Урок «Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас», 3 класс
Окружающий мир. Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас
3 класс
Учитель: Вахрина М.И.
Цель: Организовать работу учащихся с информационными текстами: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье.
Задачи:
1. Организовать совместное действие детей по работе с текстами, составлением инструкции по работе с компасом.
2. Формировать умение пользоваться компасом.
3. Формировать действие контроля и оценки при работе в малых группах.
4. Развивать пространственное воображение детей и расширять их кругозор.
5. Воспитывать культуру взаимоотношений детей в группе.
Основное учебное действие: Решение частных задач.
Внеурочная деятельность: Игра по ориентированию на природе со старшеклассниками( 6-ой класс) и родителями.
("Поиски клада").
Тема |
Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас. |
|||||||||||||||||
Кол-во учебных часов |
2 часа |
|||||||||||||||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||||||||||||||||
Научить определять стороны горизонта с помощью компаса. Составить инструкцию по работе с компасом. |
Формировать умение работать с информационными текстами: поиск незнакомых слов, сокращённых слов в словарной статье. Различение справочного текста и текста-повествования. Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам. Формировать действия контроля и оценки. |
|||||||||||||||||
Основной тезаурус уроков |
разные виды текста (текст, таблица, схема), картасхема, условные обозначения, компас, мореплаватели, ориентир, достижения. |
|||||||||||||||||
Организация пространства |
||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||||||||||||||||
Литературное чтение (работа с текстами "Древние мореплаватели"). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения). Информатика (составление алгоритма действий). |
Групповая работа. Фронтальная работа. Представление |
Для учителя: 1. Презентации «Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем» и "Компас" 2. Карточки-модели по способу построения алгоритма. 3. Тексты «Древние мореплаватели – первые составители картосхем.». 4. пробный вариант "клад" (сундук с 5-ками) (в классе) Для детей: 1. Тексты «Древние мореплаватели – первые составители картосхем.». 2. Модель компаса для групповой работы. 3. Листы, фломастеры, клей, ножницы. 4. портреты мореплавателей 5. маршрутные листы- пробный вариант "клад" (сундук с 5-ками) (в классе). 6. Д/З https://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=548603 , если у ребёнка нет компьютера - распечатать задание.
Первые мореплаватели (тексты для работы) http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/zhizn-okeana/pervye-moreplavateli.html История создания компаса Фильм https://www.youtube.com/watch?v=-HNm7KSTlYwвидео Как создать компас своими руками. http://www.kakprosto.ru/kak-25649-kak-sdelat-v-domashnih-usloviyah-kompa Для дополнительного чтения: 100 великих мореплавателей (книга) http://coollib.com/b/100983/read http://www.informaxinc.ru/lib/100/100-velikih-moreplavateley/ |
||||||||||||||||
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: создание ситуации успеха. |
||||||||||||||||||
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, заинтересовать учащихся новым исследованием.
