Материал к урокам истории в 9 классе «Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Герои войны 1812 г»
Омельченко Людмила Анатольевна,
г. Ростов — на -Дону,
ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа — интернат №28»,
учитель истории и обществознания
Аннотация.
Предлагается технологическая карта урока с использованием технологии смешанного обучения модели «Перевернутый класс» с применением платформы СОRE
Ключевые слова: инновационные технологии в образовании, дистанционное образование, смешанное обучение, перевернутый класс, конструктор CORE, 2023 год на Дону объявлен Годом атамана Матвея Ивановича Платова.
Технологическая карта урока
Учитель: Омельченко Людмила Анатольевна
Предмет: история
Класс: 9
Тема: Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Герои войны 1812 г.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.
Задачи:
образовательная задача: способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812; выяснить влияние событий Отечественной войны 1812 г. на российское общество, привлекая свидетельства источников, литературные произведения; объяснять причины и значение победы России в Отечественной войне 1812 г.;
развивающая задача: исследовать поход Наполеона на Россию в 1812 г.; способствовать развитию навыков работы с картой, источниками, учебником; способствовать развитию умения выражать собственное мнение и оценочное
суждение;
воспитательная задача: способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию; формировать умение оценивать моральные качества исторического персонажа как человека и государственного деятеля- Матвея Ивановича Платова- донского атамана; воспитание уважения к историческому наследию народов России.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты обучения: | ||
Личностные: | Метапредметные: | Предметные: |
Освоение национальных ценностей, традиций, культуры (на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.); эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; устойчивый познаватель-ный интерес к прошлому своей Роди-ны; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; обсуждение и оценивание своих достижений под руководством педагога | планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной информацией; анализировать картографическую, текстовую, аудиовизуальную информацию, выстраивать ответ в соответствии с заданием; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации информации; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.; определение и использование исторических понятий и терминов (вентерь; Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны); использование сведений из исторической карты как источника информации о расположении государств, местах важнейших событий (показывать на карте территорию Российской империи, завоевательные походы Наполеона и основные сражения); анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого периода; анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Наполеон, М.И. Платов) |
Компетенции, УУД:
Формирование УУД: | ||||
Личностные УДД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УДД: | Познавательные УУД: | ИКТ-компетенции: |
формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию: оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа индивидуального проектирования. | формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности: состав-лять план действий; соотносить свои действия с планируе-мыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи. | организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адек-ватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для решения; ориентиро-ваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; определять главную тему, общую цель, назначение текста. | давать определения понятиям; устанавливать при-чинно-следственные связи; строить логи-ческие рассуждения; структурировать тексты, включая уме-ния выделять главное и второстепенное, главную идею текста; выстраивать последо-вательность описы-ваемых событий; использовать схемы, таблицы, карты для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал. | правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базо-вые действия с экран-ными объектами (пере-мещение курсора); осуществлять редак-тирование и структу-рирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора. |
Условия реализации урока | |||
