Открытый урок «Музыка в цирке» (Музыка, 1 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А. ГОРИШНЕГО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по музыке в 1 классе
на тему: «Музыка в цирке»
Дата проведения: 13 апреля 2021 г.
Время: 09.50.
Горшкова Анастасия Геннадиевна,
учитель музыки, МХК
г. Симферополь, 2021г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА МУЗЫКИ.
Учитель: Горшкова Анастасия Геннадиевна
Предмет: Музыка, 1 класс
УМК «МУЗЫКА» АВТОРОВ Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014 ГОД.
Урок № 27
Тема урока: «Музыка в цирке»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Комбинированный урок.
Цель: познакомить детей с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, с музыкой И. Дунаевского, Д. Кабалевского.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, создать праздничную атмосферу музыкального циркового представления.(быть участниками цирка, театрализованный урок). Определение роли музыки в цирке.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов: понятие марша, мажор.
Задача: Познакомить со значением музыки в цирке.
Формирование УУД:
Личностные действия: Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные действия: Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные действия: Научатся сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к разным жанрам.
Коммуникативные действия: Научатся исполнять песни, рассуждать на тему, отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: Уметь: определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Оборудование: Музыкальная колонка, планшет,телевизор, карточки на доске,портрет композитора И.О. Дунаевский,карточки для «Цветовой диагностики»,письмо волка и зайца, синтезатор,видеоклипы, музыкальные произведения, видеоклипы музыкальных произведений, носики, колпачки для клоуна, раскраска клоун.
Музыкальный материал: Д.Б.Кабалевский «Клоуны», И.О.Дунаевский «Выходной марш», «Галоп», Мельникова Людмила Браво (Дрессированный щенок).
ХОД УРОК
Этапы урока | Деятельность учителя | Музыкальный материал | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент (2 минуты)
| Здравствуйте ребята! Рада Вас всех видеть на уроке музыки! А сейчас споём нашу вступительную песенку про Колокольчик. | Песенка «Колокольчик нам поёт, всех на музыку зовёт».
| Пение песни под синтезатор. | Проявление эмоциональной отзывчивости |
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)
| Все знают, что в жизни есть праздники: дни рождения, 8 марта, Новый год, но есть места, где каждое представление – это праздник. Там блестящие, яркие разноцветные костюмы и веселые маски, остроумные клоуны. Наши любимые животные выступают в необычных ролях. Звуки оркестра создают радостное настроение. Где же это бывает? (в цирке) Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке? Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались? (о цирке) Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в цирке» (на доске открыть табличку) Цирк – это веселые клоуны, акробаты, дрессированные звери. Представьте, что заяц и волк пригласили нас в цирк и прислали письмо (достать письмо) Я его вам зачитаю: «Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц». Кто ответит? Давайте поможем зайцу и волку! Для начала я предлагаю просмотреть начало мультфильма «Ну погоди в цирке» без музыкального сопровождения. Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна. Скажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? (ответы детей) Интересно ли смотреть мультфильм без музыки? (ответы детей) Ну что ж, будем разбираться дальше. Итак, музыкальное путешествие на цирковое представление продолжается. И вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с этого начнем. Давайте попробуем встать у своих парт и попытаемся представить, как выходят клоуны в цирке. Итак, на арену! (маршируют без музыки). |
Видеоролик -Олег Попов «Цирк, цирк, цирк».
Мультфильм «Ну погоди в цирке» без музыки. | Слушание. Размышление о цирке. Размышление о роли музыки в цирке.
Импровизация движений марша без музыки. Распределение ролей: пытаются маршировать, изображая жонглеров, акробатов, силачей, фокусников.
| Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека |
3. Изучение нового материала. Организация слушательской и исполнительской деятельности. (5 минут)
| Почему у вас ничего не получается? Шли толпой потому, что не было музыки. Можно ли представить спектакль в цирке без музыки? В какие моменты в цирке звучит музыка? Какая музыка украшает цирковое представление? Правильно – марш (открыть табличку). Мы с вами сегодня узнали еще один жанр музыкальных произведений – это марш. Марш – это музыкальное произведение четкого ритма, мужественного звучания, предназначенное для сопровождения коллективного шествия. Музыку композитора Исаака Осиповича Дунаевского (портрет композитора на доске) знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Под звуки этого марша на сцену выходят все цирковые артисты, участвующие в представлении. Давайте послушаем «Выходной марш» Дунаевского и попробуем под нее промаршировать у своих парт. Представьте, что вы клоуны, жонглёры, акробаты, силачи, фокусники, которые выходят на арену цирка. На углу стола у Вас лежат носики, шапочки клоуна, прошу их взять и надеть на себя. Как вы думаете, какое настроение у зрителей создает эта музыка? Итак, когда звучит радостная, праздничная музыка мы говорим о том, что у этой музыки мажорный лад. Мажор (табличка на доске) – это весёлый лад в музыке. |
И. Дунаевский «Выходной марш» | Слушание. Интонационно-образный анализ, выявление особенности жанра марша
Распределение ролей: пытаются маршировать, изображая жонглеров, акробатов, силачей, фокусников. Рассуждение по теме. | Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. |
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Моделирование проблемной ситуации: «Представьте, что лошади бегут по кругу. А как звучит в это время музыка?» (8 минут)
| Скажите, а вы любите смотреть на выступление артистов с цирковыми лошадьми. Наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошади бегают по кругу? Выступление наездников тоже всегда сопровождается музыкой. Давайте её послушаем (табличка на доске) Как звучит музыка? Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой номер? Кто скажет, какой лад у музыки? Давайте попробуем изобразить бег лошадки выстукиванием кулачками по парте сначала без музыки. Ну а теперь попробуем изобразить цокот бегущих лошадок, но уже с музыкой. Мы не смогли четко изобразить цокот лошадей без музыки, а вот с музыкой у нас получилось намного лучше. Скажите, а могли бы четко выполнить цирковые трюки лошади и артисты без музыки? Значит мы с вами можем сделать вывод, что музыка нужна и важна в цирковом представлении. Скажите, а что бывает в цирке в перерыве представлений? |
Видеоклип «Галоп» И. О. Дунаевского.
Видеоклип «Галоп» И. О. Дунаевского.
| Разрешение проблемной ситуации, определение действия под музыку, ответы на поставленные вопросы.
Импровизация бег лошадки (кулачками по парте без музыки). Импровизация бег лошадки (кулачками по парте с музыкой). Диалог детей с учителем. | Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. |
5. Физкультминутка. (2 минута)
| Правильно – антракт. Вот и мы с вами устроим музыкальную физкультминутку. Встали у Ваших парт. Повторяем движения из видеоролика. Антракт закончился, и мы продолжаем наше представление. | Видеоролик «Музыкальная физкультминутка».
| Антракт. Действия детей под музыку.
| Создание праздничную атмосферу музыкального циркового представления, умение отдохнуть. |
6.Организация вокально-хоровой работы. (8 минут) | Итак, мы с вами помогли цирковым артистам выйти на арену цирка, просмотрели выступление на лошадях, а кто еще выступает на арене цирка? (дрессировщики). Дрессировщики выступают с разными животными. ( Перечислите их.) А мы с вами знаем песню о дрессированном щенке, давайте ее исполним. Песня «Дрессированный щенок» Спасибо, вы молодцы, мне понравилось ваше эмоциональное исполнение. |
Мельникова Людмила Браво (Дрессированный щенок). | Пение песни под фонограмму (плюс) | Формируется процесс осознания содержания вокального произведения. |
7. Рефлексия деятельности. (Итог урока 3-4 минуты) | Скажите, о чем мы с вами говорили на уроке? (о цирке, об артистах цирка, о музыке в цирке) Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? (Ответы детей) Правильно, мы сегодня с вами узнали мажорный лад музыкального произведения, узнали жанр музыкального произведения – марш, познакомились с произведениями И.О. Дунаевского. Мы помогли разрешить проблему волка и зайца? А как, по-вашему, нужна музыка в цирке или нет мы узнаем проведя цветовую диагностику? Цветовая диагностика: Предлагаю провести цветовую диагностику, чтобы увидеть нужна ли музыка в цирке или нет? Учащиеся поднимают карточки, которые соответствуют их мнению. (Красная карточка, да музыка нужна в цирке, белая не нужна). Правильно, музыка помогает делать представление ярче, красочней, зрелищней. В конце урока мы должны с вами подвести итог всего нашего сегодняшнего урока. Итак, мы сегодня с вами повторили, какой лад музыкального произведения?(мажорный) Жанр? (где мы с вами выходили под маршевую музыку)– (марш), и определили роль музыки в цирке. Познакомились с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, с музыкой И. Дунаевского и были участниками цирка. Артисты цирка прислали вам подарок, за вашу музыкальность, умение слушать музыку, за ваше исполнение песни. А чтобы этот подарок стал ярче и красочней как цирк, давайте возьмем в руки цветные карандаши и разукрасим его. А пока вы будете рисовать, я предлагаю вам послушать песню «Клоуны». Вот и подошло к концу наше Цирковое представление. Всем спасибо за урок. До новых музыкальных встреч. | .
Д. Кабалевский «Клоуны» «Песня о цирке» О. Попова. | Ответы детей на поставленные вопросы. Учащиеся поднимают карточки, которые соответствуют их мнению. (Красная карточка, да музыка нужна в цирке, белая не нужна). Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке. Слушание музыкального произведения, выполнение задания. Выход детей под музыку О. Попов «Песня о цирке» | Личностное отношение при восприятии музыки. Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, |