12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чередник И.З.19


Тема: Строение и функции головного мозга.

Цели урока:

Образовательная: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Осознание неполноты знаний, проявление интереса к новом знаниям.

Установление связи между целью деятельности и её результатом.

Предметные

 Учащиеся имеют представление о головном мозге, его  строении,  функции.

Сопоставляют и выделяют главное,  умеют  распознавать на наглядном материале отделы головного мозга.

Метапредметные 

- регулятивные

 Определять цели и задачи урока

 Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

- познавательные

Работать с информационными текстами;

Сравнивать , анализировать, выделять главное

- коммуникативные

Обсуждать информацию в группе

Слушать товарищей, обосновывать и высказывать своё мнение.

 Оборудование: таблица «Головной мозг»

Ход урока

Организационный момент и повторение ранее изученного материала.

П. Актуализация опорных знаний

1. Подумайте и сопоставьте два факта: у лягушки с удаленным головным мозгом некоторое время сохраняются спинномозговые рефлексы (на раздражения реагиру­ют согласованно все конечности), а у млекопитающих животных при полном пора­жении головного мозга наступает смерть.

Объясните, почему. В каком направлении шла эволюция нервной системы позвоночных животных?

(В направлении повышения управляющей, регулятивной роли головного мозга.)

2. Проанализируйте данные о нервной системе.

1. Количество крови, протекающей через 100 г массы:

головного мозга человека, составляет 136 см3 в 1 мм,

желудка - 21 см3 в 1 мм,

скелетных мышц - 12-17 см3 в 1 мм.

2. Вода составляет 84 % массы головного мозга человека и 65 % массы всего тела.

3. Мозг потребляет кислорода в 15—20 раз больше, чем мышцы.

- Сравните эти данные и объясните, почему снабжение кровью, и кислородом головного мозга и содержание воды в нем значительно выше, чем в других органах человека.










III. Изучение новой темы

1. Строение черепной коробки и оболочек мозга; значение черепно-мозговой

жидкости, артерий, питающих мозг


Название оболочки

Расположение , особенности строения

Функция

Твердая

Выстилает внутреннюю поверхность черепа. Содержит большое количество кровеносных сосудов. В отличие от мягкой, твердая оболочка обладает болевой чувствительностью.

-Защитная функция- ТМО является самой плотной структурой среди существующих оградительных пластов;

- обеспечение отвода крови из сосудов головы и соответственно циркуляции крови;

- обеспечение амортизирующего эффекта, благодаря циркуляции ликвора.

Паутинная

Средняя оболочка. Образована тонкими тяжами соединительной ткани (имеет вид тонкой паутины, образованной соединительной тканью, содержит большое количество фибробластов. От паутинной оболочки отходят множественные нитевидные ветвящиеся тяжи, которые вплетаются в мягкую мозговую оболочку, а с другой стороны — выросты, соединяющиеся с твердой оболочкой).

Амортизация (внутри нее мозг как бы «подвешен» в черепной коробке)

Поддержаие биохимического состава и регуляция давления ликвора (способствует оттоку ликвора в сосуды твердой оболочки).

Мягкая сосудистая

Состоит из двух пластинок, между которыми располагаются мозговые артерии и вены. Эта оболочка сращена с тканью мозга

Питание головного мозга: принимает участие в образовании сосудистых сплетений желудочков головного мозга, продуцирующих спинномозговую жидкость (ликвор)

Большое значение для работы мозга имеет обильное снабжение его кровью, кото­рая приносит кислород и питательные вещества. Ухудшение кровоснабжения при­водит к значительным нарушениям в работе мозга и даже ослаблению психических функций. У человека страдает память, снижается работоспособность.

При избыточном или нерациональном питании, при курении в стенках крове­носных сосудов наступают изменения. Они теряют эластичность, становятся хруп­кими по причине отложения солей в стенках сосудов мозга, их просвет становится узким. Вследствие этого в них повышается давление. Резкие приступы, связанные с повышением артериального давления, могут привести к осложнениям. Наиболее грозным из них является инсульт. Инсульт иногда называют мозговым ударом. При инсульте кровообращение в мозге резко нарушается, у человека появляется сильная головная боль, рвота, расстройство сознания, потеря речи и чувствительности, мо­гут быть параличи.

Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Пер­вое место среди черепно-мозговых травм занимает сотрясение, второе — ушиб моз­га.

