Материал к урокам истории в 9 классе «Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Герои войны 1812 г»

4
0
Материал опубликован 27 March 2023 в группе


Омельченко Людмила Анатольевна,

г. Ростов — на -Дону,

ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа — интернат №28»,

учитель истории и обществознания

 

Аннотация.

Предлагается технологическая карта урока с использованием технологии смешанного обучения модели «Перевернутый класс» с применением платформы СОRE

Ключевые слова: инновационные технологии в образовании, дистанционное образование, смешанное обучение, перевернутый класс, конструктор CORE, 2023 год на Дону объявлен Годом атамана Матвея Ивановича Платова.


Технологическая карта урока

Учитель: Омельченко Людмила Анатольевна

Предмет: история

Класс: 9

Тема: Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Герои войны 1812 г.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.

Задачи:

образовательная задача: способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812; выяснить влияние событий Отечественной войны 1812 г. на российское общество, привлекая свидетельства источников, литературные произведения; объяснять причины и значение победы России в Отечественной войне 1812 г.;

развивающая задача: исследовать поход Наполеона на Россию в 1812 г.; способствовать развитию навыков работы с картой, источниками, учебником; спо­со­бство­вать ра­зви­тию уме­ния вы­ра­жать со­бственное мне­ние и оце­но­чное

су­жде­ние;

воспитательная задача: способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию; формировать умение оценивать моральные качества исторического персонажа как человека и государственного деятеля- Матвея Ивановича Платова- донского атамана; воспитание уважения к историческому наследию народов России.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры (на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.); эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; устойчивый познаватель-ный интерес к прошлому своей Роди-ны; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; обсуждение и оценивание своих достижений под руководством педагога

планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной информацией; анализировать картографическую, текстовую, аудиовизуальную информацию, выстраивать ответ в соответствии с заданием; использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации информации; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.; определение и использование исторических понятий и терминов (вентерь; Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны); использование сведений из исторической карты как источника информации о расположении государств, местах важнейших событий (показывать на карте территорию Российской империи, завоевательные походы Наполеона и основные сражения);

анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого периода; анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Наполеон, М.И. Платов)


Компетенции, УУД:

Формирование УУД:

Личностные УДД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УДД:

Познавательные УУД:

ИКТ-компетенции:

формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию: оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа индивидуального проектирования.

формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности: состав-лять план действий; соотносить свои действия с планируе-мыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи.

организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адек-ватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для решения; ориентиро-ваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; определять главную тему, общую цель, назначение текста.

давать определения понятиям; устанавливать при-чинно-следственные связи; строить логи-ческие рассуждения; структурировать тексты, включая уме-ния выделять главное и второстепенное, главную идею текста; выстраивать последо-вательность описы-ваемых событий; использовать схемы, таблицы, карты для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.

правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базо-вые действия с экран-ными объектами (пере-мещение курсора); осуществлять редак-тирование и структу-рирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.


Условия реализации урока

IT – ресурсы:

урок в СОRE ссылка:https://coreapp.ai/app/preview/lesson/63ebc474b62c687cf107fb8b

1. Интерактивный плакат "Хронология Отечественной войны 1812 г."

https://h5p.org/node/703208

2. В.В. Мазуровский "Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г."

3.видеоролик "Отечественная война 1812 г.

4. Видео Бородинская битва

5. А.Д. Кившенко "Совет в Филях"

6. Видео Березина

7. Интерактивное задание "Хронологическая линейка"

8. Интерактивное задание "Найди соответствие"

9. Интерактивное задание "Кроссворд"

10. Интерактивное задание"Герои"

1. Учебная литература:

История России. 9 класс. Учеб. для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова.– М.: Просвещение, 2017

§ 4. Отечественная война 1812 г.


Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии):

1. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа) : учеб. Пособие для образоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М. : Просвещение, 2016. - 77с.

Оборудование:

компьютер, ноутбук, кар­та “О­те­чес­твенная вой­на 1812 го­да”, кар­та «Бо­ро­дин­ское сра­же­ни­е»

Основные понятия, даты, персоналии

Вентерь; Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны.