|
Перед учащимися находятся предметы -компас, карта, портреты мореплавателей, маршрутные листы. Учащиеся изначально сидят по командам-группам. ( Распределены роли!) Давайте вспомним правила общения в группе (проговаривают с учащимися) Задание: составить 5 вопросов, касающихся данных предметов. Далее идёт обсуждение этих вопросов, от класса выбирают 5 главных вопросов, на которые нужно сегодня ответить. ( вопросы помещены на доске, важно чтобы они всегда были перед глазами учащихся). |
|||||||||||||||||
Располагаются на доске Примерные вопросы: (Вопросы могут звучать иначе, если сильно отличаются от предложенных, то стоит их зафиксировать на доске) |
1. Для чего нужен компас? 2. Как правильно пользоваться компасом? 3.Кто изображён на портретах? чем знамениты эти люди? 4. Сможем ли мы прочитать карту путешествий? 5.Для чего нужно уметь читать карту мореплавателю ? Для чего нужно уметь читать карту ученику? Учащиеся формулируют тему урока, цели урока, представляют план работы. (Сначала версии детей, потом слайд с темой как по программе) |
|||||||||||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи |
||||||||||||||||||
Последовательность изучения |
Обучающие и развивающие задания |
Диагностические задания, результаты деятельности учеников |
||||||||||||||||
1. Актуализация знаний учащихся |
||||||||||||||||||
Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно карте и путешественниках. |
Первое знакомство с текстами «Древние мореплаватели – первые составители картосхем». Уточнение значения новых слов в тексте, составление списка ключевых слов. Версии ответов на вопрос: « Как путешественники ориентировались в пути?» |
Продолжить предложение: Карта мореплавателям нужна для.... |
Тексты ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
|||||||||||||||
На доске вывешиваются портреты мореплавателей, которые встретились детям в текстах ( у каждой группы свой мореплаватель). Вопрос на доске: « Как путешественники ориентирова-лись в пути?» |
Учащиеся на листочках записывают ключевые слова в столбик, один человек от группы их зачитывает. После высказываний учащиеся пытаются дать ответ на вопрос « Как путешественники ориентировались в пути?» в зависимости от своего текста и личных знаний. Высказывают свои предположения по теме: Карта мореплавателям нужна для.... |
|||||||||||||||||
2. Анализ текстов «Древние мореплаватели – первые составители картосхем.». |
||||||||||||||||||
Цель: формировать умение анализировать текст; формировать умение контроля за своими действиями . |
1) Составление характеристики мореплавателя по опорным словам.(составление опорной схемы) 2) Сравнительная характеристика мореплавателей: выявление общих черт. 3) Наблюдение за предметами, помогающими мореплавателю ориентироваться в пространстве. 4) Составление сводной таблицы ( в ходе ответов групп о своём мореплавателе). Таблица размещена на доске, дети вносят записи маркерами в ходе своих ответов. 5). Версии ответов на вопрос: « Как путешественники ориентировались в пути?» |
Вопросы учителя с целью анализа текстов. Работа со словарем (терминологией) Все слова в ходе работы появляются на доске: Мореплаватель, Картасхема, Открытия,. предметы-ориентиры, компас, звёзды.
Сводная таблица открытий. В ходе работы учащиеся приходят к вопросу появления компаса его устройства. |
У учащихся таблица:
|
|||||||||||||||
Учитель: корректирует рассказ при необходимости дополняет, иллюстрирует слайдами в презентации. Вопрос на доске: « Как путешественники ориентировались в пути?» |
1). Учащиеся составляют устную характеристику мореплавателю, рассказывают классу (2-3 минуты на группу). По ходу рассказа главное фиксируется в сводной таблице на доске. ( учащиеся вывешивают свою таблицу). 2). Вместе выявляют общие черты всех путешествий. 3). Вновь возвращаются к вопросу « Как путешественники ориентировались в пути?», дополняют свои ответы. |
|||||||||||||||||
3. Моделирование компаса. |
||||||||||||||||||
Цель: формировать умение пользоваться компасом; составление правил пользования компасом.. |
1) знакомство с историей создания компаса. 2) Составление правил пользования компасом. 3) Группы: представление своих результатов. Алгоритм пользования. |
Анализ презентации или фильма История создания компаса Фильм https://www.youtube.com/watch?v=-HNm7KSTlYw
|
ссылка на фильм на слайде |
|||||||||||||||
Учитель организует просмотр фильма, краткий опрос по ключевым моментам. |
Учащиеся: после просмотра фильма отвечают на вопросы учителя. ( для чего нужен компас, его устройство) Практическая работа в группе: составление алгоритма по правильному использованию компаса.