При сотрясении мозга имеют место отек, приводящий к сдавлению век и ослабле­нию венозного оттока, оттока цереброспинальной жидкости и повышению внутри­черепного давления. При ушибе на фоне общемозговых симптомов (кома, головная боль, головокружение, тошнота, рвота и др.), характерных для сотрясения головно­го мозга, возникают симптомы поражения определенной части мозга.

Ткань мозга поражается в области непосредственного воздействия травмирующе­го фактора. Может возникнуть даже такая тяжелая степень повреждения, как размозжение мозговой ткани.

- Какие практические выводы можно сделать из этих фактов? Мы знаем, что подростки стремятся к экстремальным видам спорта, для боль­шинства которых требуется асфальтовое покрытие. Скейтборд, роликовые коньки, вело- и мотоспорт — все они чреваты падением и тяжелыми травмами. Поэтому су­ществует настоятельное и разумное требование заниматься ими в специальных шле­мах и, конечно, под контролем взрослых.


2. Дифференциация понятий о сером и белом веществах мозга, коре и ядрах го­ловного мозга, нервных проводящих путях мозга и нервах. Демонстрация этих об­разований.


3. Изучение продолговатого мозга, сравнение его со спинным мозгом.


Таблица. Строение и функции головного мозга

Отдел мозга

Местоположение и особенности строения

Функция

Рефлексы головного мозга

Продолговатый

Продолжение спинного мозга; 1 = 28 мм. Max. ширина - 24 мм.; серое вещество среди белого в виде отдельных ядер(они выполняют рефлекторную функцию, импульсы рефлексов проходят по ЧМН)

Ядра ЧМН:

XII - подъязычный

XI - добавочный

X - блуждающий

IX - языкоглоточный


Проводниковая - связь СМ и ГМ.

Рефлекторная:

пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания

- защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота


регуляция деятельности ДС, ССС, ПС. «Жизненный узел»

Рефлексы слюноотделе­ния, жевания, сосания, глотания, рвоты, чихания, моргания, кашля, вдох и выдох

Черепномозговые нервы:

Нерв

Путь

функция

IX - языкоглоточный

От глотки и вкусовых сосочков языка к головному мозгу; от головного мозга к мышцам глотки и слюнным железам 

Чувствительность глотки, ощущение вкуса; глотательные движения, слюноотделение  

X - блуждающий


От глотки, гортани и органов  грудной и брюшной полостей к головному мозгу;  от головного мозга к мышцам глотки и органам  грудной и брюшной полостей  

Чувствительность глотки, гортани, органов  грудной  и брюшной полостей; глотание, голосообразование, замедление сердцебиения, усиление перистальтики

XI - добавочный


От головного мозга к определенным плечевым и шейным мышцам 

 Движения плечами; повороты головы 

XII - подъязычный

От головного мозга к мышцам языка

Движения языка


Безусловные рефлексы спинного мозга (например, коленный рефлекс) и таковые продолговатого мозга (глотательный рефлекс при раздражении корня языка) фун­кционально сходны. Они возникают непроизвольно только при раздражении соот­ветствующих рецепторов (работа со схемами рефлекторных дуг этих рефлексов).



Задание

Опыт.

Наблюдаемый результат. Вывод

Задание 1.

Докажите, что глотательный рефлекс (безусловный рефлекс продол­говатого мозга) не может осуществляться без раздражения корня языка, который является рефлексогенной зоной этого рефлекса.

Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глота­тельных движений.

При отсутствии слюны (раздражителя) сделать глотательное движение невозможно.

При раздражении рецепторов корня языка акт глотания происходит непроизвольно




4. Изучение строения и функций Варолиева Моста и мозжечка.

Продолжение таблицы «Строение и функции головного мозга»

Отдел мозга

Местоположение и особенности строения

Функция

Рефлексы головного мозга

Варолиев Мост

Лежит выше продолговатого мозга. Это утолщенный валик с поперечно расположенными волокнами, которые образуют его белое вещество.

Между волокнами расположены скопления серого вещества - ядра моста. Продолжаясь до мозжечка, нервные волокна образуют его средние ножки.