12 июня 1812 г. — вторжение наполеоновской армии в Россию.

4—6 августа 1812 г. — сражение под Смоленском.

26 августа 1812 г. — Бородинское сражение.

1 сентября 1812 г. — совет в Филях.

Начало сентября 1812 г. — вступление наполеоновской армии в Москву.

6 октября 1812 г. — уход французов из Москвы.

25 декабря 1812 г. — манифест об изгнании французской армии из России.


Александр I, М.И. Кутузов, Наполеон Бонапарт, М.Б. Барклай-де- Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов, А. Фигнер, В. Кожина

Технологии и приемы

Стратегическая технологии:

смешанного обучения, модель «Перевёрнутый класс»

Тактические технологии:

1) интегрированного обучения (метод: Читаем!);

2) модерации ( методы: ключевые термины, лента времени, синквейн);

3)проектно-исследовательская деятельность (Интерактивный плакат)

План изучения темы:

Накануне войны.

Начало войны. Планы и силы сторон.

Смоленское сражение.

Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.

Бородинское сражение.

Тарутинский манёвр.

Партизанское движение.

Межпредметные связи:

Литература:

М.Ю. Лермонтов «Бородино»; А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»; Жуковский В.А. «Хвала, наш Вихорь-атаман».

Изобразительное искусство:

Виктор Викентьевич Мазуровский «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г.» https://ar.culture.ru/ru/subject/srazhenie-pod-mirom?id=5a29100197d8bed4466dbabd;

А.Д. Кившенко "Совет в Филях"

Гесс(Хесс), Петер фон Сражение 12 (24) октября 1812 г. при Малоярославце

Дж. Доу «Атаман Платов»

Скульптура.

А.В.Тарасенко. Памятник Матвею Платову (Воссозданный), Новочеркасск;

А.А. Скнарин, скульптор, И.А. Жуков, архитектор. Конный памятник Платову. Новочеркасск;

Константин Чернявский. Памятник атаману М.И. Платову, Ростов-на-Дону;

Луиджи Руска, придворный архитектор, академик архитектуры. Триумфальная арка. Новочеркасск


Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Цель: организовать деятельность учащихся, создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

1. Этап организации и мотивации к учебной деятельности

(стр. 2 в уроке)

1. Приветствие








2. М.Ю. Лермонтов. Бородино. Отрывок




1. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

-С каким настроением вы начинаете урок?

- О чём будем говорить?


2. М.Ю. Лермонтов. Бородино

Читает отрывок.

-Какому событию посвящены эти строки?

Определите тему урока, какие вопросы будут рассмотрены на уроке.

Включаются в деловой ритм урока.







2. М.Ю. Лермонтов. Бородино

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока:

«Отечественная война 1812 г.»

самоопределение (Л);

целеполагание (Р);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам (К);

умение строить речевое высказывание (П)

Цель: активизировать знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

2. Актуализация знаний. Этап создания проблемной ситуации.

(стр. 3 в уроке)

2.1. Анализ изображений

-Изучите изображения и определите причины войны между Россией и Францией

2.2. Проблемный вопрос.

Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима,

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

2.1. Анализ изображений.

-Изучите 4-е изображение и определите причины войны между Россией и Францией



2.2. Проблемный вопрос.

Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима,

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин. Евгений Онегин


2.1. Анализ изображений Отвечают на вопросы учителя, знакомятся с изображением



2.2. Проблемный вопрос.

Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима,

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Оценка событий, формирование познавательного интереса (Л);

анализ информации (М); формулирова-ние проблемы, планирование учебного сотруд-

ничества с учителем и сверстниками );

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей; сочетать познавательную деятельность учащихся в режиме в диалоге с учителем; использовать предметные действия с аудио-видеоматериалом, создание ситуации успеха

3. Выявление места и причины затруднений.

(стр. 4 в уроке)

3.1.Интерактивный плакат «Хронология Отечественной войны 1812 года»


3.2. Вопросы:















3.1. 3.1.Интерактивный плакат «Хронология Отечественной войны 1812 года»



3.2. Ответьте на вопросы:

3.2.1. Покажите на карте расположение русских войск накануне войны, назовите их численность. Чем объясняется такое расположение русских армий?