IT – ресурсы: урок в СОRE ссылка:https://coreapp.ai/app/preview/lesson/63ebc474b62c687cf107fb8b 1. Интерактивный плакат "Хронология Отечественной войны 1812 г." 2. В.В. Мазуровский "Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г." 3.видеоролик "Отечественная война 1812 г. 4. Видео Бородинская битва 5. А.Д. Кившенко "Совет в Филях" 6. Видео Березина 7. Интерактивное задание "Хронологическая линейка" 8. Интерактивное задание "Найди соответствие" 9. Интерактивное задание "Кроссворд" 10. Интерактивное задание"Герои" | 1. Учебная литература: История России. 9 класс. Учеб. для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова.– М.: Просвещение, 2017 § 4. Отечественная война 1812 г. | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии): 1. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа) : учеб. Пособие для образоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М. : Просвещение, 2016. - 77с. | Оборудование: компьютер, ноутбук, карта “Отечественная война 1812 года”, карта «Бородинское сражение» |
Основные понятия, даты, персоналии | Вентерь; Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны. 12 июня 1812 г. — вторжение наполеоновской армии в Россию. 4—6 августа 1812 г. — сражение под Смоленском. 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение. 1 сентября 1812 г. — совет в Филях. Начало сентября 1812 г. — вступление наполеоновской армии в Москву. 6 октября 1812 г. — уход французов из Москвы. 25 декабря 1812 г. — манифест об изгнании французской армии из России. Александр I, М.И. Кутузов, Наполеон Бонапарт, М.Б. Барклай-де- Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов, А. Фигнер, В. Кожина | ||
Технологии и приемы | Стратегическая технологии: смешанного обучения, модель «Перевёрнутый класс» Тактические технологии: 1) интегрированного обучения (метод: Читаем!); 2) модерации ( методы: ключевые термины, лента времени, синквейн); 3)проектно-исследовательская деятельность (Интерактивный плакат) | ||
План изучения темы: | Накануне войны. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Тарутинский манёвр. Партизанское движение. | ||
Межпредметные связи: | Литература: М.Ю. Лермонтов «Бородино»; А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»; Жуковский В.А. «Хвала, наш Вихорь-атаман». Изобразительное искусство: Виктор Викентьевич Мазуровский «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г.» https://ar.culture.ru/ru/subject/srazhenie-pod-mirom?id=5a29100197d8bed4466dbabd; А.Д. Кившенко "Совет в Филях" Гесс(Хесс), Петер фон Сражение 12 (24) октября 1812 г. при Малоярославце Дж. Доу «Атаман Платов» Скульптура. А.В.Тарасенко. Памятник Матвею Платову (Воссозданный), Новочеркасск; А.А. Скнарин, скульптор, И.А. Жуков, архитектор. Конный памятник Платову. Новочеркасск; Константин Чернявский. Памятник атаману М.И. Платову, Ростов-на-Дону; Луиджи Руска, придворный архитектор, академик архитектуры. Триумфальная арка. Новочеркасск |
Структура урока усвоения новых знаний
Этапы урока | Содержание учебного материала. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Цель: организовать деятельность учащихся, создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. | ||||
1. Этап организации и мотивации к учебной деятельности (стр. 2 в уроке) | 1. Приветствие 2. М.Ю. Лермонтов. Бородино. Отрывок | 1. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. -С каким настроением вы начинаете урок? - О чём будем говорить? 2. М.Ю. Лермонтов. Бородино Читает отрывок. -Какому событию посвящены эти строки? Определите тему урока, какие вопросы будут рассмотрены на уроке. | Включаются в деловой ритм урока. 2. М.Ю. Лермонтов. Бородино Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока: «Отечественная война 1812 г.» | самоопределение (Л); целеполагание (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам (К); умение строить речевое высказывание (П) |
Цель: активизировать знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | ||||
2. Актуализация знаний. Этап создания проблемной ситуации. (стр. 3 в уроке) | 2.1. Анализ изображений -Изучите изображения и определите причины войны между Россией и Францией 2.2. Проблемный вопрос. “Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, Иль русский Бог?” А.С. Пушкин. Евгений Онегин | 2.1. Анализ изображений. -Изучите 4-е изображение и определите причины войны между Россией и Францией 2.2. Проблемный вопрос. “Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, Иль русский Бог?” А.С. Пушкин. Евгений Онегин | 2.1. Анализ изображений Отвечают на вопросы учителя, знакомятся с изображением 2.2. Проблемный вопрос. “Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, Иль русский Бог?” А.С. Пушкин. Евгений Онегин | Оценка событий, формирование познавательного интереса (Л); анализ информации (М); формулирова-ние проблемы, планирование учебного сотруд- ничества с учителем и сверстниками (К); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); |