Общие пункты плана появляются на доске, после учитель подводит итог и показывает слайды. |
Составление правил пользования компасом. Общие пункты плана появляются на доске, после учитель подводит итог и показывает слайды. |
||||||||||||||||
III этап. Практический этап.( создание модели компаса). |
||||||||||||||||||
Урочная деятельность |
||||||||||||||||||
Цель: формировать умение пользоваться компасом; формировать умение работать в группе по выполнению практического задания. |
1) Групповое задание:
конструирование компаса 2) определение сторон света с помощью компаса и своей модели, сравнение результатов измерений. 3) пробный вариант "поиска клада" в пределах класса. |
Как создать компас своими руками. http://www.kakprosto.ru/kak-25649-kak-sdelat-v-domashnih-usloviyah-kompas пробный вариант "клад" (сундук с 5-ками) |
1). Как создать компас своими руками. http://www.kakprosto.ru/kak-25649-kak-sdelat-v-domashnih-usloviyah-kompas (Приложение 2). Игра "Найди клад" в пределах класса (приложение 3) Маршрутные листы
|
|||||||||||||||
Учитель: Раздаёт учащимся инструкции для выполнения практической работы. Координирует выступление групп по результатам своих работ. Выдаёт пробный вариант "поиска клада" в пределах класса. |
Учащиеся: Конструируют компас, определяют стороны света, сравнивают результаты с измерениями на обычном компасе. Делают свои выводы относительно верности показаний самодельного компаса, его удобства с точки зрения использования. Учащиеся пытаются найти "клад" (сундук с 5-ками) в пределах класса, ориентируясь на карте по компасу. Каждая группа получает листок с маршрутом. . 1 Группа) Начало пути - учительский стол,— 2 шага на запад, 3 шага — на юг, 8 шагов — на восток , 2 шага на север (путь можно сделать длиннее) («сокровища» спрятаны над дверью) 2 Группа) Начало пути - учительский стол,— 5 шагов на восток,10 шагов — на юг, 5 шагов — на запад , 1 шаг на юг (путь можно сделать длиннее) («сокровища» спрятаны за шкафом ) 3 Группа) Начало пути - учительский стол,— 10 шагов на юг, 2шага — на восток, 12 шагов — на север , 5 шагов на запад (путь можно сделать длиннее) («сокровища» в углу около учительского стола) |
|||||||||||||||||
Внеурочная деятельность |
||||||||||||||||||
Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, применяя полученные знания и умения ориентироваться.
|
Игра «Найди клад» Дети делятся на группы. Каждой группе предлагается найти спрятанный где-то в пределах парка или школьного участка «клад», двигаясь по компасу. Ведущий выдаёт маршрутные листы с описанием движения группы.( Например: «Группа «Варяги» — три шага на север, четыре шага — на восток, десять шагов — на юг» и т.д., пока дети на достигнут нужной точки, где спрятаны «сокровища».)
|
Маршрутные листы (составляются аналогично) Клад "со сладостями"
|
||||||||||||||||
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности. |
||||||||||||||||||
Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности. |
Учитель задет вопросы: «Какое открытие вы сделали на этих 2-х уроках?» «Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?» «Чему каждый из вас сегодня научился?» «О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?» |
Развернутые ответы на вопросы:
1) «Зачем люди стремились в путешествия?" 2) «Нужно ли в жизни уметь пользоваться компасом?» |
||||||||||||||||
V этап. Домашняя работа. |
||||||||||||||||||
Цель: формировать умения самооценки своей деятельности. |
Задание представлено на сайте https://learningapps.org/createApp.php Детям выдаются ссылки на задания.
На след.уроке учитель по своему усмотрению выбирает задания для проверки
|
https://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=548603Домашнее задание состоит из 3-х заданий 1).Найди опорные слова по теме урока " Открытие мира. Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас". https://learningapps.org/3654787
|
Задания: 1). |
Приложение 1.
Для детей:
1. Тексты «Древние мореплаватели – первые составители картосхем.».
