12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гульсина16
1

Урок по биологии «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания»

Тема: Значение дыхания.

 Строение и функции органов дыхания.

Образовательная цель: раскрыть роль дыхания в освобождении энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, строение и функции органов дыхательной системы;

Развивающая цель: разъяснить суть голосообразования и обосновать гигиенические правила, способствующие охране голосового аппарата;

Воспитательная цель: показать вредное влияние курения на состоянии органов дыхания.

Материалы и оборудование: таблица «Органы дыхания», таблица «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», модели гортани и торса человека.

Действие учителя

Ход урока

Действия учеников

Беседа

Подыто-живание ответов

Рассказ, с элементами беседы

Форму-лировка темы урока

На доске

Беседа

У доски

Работа с таблицей

Рассказ

Беседа

Работа с таблицей

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь, староста, отметьте отствующих. Дежурные, проверьте наличие домашнего задания в тетрадях.

Изучение нового материала.

На предыдущих уроках вы, я надеюсь, получили представление о значении в газообмене большого и малого кругов кровообращения, о переносе кровью химически связанных кислородом и углекислым газом. В связи с этим, попробуйте ответить на следующие вопросы:

Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения, какое значение он имеет?

Чем отличается кровь легочной артерии от крови легочных вен?

Какова функция эритроцитов?

Какие изменения происходит с кровью капиллярах большого круга кровообращения?

Итак, какова же значение органов дыхания?

Все время поступая в организм, он обеспечивает окисление продуктов распада, что связано с освобождением потенциальной энергии, которая необходима для работы сердца, кишечника, мозга, движений тела и т.д.

Сами подумайте, человек без пищи может прожить примерно 30 суток, без воды – 7 суток, а без кислорода – лишь 7-8 минут.

Итак, что мы сегодня должны изучить на уроке?

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

- Как мы можем наблюдать дыхание? (вдох и выдох)

- Да, и это обеспечивает лишь так называемое внешнее дыхание (вентиляцию легких), при котором осуществляется доставка организму кислорода и удаление из него углекислого газа. Сущность же процесса является внутреннее дыхание, или тканевый газообмен. Но об этом подробнее мы узнаем на последующих уроках.

- А теперь, скажите мне, пожалуйста, какой путь проходит воздух, пока дойдет до легких? Давайте, рассмотрим по таблице:

- Куда сначала попадает воздух при вдохе? (носовая полость)

- Зачем? (и т.д. прослеживаем весь путь)

- А почему рекомендуется дышать через нос? (выяснение роли носовой полости в процессе дыхания)

- Теперь рассмотрим строение гортани. (щитовидный хрящ, надгортанник, голосовые связки).

- Вы знаете, что человек – единственное существо, обладающее членораздельной речью, что является результатом длительной эволюции и связана с общественным образом жизни, и изменениями в строении органов дыхания.

- Как вы думаете, почему изменяется голос и речь при заболеваниях органов дыхания? Например, при насморке?

- И, конечно же, вы знаете, что у курящих людей очень грубый голос, с чем это связано?

- Ну хорошо. Теперь давайте, проследим дальнейший путь.

Трахеи и бронхи

- Из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи. Трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое легкое.

- Как вы думаете, почему трахея имеет полукольца, а бронхи кольца из хрящевой ткани?

Строение и функции легких.

- Выполните следующие задания:

1) на рис. 72 учебника найдите воздухоносные трубочки, легочные пузырьки, легочную плевру.

2) расскажите об их функциях.

Закрепление изученного материала.

Составление таблицы:

Органы дыхания

Функции

Носовая полость

Обезвреживание, согревание, увлажнение воздуха

Гортань

........

Проверка усвоенности материала.

По какому пути проходит атмосферный воздух к легочным пузырькам?

Почему пища при глотании не попадает в дыхательное горло?

Какие особенности строения дыхательных путей содействуют очищению воздуха от механических примесей?

В чем выражается связь между строением легочных пузырьков и их функции?

Задание на дом.

П. 24, ответить на вопросы в конце параграфа, а так же на: 1) в чем выражается связь между строением и функцией в разных отделах дыхательного пути?

2) чем обусловлено возникновение членораздельной речи?

Отвечают с места

«Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания»

Самостоятельная работа учащихся

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.