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей; сочетать познавательную деятельность учащихся в режиме в диалоге с учителем; использовать предметные действия с аудио-видеоматериалом, создание ситуации успеха | ||||
3. Выявление места и причины затруднений. (стр. 4 в уроке) | 3.1.Интерактивный плакат «Хронология Отечественной войны 1812 года» 3.2. Вопросы: | 3.1. 3.1.Интерактивный плакат «Хронология Отечественной войны 1812 года» 3.2. Ответьте на вопросы: 3.2.1. Покажите на карте расположение русских войск накануне войны, назовите их численность. Чем объясняется такое расположение русских армий? 3.2.2. Объясните степень готовности сторон к войне. Почему русская армия уступала по численности армии Наполеона? Что означала рекрутская система комплектования русской армии? Какая система комплектования армии существовала в то время во Франции? | 3.1. 3.1.Интерактивный плакат «Хронология Отечественной войны 1812 года» 3.2. Отвечают на вопросы: 3.2.1. Показывают расположение русских войск накануне войны, называют их численность. Объясняют такое расположение русских армий 3.2.2. Отвечают на вопросы учителя. - (Таблица. Соотношение сил) | формирование устойчивого интереса к обучению (П); уметь точно и грамотно излагать свои мысли (К); Р: осознавать уровень и качество усвоения результата; соотносить свои действия с планируемыми результатами (Р), воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; |
Цель: выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме организации решения типовых заданий: работа с текстовыми документами, изучение интерактивного плаката, картографического материала. | ||||
4. Построение проекта выхода из затруднения (стр. 5 в уроке) | 4.1.Анализ художественного произведения: картина В. В. Мазуровского «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 года»: аудиофайл +вопросы 4.2. Работа с первоисточником. Воспоминания Жомини 4.3. Работа с видеоматериалом, картой 4.4. Работа с видеоматериалом (в уроке) и репродукцией картины А.Д. Кившенко «Совет в Филях». А.С. Пушкин К нему с повинной голою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. 4.5-6-7. Работа с первоисточником, репродукцией картины Гесс(Хесс), Петер фон Сражение 12 (24) октября 1812 г. при Малоярославце и видеосюжетом 4.8. Работа с видеосюжетом Березина | 4.1. Прослушайте аудиофайл и ответьте на вопросы: 4.1.1.Какая роль отводилась казакам в начале войны? 4.1.2.Какой традиционный способ ведения боя применяли казаки по защите Отечества? 4.1.3.Что означает слово "вентерь"? 4.2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 4.2.1.Какие надежды связывали французские солдаты со взятием Смоленска? 4.2.2.Почему эти надежды не оправдались? 4.2.3. Почему французам с трудом удавалось раздобыть продукты и лошадей? 4.2.4. В чём вы видите смысл сравнения России с Испанией? 4.3. Изучите материалы видеосюжета и карты «Бородинское сражение» и ответьте на вопросы: 4.3.1.Выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва? 4.3.2.Объясните, в чём состоит историческое значение Бородинской битвы? 4.4. Просмотрите видеоматериал (в уроке) и репродукцию картины и ответьте на вопрос. 4.4.1.Расскажите о совете в Филях. 4.4.2. Объясните, какие события отражены в стихах А.С. Пушкина? 4.5-6-7. Изучите первоисточник репродукцию картины и видеосюжет и ответьте на вопросы: 1) Каков итог сражения под Малоярославцем? 2) Какие трудности ожидали французскую армию на старой Смоленской дороге? 4.8.Просмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос. 1) Расскажите, каков был план русского командования накануне переправы Наполеона через Березину. Почему этот план не удался? | 4.1. Слушают аудиофайл и отвечают на вопросы: /Ответы/ 4.1.1.Прикрытие отхода 2-й западной армии Багратиона; срыв планов Наполеона; 4.1.3. Вентерь- 4.2. Читают текст и отвечают на вопросы 4.3. Изучают материалы видеосюжета, карты и отвечают на вопросы 4.4. Изучают видеоматериал и репродукцию картины и объясняют события в отрывке А.С. Пушкина 4.5-6-7. Изучают первоисточник, репродукцию картины и видеосюжет и отвечают на вопросы 4.8. Изучают видеосюжет и отвечают на вопрос | оценивать исторические события и роль личности в истории (Л); строить монологическое контекстное высказывание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); устанавливать причинно-следственные связи (П); составлять план действий (Р); структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста (П), выстраивать после-довательность описываемых событий; использовать карты для получения информации; анализировать дополнительный материал (П), воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; ориентироваться в содержании текста и понимать его це-лостный смысл (К); |