Ядра ЧМН:

VIII - слуховой

VII - лицевой

VI – отводящий

V - тройничный

Функции Варолиева моста:

передача информации из спинного мозга в отделы головного мозга;

сознательный контроль за движениями тела;

восприятие положения тела в пространстве;

чувствительность языковых сосочков, кожи лица, слизистой носа, конъюнктив глаз;

мимика;

акт принятия пищи.


ЧМН:

Нерв

Путь

функция

V - тройничный

От кожи головы,  слизистых оболочек и  зубов к головному мозгу; от головного мозга к жевательным мышцам 

Чувствительность лица, скальпа и зубов; жевательные движения

VI – отводящий


От головного мозга к наружным мышцам глаз

Поворот глаз кнаружи 

VII - лицевой


От вкусовых сосочков языка к головному мозгу; от головного мозга к мышцам лица  

Ощущение вкуса; движения мимической мускулатуры 

VIII – слуховой (Преддверно-улитковый нерв)

От уха  к головному мозгу

Слух; чувство равновесия 

Продолжение таблицы «Строение и функции головного мозга»

Отдел мозга

Местоположение и особенности строения

Функция

Рефлексы головного мозга

Мозжечок

Расположен позади продолговатого; имеет два полушария и кору из серого вещества; поверх­ность с бороздами;

внутри белое вещество (осуществляет связь между разными частями самого мозжечка, а также с другими отделами мозга- КБШ) с ядрами серого

Осуществляет координа­цию движений:

- регуляция позы тела и поддержание мышечного тонуса;

- координация медленных произвольных движений с позой всего тела (ходьба, плавание);

- обеспечение точности быстрых произвольных движений (письмо).

Заторма­живает движения, возни­кающие по инерции

Двигательные рефлексы координирующие работу мышц


Двусторонние связи мозжечка и коры больших полушарий дают возможность ему оказывать влияние на произвольные движения. Большие полушария через мозжечок регулируют тонус скелетных мышц и коорди­нируют их сокращения. У человека при нарушении или выпадении функций моз­жечка нарушается регуляция мышечного тонуса: движения ног и рук резкие, неко­ординированные, походка шаткая, напоминающая походку пьяного.

Задание

Опыт.

Наблюдаемый результат. Вывод

Задание 2.

Пронаблюдайте координацию работы мышц, осуществляемую мозжеч­ком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учащиеся закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа.


Он контролирует порядок, очередность работы нервных центров спинного мозга, управляющих мышцами. Каждая мышца вовремя включилась в работу и вовремя из нее вышла. Мозжечок вносит в каждый момент двигательного акта необходимые поправки, обеспечивая точность, ловкость и координированность движений.

Задание 3.

Пронаблюдайте, как устраняются движения, возникающие в силу инерции, благодаря функциям мозжечка.


Учитель захватывает руку испытуемого, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопро­тивление. Тогда когда ученик будет выполнять это действие с достаточным усилием, учитель неожиданно отпускает его руку, с тем чтобы она двигалась по инерции.

Ученик делает небольшой рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается.


Мозжечок затормаживает движения по инерции .

5. Работа среднего мозга

Продолжение таблицы «Строение и функции головного мозга»

Отдел мозга

Местоположение и особенности строения

Функция

Рефлексы головного мозга

3. Средний мозг

Расположен между промежуточным моз­гом (кпереди), мостом и мозжечком (кзади);

Четверохолмие (скопление серого вещества в виде ядер):

2 (передних) зрительных холмика (бугра)— центры ориентировочных рефлексов на зрительные раздражители;

2 (задних )слуховых холмика (бугра) — центры ориентировочных рефлексов на звуковые раздражители.

Ножки мозга (проводящие пути, связывающие полушария переднего мозга)

Ядра ЧМН:

III - глазодвигательный

IV -блоковой

Соединяет задний мозг с промежуточным.

Сенсорная функция: проведение зрительной и слуховой информации; ориентировочные рефлексы;

Проводниковая функция: через него проходят все восходящие пути к вышележащим таламусу, большим полушариям и мозжечку. Нисходящие пути идут через средний мозг к продолговатому и спинному мозгу;

Двигательная функция: например движение глазных яблок. управляет разнообраз­ными бессознательными движениями, регуляция мышечного тонуса (напряжения)и позы тела.

 Идущие от ядер импульсы обеспечивают соотношение тонуса мышц сгибателей и разгибателей

- Тонические рефлексы, сохраняющие устойчи­вость тела

- Ориентировочный рефлекс на свет и звук: движение глаз, поворот головы, настораживание.


