Урок по биологии «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» (8 класс)
Тема: Значение дыхания.
Строение и функции органов дыхания.
Образовательная цель: раскрыть роль дыхания в освобождении энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, строение и функции органов дыхательной системы;
Развивающая цель: разъяснить суть голосообразования и обосновать гигиенические правила, способствующие охране голосового аппарата;
Воспитательная цель: показать вредное влияние курения на состоянии органов дыхания.
Материалы и оборудование: таблица «Органы дыхания», таблица «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», модели гортани и торса человека.
Действие учителя |
Ход урока |
Действия учеников |
||||||
Беседа Подыто-живание ответов Рассказ, с элементами беседы Форму-лировка темы урока На доске Беседа У доски Работа с таблицей Рассказ Беседа Работа с таблицей |
Организационный момент. Здравствуйте, садитесь, староста, отметьте отствующих. Дежурные, проверьте наличие домашнего задания в тетрадях. Изучение нового материала. На предыдущих уроках вы, я надеюсь, получили представление о значении в газообмене большого и малого кругов кровообращения, о переносе кровью химически связанных кислородом и углекислым газом. В связи с этим, попробуйте ответить на следующие вопросы: Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения, какое значение он имеет? Чем отличается кровь легочной артерии от крови легочных вен? Какова функция эритроцитов? Какие изменения происходит с кровью капиллярах большого круга кровообращения? Итак, какова же значение органов дыхания? Все время поступая в организм, он обеспечивает окисление продуктов распада, что связано с освобождением потенциальной энергии, которая необходима для работы сердца, кишечника, мозга, движений тела и т.д. Сами подумайте, человек без пищи может прожить примерно 30 суток, без воды – 7 суток, а без кислорода – лишь 7-8 минут. Итак, что мы сегодня должны изучить на уроке? Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. - Как мы можем наблюдать дыхание? (вдох и выдох) - Да, и это обеспечивает лишь так называемое внешнее дыхание (вентиляцию легких), при котором осуществляется доставка организму кислорода и удаление из него углекислого газа. Сущность же процесса является внутреннее дыхание, или тканевый газообмен. Но об этом подробнее мы узнаем на последующих уроках. - А теперь, скажите мне, пожалуйста, какой путь проходит воздух, пока дойдет до легких? Давайте, рассмотрим по таблице: - Куда сначала попадает воздух при вдохе? (носовая полость) - Зачем? (и т.д. прослеживаем весь путь) - А почему рекомендуется дышать через нос? (выяснение роли носовой полости в процессе дыхания) - Теперь рассмотрим строение гортани. (щитовидный хрящ, надгортанник, голосовые связки). - Вы знаете, что человек – единственное существо, обладающее членораздельной речью, что является результатом длительной эволюции и связана с общественным образом жизни, и изменениями в строении органов дыхания. - Как вы думаете, почему изменяется голос и речь при заболеваниях органов дыхания? Например, при насморке? - И, конечно же, вы знаете, что у курящих людей очень грубый голос, с чем это связано? - Ну хорошо. Теперь давайте, проследим дальнейший путь. Трахеи и бронхи - Из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи. Трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое легкое. - Как вы думаете, почему трахея имеет полукольца, а бронхи кольца из хрящевой ткани? Строение и функции легких. - Выполните следующие задания: 1) на рис. 72 учебника найдите воздухоносные трубочки, легочные пузырьки, легочную плевру. 2) расскажите об их функциях. Закрепление изученного материала. Составление таблицы:
Проверка усвоенности материала. По какому пути проходит атмосферный воздух к легочным пузырькам? Почему пища при глотании не попадает в дыхательное горло? Какие особенности строения дыхательных путей содействуют очищению воздуха от механических примесей? В чем выражается связь между строением легочных пузырьков и их функции? Задание на дом. П. 24, ответить на вопросы в конце параграфа, а так же на: 1) в чем выражается связь между строением и функцией в разных отделах дыхательного пути? 2) чем обусловлено возникновение членораздельной речи? |
Отвечают с места «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания» Самостоятельная работа учащихся |