полостей; глотание, голосообразование, замедление сердцебиения, усиление перистальтики |
XI - добавочный | От головного мозга к определенным плечевым и шейным мышцам | Движения плечами; повороты головы |
XII - подъязычный | От головного мозга к мышцам языка | Движения языка |
Безусловные рефлексы спинного мозга (например, коленный рефлекс) и таковые продолговатого мозга (глотательный рефлекс при раздражении корня языка) функционально сходны. Они возникают непроизвольно только при раздражении соответствующих рецепторов (работа со схемами рефлекторных дуг этих рефлексов).
Задание | Опыт. | Наблюдаемый результат. Вывод |
Задание 1. Докажите, что глотательный рефлекс (безусловный рефлекс продолговатого мозга) не может осуществляться без раздражения корня языка, который является рефлексогенной зоной этого рефлекса. | Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений. | При отсутствии слюны (раздражителя) сделать глотательное движение невозможно. При раздражении рецепторов корня языка акт глотания происходит непроизвольно |
4. Изучение строения и функций Варолиева Моста и мозжечка.
Продолжение таблицы «Строение и функции головного мозга»
Отдел мозга | Местоположение и особенности строения | Функция | Рефлексы головного мозга |
Варолиев Мост | Лежит выше продолговатого мозга. Это утолщенный валик с поперечно расположенными волокнами, которые образуют его белое вещество. Между волокнами расположены скопления серого вещества - ядра моста. Продолжаясь до мозжечка, нервные волокна образуют его средние ножки. Ядра ЧМН: VIII - слуховой VII - лицевой VI – отводящий V - тройничный | Функции Варолиева моста: передача информации из спинного мозга в отделы головного мозга; сознательный контроль за движениями тела; восприятие положения тела в пространстве; чувствительность языковых сосочков, кожи лица, слизистой носа, конъюнктив глаз; мимика; акт принятия пищи. | |
ЧМН:
Нерв | Путь | функция |
V - тройничный | От кожи головы, слизистых оболочек и зубов к головному мозгу; от головного мозга к жевательным мышцам | Чувствительность лица, скальпа и зубов; жевательные движения |
VI – отводящий | От головного мозга к наружным мышцам глаз | Поворот глаз кнаружи |
VII - лицевой | От вкусовых сосочков языка к головному мозгу; от головного мозга к мышцам лица | Ощущение вкуса; движения мимической мускулатуры |
VIII – слуховой (Преддверно-улитковый нерв) | От уха к головному мозгу | Слух; чувство равновесия |
Продолжение таблицы «Строение и функции головного мозга»
Отдел мозга | Местоположение и особенности строения | Функция | Рефлексы головного мозга |
Мозжечок | Расположен позади продолговатого; имеет два полушария и кору из серого вещества; поверхность с бороздами; внутри белое вещество (осуществляет связь между разными частями самого мозжечка, а также с другими отделами мозга- КБШ) с ядрами серого | Осуществляет координацию движений: - регуляция позы тела и поддержание мышечного тонуса; - координация медленных произвольных движений с позой всего тела (ходьба, плавание); - обеспечение точности быстрых произвольных движений (письмо). Затормаживает движения, возникающие по инерции | Двигательные рефлексы координирующие работу мышц |
Двусторонние связи мозжечка и коры больших полушарий дают возможность ему оказывать влияние на произвольные движения. Большие полушария через мозжечок регулируют тонус скелетных мышц и координируют их сокращения. У человека при нарушении или выпадении функций мозжечка нарушается регуляция мышечного тонуса: движения ног и рук резкие, некоординированные, походка шаткая, напоминающая походку пьяного.