ЧМН:

Нерв

Путь

функция

IV -блоковой

От головного мозга к наружным мышцам глаз 

Движения глаз

III - глазодвигательный


От головного мозга к мышцам глаз 

Движения глаз 

Изучение рефлексов среднего мозга

Задание

Опыт.

Наблюдаемый результат. Вывод

Задание 4. Пронаблюдайте рефлексы среднего мозга:

а) рефлексы, поддерживающие равновесие тела (сохраняющие устойчивость);


Испытуемый принимает позу Ромберга: одна ступня касается носком пят­ки другой ступни, расположенной впереди (ступни должны быть на одной прямой - одна спереди, другая сзади). Руки сложены в замок, локти сближены. Предупреж­дение: при потере равновесия переставлять ноги нельзя.

Сначала испытуемый стоит неподвижно, затем начинается покачивание, позднее возникают значительные отклонения туловища от положения неустойчивого равновесия. Для его компенсации ученик вынужден балансировать руками и отставлять в сторону ногу, при этом нарушая инструкцию.


Сложность этого рефлекса выше по сравнению с рефлексами продолговатого мозга. Рефлекторная реакция вызывается любым отклонением, а конечный эффект может быть достигнут совершенно раз­ными движениями.

б) Ориентировочный рефлекс.

Задание 5.

Доказать, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движении к этому раздражителю.

Учитель для эксперимента использует любой раздражитель - слуховой, зрительный или тактильный. Важно, чтобы раздражитель был новый. При повторе­нии раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявля­ется. Экспериментатор (учитель) дает небольшие задания испытуемым (предлагает прочитать небольшой текст). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом.

В момент стука боль­шинство учеников прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука.



Ориентировочный рефлекс - рефлекс, возникающий на любое неожиданное из­менение обстановки, появление новых раздражителей. Рефлекторный ответ заклю­чается в настораживании, повороте головы и глаз по направлению к новому объек­ту, прислушивании. Ориентировочный рефлекс имеет большое приспособительное значение, он позволяет быстро заметить и оценить изменения, происходящие во внешней среде.

IV. Закрепление изученного материала



V. Рефлексия.Домашнее задание







Черепномозговые нервы

Нерв

Путь

функция

I. Обонятельный 

От носа к головному мозгу

Ощущение запаха 

II. Зрительный

От глаза к головному мозгу 

Зрение 

III - глазодвигательный

От головного мозга к мышцам глаз

Движения глаз 

IV -блоковой

От головного мозга к наружным мышцам глаз 

Движения глаз

V - тройничный

От кожи головы,  слизистых оболочек и  зубов к головному мозгу; от головного мозга к жевательным мышцам 

Чувствительность лица, скальпа и зубов; жевательные движения

VI – отводящий


От головного мозга к наружным мышцам глаз

Поворот глаз кнаружи 

VII - лицевой


От вкусовых сосочков языка к головному мозгу; от головного мозга к мышцам лица  

Ощущение вкуса; движения мимической мускулатуры 

VIII – слуховой (Преддверно-улитковый нерв)

От уха  к головному мозгу

Слух; чувство равновесия 

IX - языкоглоточный

От глотки и вкусовых сосочков языка к головному мозгу; от головного мозга к мышцам глотки и слюнным железам 

Чувствительность глотки, ощущение вкуса; глотательные движения, слюноотделение  

X - блуждающий


От глотки, гортани и органов  грудной и брюшной полостей к головному мозгу;  от головного мозга к мышцам глотки и органам  грудной и брюшной полостей  

Чувствительность глотки, гортани, органов  грудной  и брюшной полостей; глотание, голосообразование, замедление сердцебиения, усиление перистальтики

XI - добавочный


От головного мозга к определенным плечевым и шейным мышцам 

 Движения плечами; повороты головы 

XII - подъязычный

От головного мозга к мышцам языка

Движения языка




t1613994670aa.png

t1613994670ab.jpg

Варолиев мост и мозжечок

t1613994670ac.jpg

Топография среднего мозга

t1613994670ad.jpg

t1613994670ae.jpg

t1613994670ab.jpg

t1613994670ac.jpg

Топография среднего мозга

t1613994670ad.jpg

t1613994670ae.jpg



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.