3.2.2. Объясните степень готовности сторон к войне. Почему русская армия уступала по численности армии Наполеона? Что означала рекрутская система комплектования русской армии? Какая система комплектования армии существовала в то время во Франции?

3.1. 3.1.Интерактивный плакат «Хронология Отечественной войны 1812 года»


3.2. Отвечают на вопросы:

3.2.1. Показывают расположение русских войск накануне войны, называют их численность. Объясняют такое расположение русских армий


3.2.2. Отвечают на вопросы учителя.

- (Таблица. Соотношение сил)







формирование устойчивого интереса к обучению (П); уметь точно и грамотно излагать свои мысли (К);

Р: осознавать уровень и качество усвоения результата;

соотносить свои действия с планируемыми результатами ), воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;

Цель: выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме организации решения типовых заданий: работа с текстовыми документами, изучение интерактивного плаката, картографического материала.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(стр. 5 в уроке)

4.1.Анализ художественного произведения: картина В. В. Мазуровского «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 года»: аудиофайл +вопросы



4.2. Работа с первоисточником. Воспоминания Жомини











4.3. Работа с видеоматериалом, картой









4.4. Работа с видеоматериалом (в уроке) и репродукцией картины А.Д. Кившенко «Совет в Филях».

А.С. Пушкин
Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной голою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.


4.5-6-7. Работа с первоисточником, репродукцией картины Гесс(Хесс), Петер фон Сражение 12 (24) октября 1812 г. при Малоярославце и видеосюжетом



4.8. Работа с видеосюжетом Березина

4.1. Прослушайте аудиофайл и ответьте на вопросы:

4.1.1.Какая роль отводилась казакам в начале войны?

4.1.2.Какой традиционный способ ведения боя применяли казаки по защите Отечества?

4.1.3.Что означает слово "вентерь"?


4.2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

4.2.1.Какие надежды связывали французские солдаты со взятием Смоленска?

4.2.2.Почему эти надежды не оправдались?

4.2.3. Почему французам с трудом удавалось раздобыть продукты и лошадей?

4.2.4. В чём вы видите смысл сравнения России с Испанией?


4.3. Изучите материалы видеосюжета и карты «Бородинское сражение» и ответьте на вопросы:

4.3.1.Выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва?

4.3.2.Объясните, в чём состоит историческое значение Бородинской битвы?


4.4. Просмотрите видеоматериал (в уроке) и репродукцию картины и ответьте на вопрос.

4.4.1.Расскажите о совете в Филях.

4.4.2. Объясните, какие события отражены в стихах А.С. Пушкина?








4.5-6-7. Изучите первоисточник репродукцию картины и видеосюжет и ответьте на вопросы:

1) Каков итог сражения под Малоярославцем?

2) Какие трудности ожидали французскую армию на старой Смоленской дороге?


4.8.Просмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос.

1) Расскажите, каков был план русского командования накануне переправы Наполеона через Березину. Почему этот план не удался?

4.1. Слушают аудиофайл и отвечают на вопросы:

/Ответы/

4.1.1.Прикрытие отхода 2-й западной армии Багратиона; срыв планов Наполеона;


4.1.3. Вентерь-



4.2. Читают текст и отвечают на вопросы













4.3. Изучают материалы видеосюжета, карты и отвечают на вопросы








4.4. Изучают видеоматериал и репродукцию картины и объясняют события в отрывке А.С. Пушкина














4.5-6-7. Изучают первоисточник, репродукцию картины и видеосюжет и отвечают на вопросы






4.8. Изучают видеосюжет и отвечают на вопрос


оценивать исторические события и роль личности в истории (Л); строить монологическое контекстное высказывание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); устанавливать причинно-следственные связи (П); составлять план действий (Р); структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста (П), выстраивать после-довательность описываемых событий; использовать карты для получения информации; анализировать дополнительный материал (П), воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; ориентироваться в содержании текста и понимать его це-лостный смысл (К);

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

5. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону закрепления (стр. 6 в уроке)

5. Задание в формате ОГЭ

Контроль первичного усвоения знаний (тест)

В конструкторе СОRE ссылка


5. Задание в формате ОГЭ

Контроль первичного усвоения знаний (тест).