Первые мореплавателиПервые плавания через океаны были наиболее впечатляющими ввиду огромных трудностей и тягот, с которыми сталкивались капитаны и экипажи их кораблей. Корабли были тесными, неудобными, грязными, хранить еду свежей было негде. Цинга, заболевание, вызванное недостатком витамина С, представляла серьезную проблему. В конце XV в. Васко да Гама потерял две трети экипажа во время плавания к Индии. Цингу можно предотвратить, питаясь свежими фруктами, и капитан Кук не потерял ни одного человека во время второго кругосветного плавания в 1772 г., обеспечив здоровую диету для своей команды. Еще одной проблемой были чрезвычайно ограниченные возможности навигационных приборов. Полинезийцы определяли близость суши по цвету моря, облакам, появлению птиц или просто по запаху. В Европе методы вычисления широты (расстояния от Северного полюса) были доступны еще в 1480-х гг., но определение долготы (расстояние к востоку или к западу) вызывало затруднения вплоть до XVIII в. С тех пор, как маршруты через океаны проложены, отважным мореплавателям приходится искать других приключений, повторяя маршруты древних путешественников, — например, совершив плавание на «Кон-Тики» или в одиночку на яхте.
КолумбВ 1492 г. Христофор Колумб отплыл из Испании, отчаявшись получить в Португалии средства, необходимые для своей экспедиции. На флагманском корабле «Сажа-Мария» и двух кораблях поменьше с экипажем в 120 человек Колумб пересек Атлантический океан, надеясь отыскать более короткий путь в Азию и дать испанцам преимущество перед португальцами, которые достигали Азии, огибая Африку. Суда Колумба побывали у берегов Багамских островов, а затем у берегов Кубы и Гаити. Во время последующих путешествий Колумб открыл множество других островов Карибского моря, а также берега Центральной и Южной Америки. После смерти Колумба другие исследователи продолжали изучать Новый Свет. В их числе был и Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.
«Кон-Тики»Чтобы проверить теорию о том, что жители Полинезии происходят из Южной Америки и пересекли Тихий океан на бальзовых плотах. Тур Хейердал попытался совершить такое же плавание на плоту «Кон-Тики». Несмотря на то что он успешно преодолел 4000 миль, антропологи и историки доказали позже, что полинезийцы происходят от народов Юго-Восточной Азии.
Навигация.
Искусство навигации имеет огромное значение для плавания по океану (см. статью «О Жизни в океане«). Греки изобрели различные приборы, в том числе астролябию, помогающую ориентироваться по звездам. Использование магнитного компаса широко распространилось в XII в. Пользуясь картами, моряки могли определять направление в открытом море. Широту можно вычислить, измеряя угол подъема солнца или звезд над горизонтом с помощью секстанта. Изобретение в 1735 г. хронометра позволило знать точное время на борту корабля, чтобы измерять расстояние от Гринвичского меридиана (Англия) и таким образом определять долготу.
«Дух Сент-Луиса»
Для первых аэропланов океаны представляли такую же преграду, как и для других транспортных средств. Американец Чарльз Линдберг был первым человеком, в одиночку перелетевшим через Атлантический океан без промежуточных посадок. Моноплан с высоко расположенным крылом и одним двигателем был построен специально для полета всего за 60 дней. Линдберг сам помогал собирать первые узлы. Аэроплан получил название «Дух Сент-Луиса» — в честь города, который финансировал этот проект. Линдберг выбрал один двигатель, поскольку хотел свести до минимума число возможных механических поломок. Чтобы облегчить вес, он не взял с собой ни передатчика, ни парашюта — только сандвичи и термос с кофе. В 1927 г. он успешно совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33 ч 30 мин и завоевал приз — 25 тыс. долларов. Сегодня трансатлантические рейсы занимают около семи часов, а сверхзвуковой «Конкорд» затрачивает на перелет всего три часа.