Задание | Опыт. | Наблюдаемый результат. Вывод |
Задание 2. Пронаблюдайте координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы. | По команде учащиеся закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. | Он контролирует порядок, очередность работы нервных центров спинного мозга, управляющих мышцами. Каждая мышца вовремя включилась в работу и вовремя из нее вышла. Мозжечок вносит в каждый момент двигательного акта необходимые поправки, обеспечивая точность, ловкость и координированность движений. |
Задание 3. Пронаблюдайте, как устраняются движения, возникающие в силу инерции, благодаря функциям мозжечка. | Учитель захватывает руку испытуемого, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Тогда когда ученик будет выполнять это действие с достаточным усилием, учитель неожиданно отпускает его руку, с тем чтобы она двигалась по инерции. | Ученик делает небольшой рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается. Мозжечок затормаживает движения по инерции . |
5. Работа среднего мозга
Продолжение таблицы «Строение и функции головного мозга»
Отдел мозга | Местоположение и особенности строения | Функция | Рефлексы головного мозга |
3. Средний мозг | Расположен между промежуточным мозгом (кпереди), мостом и мозжечком (кзади); Четверохолмие (скопление серого вещества в виде ядер): 2 (передних) зрительных холмика (бугра)— центры ориентировочных рефлексов на зрительные раздражители; 2 (задних )слуховых холмика (бугра) — центры ориентировочных рефлексов на звуковые раздражители. Ножки мозга (проводящие пути, связывающие полушария переднего мозга) Ядра ЧМН: III - глазодвигательный IV -блоковой | Соединяет задний мозг с промежуточным. Сенсорная функция: проведение зрительной и слуховой информации; ориентировочные рефлексы; Проводниковая функция: через него проходят все восходящие пути к вышележащим таламусу, большим полушариям и мозжечку. Нисходящие пути идут через средний мозг к продолговатому и спинному мозгу; Двигательная функция: например движение глазных яблок. управляет разнообразными бессознательными движениями, регуляция мышечного тонуса (напряжения)и позы тела. Идущие от ядер импульсы обеспечивают соотношение тонуса мышц сгибателей и разгибателей | - Тонические рефлексы, сохраняющие устойчивость тела - Ориентировочный рефлекс на свет и звук: движение глаз, поворот головы, настораживание. |
ЧМН:
Нерв | Путь | функция |
IV -блоковой | От головного мозга к наружным мышцам глаз | Движения глаз |
III - глазодвигательный | От головного мозга к мышцам глаз | Движения глаз |
Изучение рефлексов среднего мозга
Задание | Опыт. | Наблюдаемый результат. Вывод |
Задание 4. Пронаблюдайте рефлексы среднего мозга: а) рефлексы, поддерживающие равновесие тела (сохраняющие устойчивость); | Испытуемый принимает позу Ромберга: одна ступня касается носком пятки другой ступни, расположенной впереди (ступни должны быть на одной прямой - одна спереди, другая сзади). Руки сложены в замок, локти сближены. Предупреждение: при потере равновесия переставлять ноги нельзя. | Сначала испытуемый стоит неподвижно, затем начинается покачивание, позднее возникают значительные отклонения туловища от положения неустойчивого равновесия. Для его компенсации ученик вынужден балансировать руками и отставлять в сторону ногу, при этом нарушая инструкцию. Сложность этого рефлекса выше по сравнению с рефлексами продолговатого мозга. Рефлекторная реакция вызывается любым отклонением, а конечный эффект может быть достигнут совершенно разными движениями. |
б) Ориентировочный рефлекс. Задание 5. Доказать, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движении к этому раздражителю. | Учитель для эксперимента использует любой раздражитель - слуховой, зрительный или тактильный. Важно, чтобы раздражитель был новый. При повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Экспериментатор (учитель) дает небольшие задания испытуемым (предлагает прочитать небольшой текст). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. | В момент стука большинство учеников прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука. |
Ориентировочный рефлекс - рефлекс, возникающий на любое неожиданное изменение обстановки, появление новых раздражителей. Рефлекторный ответ заключается в настораживании, повороте головы и глаз по направлению к новому объекту, прислушивании. Ориентировочный рефлекс имеет большое приспособительное значение, он позволяет быстро заметить и оценить изменения, происходящие во внешней среде.
IV. Закрепление изученного материала
V. Рефлексия.Домашнее задание
Черепномозговые нервы
Нерв | Путь | функция |
I. Обонятельный | От носа к головному мозгу | Ощущение запаха |
II. Зрительный | От глаза к головному мозгу | Зрение |
III - глазодвигательный | От головного мозга к мышцам глаз | Движения глаз |
IV -блоковой | От головного мозга к наружным мышцам глаз | Движения глаз |
V - тройничный | От кожи головы, слизистых оболочек и зубов к головному мозгу; от головного мозга к жевательным мышцам | Чувствительность лица, скальпа и зубов; жевательные движения |
VI – отводящий | От головного мозга к наружным мышцам глаз | Поворот глаз кнаружи |
VII - лицевой | От вкусовых сосочков языка к головному мозгу; от головного мозга к мышцам лица | Ощущение вкуса; движения мимической мускулатуры |
VIII – слуховой (Преддверно-улитковый нерв) | От уха к головному мозгу | Слух; чувство равновесия |
IX - языкоглоточный | От глотки и вкусовых сосочков языка к головному мозгу; от головного мозга к мышцам глотки и слюнным железам | Чувствительность глотки, ощущение вкуса; глотательные движения, слюноотделение |
X - блуждающий | От глотки, гортани и органов грудной и брюшной полостей к головному мозгу; от головного мозга к мышцам глотки и органам грудной и брюшной полостей | Чувствительность глотки, гортани, органов грудной и брюшной полостей; глотание, голосообразование, замедление сердцебиения, усиление перистальтики |
XI - добавочный | От головного мозга к определенным плечевым и шейным мышцам | Движения плечами; повороты головы |
XII - подъязычный | От головного мозга к мышцам языка | Движения языка |
| Варолиев мост и мозжечок |
Топография среднего мозга |
|
|
|
Топография среднего мозга |
|