Выполните тест:

5.1. В чём заключалась одна из особенностей Великой армии Наполеона?

а) армия состояла исключительно из французов

б) командные должности в армии занимали только французские граждане по рождению

в) армия была пёстрой по национальному составу

г) армия была малочисленной, но очень манёвренной

5.2. Укажите город, у которого соединились 1-я и 2-я русские армии, чтобы вступить в сражение с армией Наполеона.

а) Москва

б) Витебск

в) Калуга

г) Смоленск

5.3. Укажите дату Бородинского сражения

а) 6 августа 1812г.;

б) 26 августа 1812 г.;

в) 1 сентября 1812 г.;

г) 26 октября 1812 г.

5.4. При переправе через какую реку Наполеон потерял около 30 тысяч своих воинов?

а) Днепр;

б) Нева;

в) Березина;

г) Дон.

5. Задание в формате ОГЭ

Контроль первичного усвоения знаний (тест)

Ответы:

1-в;













2- г;








3- б;






4.-в.

соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности (Р);

организовывать учебное сотрудничество с учителем (К);

давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи (П);


Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

6. Этап включения в систему знаний и повторения (стр. 7 в уроке)

6.1. Интерактивное задание «Хронологическая линейка»

https://learningapps.org/view28927585


6.2. Интерактивное задание «Найди соответствие»»

6.1. Выполните интерактивное задание и запишите кодовое слово




6.2. Найдите соответствие и запишите кодовое слово

6.1. Выполняют интерактивное задание и записывают кодовое слово: даты




6.2.Выполняют кроссворд и записывают кодовое слово: разгром

выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению (Р)


Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия, определить цели дальнейшей деятельности и самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора).

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, формирование

домашнего задания.

(стр. 8 в уроке: состоит из двух страниц)

7.1. Региональный компонент.

7.1.1.Триумфальная арка в Новочеркасске

7.1.2. Памятник М.И. Платову

7.1.3. Конный памятник М.И. Платову в Новочеркасске

7.1.4. Памятник М.И. Платову в Ростове-на-Дону


7.2. Блиц-опрос:





















7.2. Синквейн - "Наполеон"

Синквейн – составление четверостишия
















7.3. Проблемный вопрос: “Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима,

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин. Евгений Онегин


7.4. Д/з:§4, выполнить интерактивное задание

7.1. Предоставляет информацию о Триумфальной арке и памятниках М.И. Платову











7.2. Блиц-опрос:

7.1. Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию?

7.2. Какое название получила армия Наполеона Бонапарта?

7.3. Крестьянка, которая возглавила один из партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 г.

7.4. О каком сражении 1812 года наполеон сказал: « Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»?

7.5. Как называется вой­на Рос­сии за сво­бо­ду и не­за­ви­си­мость про­тив аг­рес­сии Фран­ции и её со­юз­ни­ков в 1812 г.?

7.2. Синквейн - "Наполеон"

Синквейн – составление четверостишия.

Предлагает составить синквейн

Синквейн – составление четверостишия по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – четыре значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.


7.3. Проблемный вопрос: Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима,

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин. Евгений Онегин




7.4. Д/з:§4, выполнить интерактивное задание

7.1. Прослушивают информацию о Триумфальной арке и знакомятся с памятниками М.И. Платову










7.2. Блиц-опрос:

Отвечают на блиц-опрос учителя.

7.1. Неман

7.2. Великая


7.3. Василиса Кожина




7.4. Бородинское







7.5. Отечественная




7.2. Синквейн - "Наполеон"

Синквейн – составление четверостишия.

Составляют синквейн:

Наполеон

властный, жестокий

Завоевывает, правит, уничтожает.

Проигравший сражения в России











7.3. Проблемный вопрос.

Отвечают на вопрос, делают выводы, оценивают свою работу








7.4. Д/з:§4, выполнить интерактивное задание

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; (К);

соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи (Р);

строить логические рассуждения (П); оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа индивидуального проектирования (Л).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.