Плавания капитана Кука
Англичанин Джеймс Кук предпринял три плавания вокруг земного шара в 1768-1779гг. Он пользовался новыми навигационными приборами, созданными XVII в., чтобы составить карты побережья Папуа-Новой Гвинеи, Новой Зеландии и Восточной Австралии. Он открыл много островов в северной и южной части Тихого океана, пересекал Северный и Южный полярные круги. Последнее плавание с целью поиска северо-западного прохода близ Ванкувера оказалось неудачным. На обратном пути Кук сделал стоянку у Гавайских островов, открытых ранее. К ужасу товарищей и экипажа, Кук был убит в неожиданно вспыхнувшей схватке с местными жителями.
Одинокий яхтсмен
Джошуа Слокум стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное плавание на парусном судне. Он покинул Новую Шотландию на маленькой деревянной яхте «Спрей» в 1895 г и вернулся в тот же порт в 1898 г. Плавать в одиночку он продолжал до 1909 г, когда бесследно исчез вместе ссудном.
Чжэн Хэ
Китайский флотоводец XV в. Чжэн Хэ был одним из первых исследователей океана. Он возглавил плавание на джонке от берегов Китая на запад, к Красному морю, к Восточной Африке и на юг, к Индонезии. Океанские джонки его времени были больше любых судов, которые строились тогда в странах Запада.
Христофор Колумб
Христофор Колумб (ок. 1451-1506) — самый знаменитый первооткрыватель в мире (см. статью о «Первых путешественниках и первооткрывателях«). Но свое величайшее открытие — открытие Америки — он сделал по ошибке. Родившись в 1451 г. в Генуе (Италия), Колумб еще мальчиком совершил свое первое плавание. В 1479 г. он поселился в Лиссабоне (Португалия), женившись на дочери местного аристократа. Из Лиссабона Христофор Колумб отправлялся во многие морские путешествия и стал искусным мореплавателем. В честь своих выдающихся открытий Колумб получил особый герб.
Путешествие началось
3 августа 1492 г. Христофор Колумб со своей экспедицией на трех кораблях отплыл из Испании. 6 сентября, покинув Канарские острова, корабли вышли в открытый океан. В те времена плавать вдали от берегов было не принято, и команда, не видя земли уже много дней, начала беспокоиться. Когда экспедиция достигла вод странного и загадочного Саргассова моря, многие потребовали вернуться. Христофор Колумб обещал своим спутникам возвратиться домой, если в ближайшие несколько дней не удастся обнаружить признаки земли. Но в своем дневнике он высказал твердое намерение продолжать плавание независимо от недовольства команды. Многие спутники Колумба верили, что они плывут по морям, в которых живут огромные чудовища.
Корабли Колумба
Самым большим кораблем была «Санта-Мария». Ее капитаном был сам Христофор Колумб. «Нинья» по размерам уступала «Санта-Марий». Ею командовал Мартин Алонзо Пинзон. «Пинта» имела такие же размеры, как и «Нинья». Капитаном «Пинты» был брат Пинзона, Висенте Янес. Экипаж всех трех кораблей в общей сложности составляли 104 человека. На борту находилось множество съестных припасов, в том числе живые поросята и куры, солонина, мука, рис, вино и вода. Были также запасные доски и парусина для ремонта кораблей.
Вижу землю! 12 октября 1492 года дозорный на «Пинте» увидел землю. Это был остров Уотлинг, входящий в состав Багамских островов у побережья Америки. Но Христофор Колумб был убежден, что достиг берегов Китая. Недооценивая огромное расстояние до Дальнего Востока, он поначалу совсем не удивился, наткнувшись на неведомую землю. До конца своих дней Колумб не допускал и мысли об ошибке и не осознавал значение своего открытия. Колумб назвал открытый им остров Сан-Сальвадор. Жители острова оказались дружелюбны и охотно обменивались товарами с испанцами. Никаких подтверждений тому, что экспедиция достигла Дальнего Востока, у Колумба не было. Однако он упорно верил, что цель близка. Взяв несколько проводников из туземцев, Христофор Колумб продолжил плавание в поисках Китая и его сокровищ. Экспедиция побывала на Кубе, а затем на острове Ла-Эспаньола (теперь — Испаньола). Колумбу не терпелось вернуться в Испанию и рассказать о своих открытиях. Несчастье и триумфВ Рождество 1492 г. «Санта-Мария» разбилась, наткнувшись на риф у берегов Ла-Эспаньолы. Христофору Колумбу пришлось оставить на острове 43 своих спутника — на других судах места им не нашлось. Когда он вернулся в Испанию, его встречали как героя. Открытые им острова получили название Индии, так как путешественники думали, что они побывали у берегов Азии в Индийском океане.