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления | ||||
5. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону закрепления (стр. 6 в уроке) | 5. Задание в формате ОГЭ Контроль первичного усвоения знаний (тест) В конструкторе СОRE ссылка | 5. Задание в формате ОГЭ Контроль первичного усвоения знаний (тест). Выполните тест: 5.1. В чём заключалась одна из особенностей Великой армии Наполеона? а) армия состояла исключительно из французов б) командные должности в армии занимали только французские граждане по рождению в) армия была пёстрой по национальному составу г) армия была малочисленной, но очень манёвренной 5.2. Укажите город, у которого соединились 1-я и 2-я русские армии, чтобы вступить в сражение с армией Наполеона. а) Москва б) Витебск в) Калуга г) Смоленск 5.3. Укажите дату Бородинского сражения а) 6 августа 1812г.; б) 26 августа 1812 г.; в) 1 сентября 1812 г.; г) 26 октября 1812 г. 5.4. При переправе через какую реку Наполеон потерял около 30 тысяч своих воинов? а) Днепр; б) Нева; в) Березина; г) Дон. | 5. Задание в формате ОГЭ Контроль первичного усвоения знаний (тест) Ответы: 1-в; 2- г; 3- б; 4.-в. | соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности (Р); организовывать учебное сотрудничество с учителем (К); давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи (П); |
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | ||||
6. Этап включения в систему знаний и повторения (стр. 7 в уроке) | 6.1. Интерактивное задание «Хронологическая линейка» https://learningapps.org/view28927585 6.2. Интерактивное задание «Найди соответствие»» | 6.1. Выполните интерактивное задание и запишите кодовое слово
6.2. Найдите соответствие и запишите кодовое слово | 6.1. Выполняют интерактивное задание и записывают кодовое слово: даты 6.2.Выполняют кроссворд и записывают кодовое слово: разгром | выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению (Р) |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия, определить цели дальнейшей деятельности и самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора). | ||||
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, формирование домашнего задания. (стр. 8 в уроке: состоит из двух страниц) | 7.1. Региональный компонент. 7.1.1.Триумфальная арка в Новочеркасске 7.1.2. Памятник М.И. Платову 7.1.3. Конный памятник М.И. Платову в Новочеркасске 7.1.4. Памятник М.И. Платову в Ростове-на-Дону 7.2. Блиц-опрос: 7.2. Синквейн - "Наполеон" Синквейн – составление четверостишия 7.3. Проблемный вопрос: “Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, Иль русский Бог?” А.С. Пушкин. Евгений Онегин 7.4. Д/з:§4, выполнить интерактивное задание | 7.1. Предоставляет информацию о Триумфальной арке и памятниках М.И. Платову 7.2. Блиц-опрос: 7.1. Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? 7.2. Какое название получила армия Наполеона Бонапарта? 7.3. Крестьянка, которая возглавила один из партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 г. 7.4. О каком сражении 1812 года наполеон сказал: « Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»? 7.5. Как называется война России за свободу и независимость против агрессии Франции и её союзников в 1812 г.? 7.2. Синквейн - "Наполеон" Синквейн – составление четверостишия. Предлагает составить синквейн Синквейн – составление четверостишия по схеме: первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – четыре значимые слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла. 7.3. Проблемный вопрос: “Война двенадцатого года настала. Кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, Иль русский Бог?” А.С. Пушкин. Евгений Онегин 7.4. Д/з:§4, выполнить интерактивное задание | 7.1. Прослушивают информацию о Триумфальной арке и знакомятся с памятниками М.И. Платову 7.2. Блиц-опрос: Отвечают на блиц-опрос учителя. 7.1. Неман 7.2. Великая 7.3. Василиса Кожина 7.4. Бородинское 7.5. Отечественная 7.2. Синквейн - "Наполеон" Синквейн – составление четверостишия. Составляют синквейн: Наполеон властный, жестокий Завоевывает, правит, уничтожает. Проигравший сражения в России 7.3. Проблемный вопрос. Отвечают на вопрос, делают выводы, оценивают свою работу 7.4. Д/з:§4, выполнить интерактивное задание | адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; (К); соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи (Р); строить логические рассуждения (П); оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа индивидуального проектирования (Л). |