Вторая экспедиция.
В 1493 г. Христофор Колумб отправился в Индию с новым флотом, но плавание оказалось неудачным. Прибыв на Ла-Эспаньолу, он узнал, что людей из его команды, оставленных на острове, убили индейцы. Колумб основал новое поселение, но плохо управлял им, жестоко расправлялись и с туземцами, и с испанцами.
Колумб в немилости
Вести о жестокостях Христофора Колумба достигли Испании, как только его экспедиция вернулась домой в 1496 г. И все же король и королева, хотя и были разгневаны поведением Колумба, вновь отправили его в Индию в 1498 г. Однако волнения среди туземцев так напугали Фердинанда и Изабеллу, что они назначили на новые земли другого губернатора. Христофор Колумб, не сумев подавить мятеж на Ла-Эспаньоле, прибыл на Кубу, и там новый губернатор арестовал его и в цепях отправил в Испанию. Позже Изабелла простила Колумба, но гордость знаменитого мореплавателя была жестоко уязвлена. Он утверждал, что его намерения были неверно поняты, и завещал похоронить себя в цепях — в память о позоре, которому подвергся.
Приложение 2.
2. Модель компаса для групповой работы. Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-25649-kak-sdelat-v-domashnih-usloviyah-kompas#ixzz4iRn9McSs или http://www.kakprosto.ru/kak-25649-kak-sdelat-v-domashnih-usloviyah-kompas
Совет 1: Как сделать в домашних условиях компасКомпас – не такая вещь, которую можно найти в каждом доме, но сделать его самостоятельно не составит большого труда. Из подручных средств, которые наверняка окажутся у каждого, можно изготовить простейший компас, который позволит вам определить стороны света.
Инструкция
1
1. Возьмите небольшой отрезок поролона или пенопласта размером со спичечный коробок. Он будет выступать как подложка для стрелки компаса, которую следует изготовить из любой иголки. Вместо поролона можно использовать и пенопласт. Главное, чтобы материал, из которого будет сделана подложка, не тонул в воде и был легким.
2
2. Теперь нужно намагнитить импровизированную стрелку компаса с одной стороны и размагнитить ее с другой. Если вы не видите у себя дома магнитов, осмотритесь по сторонам. Вы обнаружите, что на дверцах шкафов магнит можно найти в фиксаторах, удерживающих дверцы в закрытом состоянии. Кроме того, в любом аудио динамике можно найти магнит, который является одним из главных компонентов динамика. Не обязательно вытаскивать магнит. Просто подержите конец иглы у магнита около минуты – этого будет достаточно, чтобы его намагнитить.
3
3. Следующим этапом нужно размагнитить другой конец иглы. Сделать это можно с помощью огня. Используйте зажигалку, спички или конфорку кухонной плиты, чтобы слегка нагреть кончик иглы (противоположенный тому, который намагничен).
4
4. Налейте в чашку, глубокую тарелку или любую другую неметаллическую посуду воду почти до краев и опустите на поверхность подложку с иглой. Под влиянием законов физики иголка повернется таким образом, что один ее конец будет смотреть на Север, а другой на Юг. Как вы уже догадались, намагниченный конец будет указывать на Север.
Приложение 3.
маршрутные листы- пробный вариант "клад" (сундук с 5-ками)
Елена Корытникова
Вахрина Мария Ивановна